СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование уроков иностранного языка с использованием активных методов обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена активным методаи обучения на уроках иностранного языка

Просмотр содержимого документа
«Проектирование уроков иностранного языка с использованием активных методов обучения»

Ваганова Ж.В.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Проблема современной школы - низкая учебная мотивация и нежелание учиться. Как сделать обучающегося активным? Как сделать каждый урок продуктивным и интересным?

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому» (Руссо Жан-Жак).

Необходимо изменение роли ученика. Ученик перестаёт быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем: участвует в постановке целей и задач каждого урока; определяет план своей работы; выбирает средства и способы достижения поставленных целей; активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. 

Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активные методы обучения направлены на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Человек запоминает: только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

АМО для ученика – это игра, творчество, соревнование, самостоятельность, ответственность, интерес и мотивация. Каждому этапу урока – свои активные методы: для начала урока, для выяснения целей, ожиданий и опасений; в ходе презентации учебного материала; для организации самостоятельной работы над темой; Активные методы релаксации и подведения итогов урока.

Какие методы помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе? Это приемы «Отгадай слово», размышления над интересными цитатами и высказываниями. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы», Метод «Почтовый ящик» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Методы «Комплименты», «Что у меня на сердце» помогают выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, создать ситуацию успеха.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие приемы, как позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Игры способствуют - созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Место игр на уроке (как и любого активного метода) и отводимое время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между учениками распределяются роли.

Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками.

Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению. Цель игры считается достигнутой в двух случаях: участник убедился, что у него все получается; участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких знаний и навыков надо бы получить побольше.

Следует соблюдать правила:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Метод «Следопыт» направлен на то, чтобы научить ребят работать с различными источниками информации. Учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например, «Faces of London». Далее учащимся предлагается вспомнить основные объекты (понятия), которые связаны с этой темой и записать их на доске (музеи, художественные галереи, соборы, парки). Вариант посложнее – веб – квест: это проблемное задание с элементами ролевой игры и использованием ресурсов Интернета.

Для развития критического мышления подходят смысловое чтение, рассуждение или написание эссе с выражением собственного мнения. Кластер - приём графической систематизации материала (выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди). Мысли "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.  Данный прием можно использовать на любом этапе урока

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Особенности презентации учебного материала с использованием видео: информативная насыщенность (информация подается динамично); динамичность и эмоциональность введения материала; возможность использования различных режимов работы (со стоп-кадром, видеодорожкой при выключенной аудиодорожке и т.д.); возможность разделить фильм на видеофрагменты.

Достоинства активных методов обучения: формируют положительную учебную мотивацию; повышают познавательную активность обучающихся; активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс, помогают концентрировать внимание на учебной задаче; стимулируют самостоятельную деятельность; помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации; развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося; раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.

Проблемы использования АМО :

Дети имеют свои особенности, поэтому не всегда могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся рабочий шум при обсуждении проблем.

Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.

Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелание ученика участвовать в процессе обучения.
Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт.

При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных приемов и методов, нет сверхэффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приемы не могут быть самоцелью. Не надо стремиться к педагогической моде, а надо глубоко анализировать и учитывать каждый из методов, эффективность его использования, построенную на основе дидактических принципов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!