СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «шахматная азбука» общеинтеллектуального направления 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» предназначена для 2 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе» 2017г., с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «шахматная азбука» общеинтеллектуального направления 2 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г. о. Подольск



РАССМОТРЕНО


На заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

___________ Рыжкова Н. А.

Протокол №______ от

«___» __________ 2020г.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора

по УВР _____Петрова Н.В.

«___» ___________ 2020 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МОУ СОШ №32


__________С.И. Тухватулина

Приказ №______ от

«___» ____________2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

2 Д КЛАСС




Учебных недель: 34

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34








Составитель:

Твёрдая Валентина Николаевна,

учитель начальных классов












2020-2021 учебный год

Содержание

1. Общие цели курса «Шахматная азбука» ……………………...………....................................3

2. Планируемые результаты изучения курса «Шахматная азбука» ………….………....…......4

3. Содержание курса «Шахматная азбука» ……..…..……………………..…………………....6

4. Тематическое планирование ……………………………..…….………..…………………….7

5. Календарно-тематическое планирование……………………………………………..……....7

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение………………….…….….8












































Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» предназначена для 2 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы Е. А. Прудниковой, Е. И. Волковой «Шахматы в школе» 2017г., с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует общеинтеллектуальное направление.

Во 2 классе на внеурочную деятельность «Шахматная азбука» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.


Общие цели курса «Шахматная азбука»

Цель программы:

создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы подразделяются на общие и образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

  • массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

  • приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

  • открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

  • выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта;

  • привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

  • приобретению знаний из истории развития шахмат;

  • постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

  • овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

  • освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

  • знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

  • изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

  • представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

  • первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

  • приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

  • воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

  • формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.




Планируемые результаты изучения курса «Шахматная азбука»



Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение к занятиям;

  • интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • понимание значения и ценности занятий;

  • умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • познавательного интереса к шахматам;

  • эмоционально-ценностного отношения к результатам работы;

  • развитие любознательности и сообразительности;

  • развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место;

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • анализировать предлагаемую информацию;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.).

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без

нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элемен­тарные задачи на мат в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать цену каждой шахматной фигуры;

  • использовать технику матования одинокого короля двумя ладьями, фер­зём и ладьёй, ферзём и королём;

  • владеть способом взятия на проходе;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, гори­зонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длин­ная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, ко­роль), правила хода и взятия каждой фигуры;

  • иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;


Содержание курса «Шахматная азбука»



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира.

Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры.

Базовые понятия шахматной игры

Основы шахматной игры (повторение материала 1-го года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.
Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры вначале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской.


Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали».

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение.

Соревнования

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

Шахматный праздник

Участие в школьном шахматном празднике.

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют
управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике.

Основные формы работы: 

индивидуальные, групповые, коллективные (игровая деятельность).



Тематическое планирование


п/п

Название раздела/темы

Количество

часов

на изучение

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

1

Базовые понятия шахматной игры

20

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

4

Соревнования

8

Шахматные праздники

1


Итого

34



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Плановые сровки прохождения

Скоррект. сроки прохождения

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат 1 ч

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

01.09.


Базовые понятия шахматной игры 20 ч

Шахматные фигуры (повторение).

08.09.


Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

15.09.


Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение).

22.09.


Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

29.09.


Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

06.10.


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

13.10.


Тактический приём «двойной удар».

20.10.


Тактический приём «связка».

27.10.


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

10.11.


Тактический приём «ловля фигуры».

17.11.


Тактический приём «сквозной удар».

24.11.


Мат на последней горизонтали.

01.12.


Тактический приём «открытый шах».

08.12.


Тактический приём «двойной шах».

15.12.


Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

22.12.


Основы игры в дебюте: атака на короля.

29.12.


Основы игры в дебюте: атака на короля.

12.01.


Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

19.01.


Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

26.01.


Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

02.02.


Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций 4 ч

Основы анализа шахматной партии.

09.02.


Основы анализа шахматной партии.

16.02.


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

02.03.


Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

09.03.


Соревнования 8 ч

Шахматный турнир. Игровая практика.

16.03.


Шахматный турнир. Игровая практика.

30.03.


Шахматный турнир. Игровая практика.

06.04.


Шахматный турнир. Игровая практика.

13.04.


Шахматный турнир. Игровая практика.

20.04.


Шахматный турнир. Игровая практика.

27.04.


Шахматный турнир. Игровая практика.

11.05.


Шахматный турнир. Игровая практика.

18.05.


Шахматные праздники 1 ч

Шахматный праздник.

25.05.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Учебно-методическая литература

Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017 – 35 с.


Учебные пособия

Шахматы в школе. Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е.А.Прудникова, Е.И. Волкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с.

Оборудование рабочего места учителя:

Классная доска

Персональный компьютер с принтером

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран размером.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного обору­дования и пр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!