СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «шахматная азбука» общеинтеллектуального направления 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» предназначена для 3 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе» 2017г., с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «шахматная азбука» общеинтеллектуального направления 3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г. о. Подольск



РАССМОТРЕНО


На заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

___________ Рыжкова Н. А.

Протокол №______ от

«___» __________ 2021г.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по УВР _____Петрова Н.В.

«___» ___________ 2021 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СОШ №32


__________С.И. Тухватулина

Приказ №______ от

«___» ____________2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

3 Д КЛАСС




Учебных недель: 34

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34





Составитель:

Твёрдая Валентина Николаевна,

учитель начальных классов











2021-2022 учебный год

Содержание

1. Общие цели курса «Шахматная азбука» ……………………...………................................3

2. Планируемые результаты изучения курса «Шахматная азбука» ………………....…......4

3. Содержание курса «Шахматная азбука» ……..…..…………………..…………………....6

4. Тематическое планирование …………………………..…….………..……………………7

5. Календарно-тематическое планирование…………………………………………..……...7

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение……………….…….….8












































Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» предназначена для 3 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе» 2017г., с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

В 3 классе на внеурочную деятельность «Шахматная азбука» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.


Общие цели курса «Шахматная азбука»

Цель программы:

создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы подразделяются на общие и образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

  • массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

  • приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

  • открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

  • выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта;

  • привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

  • приобретению знаний из истории развития шахмат;

  • постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

  • овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

  • освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

  • знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

  • изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

  • представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

  • первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

  • приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

  • воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

  • формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

Планируемые результаты изучения курса «Шахматная азбука»

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение к занятиям;

  • интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • понимание значения и ценности занятий;

  • умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • познавательного интереса к шахматам;

  • эмоционально-ценностного отношения к результатам работы;

  • развитие любознательности и сообразительности;

  • развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • анализировать предлагаемую информацию;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без

нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элемен­тарные задачи на мат в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать цену каждой шахматной фигуры;

  • использовать технику матования одинокого короля двумя ладьями, фер­зём и ладьёй, ферзём и королём;

  • владеть способом взятия на проходе;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, гори­зонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длин­ная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, ко­роль), правила хода и взятия каждой фигуры;

  • иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;


Содержание

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при 15 равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Из истории шахмат (1 час)

Основные содержательные линии. История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры (20 часов)

Основные содержательные линии. Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат». Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом, реализация лишней пешки.

Конкурсы решения позиций (4 часа)

Основные содержательные линии. Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приёмы «завлечение», «отвлечение», «спёртый мат».

Соревнования (8 часов)

Основные содержательные линии.

Шахматные праздники (1 час)

Участие в школьном спортивно-шахматном празднике.

Формы организации учебных занятий:

  1. индивидуальные,

  2. групповые,

  3. коллективные (игровая деятельность).

Основные виды учебной деятельности на занятиях:

  1. игровая деятельность,

  2. познавательная деятельность,

  3. проблемно-ценностное общение,

  4. спортивно-оздоровительная деятельность


Тематическое планирование


п/п

Название раздела/темы

Количество

часов

на изучение

Из истории шахмат

1

Базовые понятия шахматной игры

20

Конкурсы решения позиций

4

Соревнования

8

Шахматные праздники

1


Итого

34


Календарно- тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Плановые сроки прохождения

Скоррект.

сроки прохождения

Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований.



Матование одинокого короля разными фигурами (повторение).



Тактические комбинации и приёмы«связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение).



Тактические комбинации и приёмы«двойной шах», «открытый шах» (повторение).



Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?



Тактический приём «завлечение.



Тактический приём «отвлечение».



Тактический приём «уничтожение защиты».



Тактический приём «спёртый мат».



Сочетание тактических приёмов .



Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?



Борьба за инициативу.



Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля.



Атака на рокировавшегося короля.



Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?



Шахматный турнир.



Шахматный турнир.



Шахматный турнир.



Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план.



Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата.



Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом».



Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля.



Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой.



Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата.



Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки.



Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?



Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д.Садвакасов.



Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен.



Шахматный турнир. Игровая практика.



Шахматный турнир. Игровая практика.



Шахматный турнир. Игровая практика.



Шахматный турнир. Игровая практика.



Шахматный турнир. Игровая практика.



Шахматный праздник.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методические пособия

  1. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017 – 35 с.

  2. Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Е.А.Прудникова, Е.И. Волкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 159с.

Материально-техническое обеспечение

Классная доска.

Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.

Документ-камера.

Интерактивная доска.

Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!