СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация требований ФГОС СПО в деятельности преподавателя

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

 

Современное качество содержания среднего профессионального образования основано на формировании компетенций. В связи с этим, одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности учебного заведения СПО является уровень профессиональной компетентности преподавателей, определяющий качество подготовки будущих специалистов. 

 Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях, а также избегать ряд проблем среди которых: ригидность мышления педагога (тяготение к «старым», традиционным методам и формам обучения), отсутствие у определенной части преподавателей педагогического образования, а также усталость от необходимости нахождения в процессе постоянного переделывания чего-либо, что в совокупности являются факторами скрытого сопротивления инновационным изменениям.

Между тем, реальные изменения в процессе подготовки специалистов СПО в русле последних требований, в частности, внедрения ФГОС возможно только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога, осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты реализации требований ФГОС СПО

  

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога СПО. Это необходимо в первую очередь, чтобы получить «на выходе» компетентного специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС.

Индикатором компетентности современного преподавателя СПО, что является ведущим компонентом профессионального потенциала личности - это ориентация на потребителя образовательной услуги. Педагог выясняет потребности студента, как будущего специалиста и постоянно работает над их удовлетворением. Таким образом, положительное ожидание как характеристика межличностного понимания очень важно для ориентации на достижение поставленной цели в процессе реализации ФГОС и поддержки компетенции ориентация на потребителя.

Таким образом, мы определили, что под профессиональной компетентностью принято понимать характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний современного педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Таким образом, в общем смысле под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно заданным стандартам ФГОС. 

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, работающего в среднем профессиональном учреждении, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у  педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам  педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

В ходе обучения студенты должны приобрести профессиональные компетенции и развить общие компетенции. Но для достижения данной цели преподаватель сам должен быть компетентен во многих областях. Компетенции – главное слово, которое звучит при упоминании о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. В итоге компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования СПО.

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятия «компетентность». Данный термин широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей: профессионализм,  квалификация.

То есть современный  квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.  

«Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор).

В  качестве структурных компонентов профессиональной компетентно­сти преподавателя образовательного учреждения СПО следует выделить:

1. Предметную компетентность, включающую знания и умения в области преподаваемой дисциплины, компетентный преподаватель непременно должен владеть научными знаниями в области преподаваемой дисциплины.

2. Социально-правовую компетентность – включающую знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения.

3. Психолого-педагогическую компетентность, которая включает знание психологии учебно-познавательной деятельности студентов; знание психологии педагогического общения; основы психодиагностики, а педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и педагогических и научно-исследовательских способностей, необходимых ему для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Преподаватель колледжа должен знать: цели и содержание ФГОС СПО, принципы построения содержания профессионального образования, современные педагогические технологии, должен правильно планировать и организовывать занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих процесс творческого познания  и добывания собственных знаний, формирования умений и компетенций самими студентами.

4. Коммуникативную компетентность, представляющую собой умение выстраивать общение преподавателя со студентами, своими коллегами. Для этого преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия.

6. Персональную компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

7. Креативную компетентность преподавателя, которая проявляется в способности к творчеству: интуиция, ассоциативность, одухотворенность, воображение; чувство новизны; гибкость и критичность ума, изобретательность, самобытность; способность к анализу, синтезу и комбинированию; способность к предвидению, переносу опыта; способность ставить и решать нестандартные задачи; стремление к новому, свободе и др.

8. Экстремальную компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях.

Также выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности

- бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);

- сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);

- актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);

- сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

Этапы формирования профессиональной компетентности:

- самоанализ и осознание необходимости;

- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

- самопроявление, анализ, самокорректировка.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе подготовки специалистов СПО в свете современных требований внедрений ФГОС, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов данной сферы. Профессиональная компетентность современного педагога зависит от многих составляющих. Основное место в развитии профессиональной компетентности педагогических работников колледжа отводится организации научно-методической работы, которая должна быть адресной, гибкой, вариативной и, в первую очередь, учитывающей потенциальные и реальные ресурсы отдельного индивида, которые определяются мониторинговыми исследованиями.

Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности граждан России его качеством, и в конечном итоге переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности современного российского образования с мировыми лидерами в этой сфере – всё это вносит изменения в характер деятельности педагогов СПО.

Достижение настоящей цели предполагает повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня преподавателю необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования; но и овладев современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрить инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие и формирование профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса СПО в условиях перехода к стандартам нового поколения, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. В процессе реализации ФГОС это направление требует особого внимания. ФГОС СПО дают не только большие полномочия образовательным учреждениям в определении содержания программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по соответствующим специальностям с учётом потребностей регионального рынка труда, но и устанавливают жёсткие требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена.

Среди основных направлений для реализации профессиональной компетентности современного преподавателя СПО являются следующие:

1. Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);

2. Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава среднего профессионального учреждения и организации его деятельности в свете ФГОС;

3. Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса с применением ИКТ;

4. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам ФГОС;

5. Применение исследовательского мониторинга и диагностики в использовании прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС;

6. И самое главное - самообразовательная  работа преподавателя, а именно чтение методической, педагогической и предметной литературы, использование интернет-ресурсов, систематическое прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров,  конференций, уроков коллег, общение с другими преподавателями СПО в Интернете, проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег, изучение информационно-компьютерных технологий,  разработка методических материалов, участие в региональных, всероссийских, дистанционных конкурсах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете, а также исследовательская деятельность педагога СПО.

 

 

 

2 Практическая реализация современных требований ФГОС СПО

 

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Определение Ворлдскиллс Россия: форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Программа разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития образовательного учреждения на среднесрочную перспективу.

В процессе разработки Программы нами проведен сравнительный анализ действующих ФГОС СПО и ФГОС СПО по ТОП -50, выявлены их особенности. ФГОС СПО по ТОП-50 – это новые стандарты, которые  приведены в соответствие с международными требованиями и профессиональными стандартами, в них повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования, введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников, введен демонстрационный экзамен как часть государственной итоговой аттестации, введено новое понятие и состав компетенций, структура ФГОС приведена в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в РФ», появились ФГОС по укрупненной группе специальностей, увеличен срок обучения, введены обязательные дисциплины «Психология общения», «Коммуникативный практикум», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и др. особенности.

При разработки Программы нами проведен PEST-анализ и SWOT-АНАЛИЗ; определены сильные, слабые  стороны, возможности и угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50.

Сильные  стороны:

1.Принципиальное отличие от других образовательных организаций (создано региональное учебно-методическое объединение по направлению Дизайн, Бухгалтерский учет).

2.Позитивный имидж в социуме.

3.Высокая квалификация персонала.

4.Использование площадей и ресурсов предприятия-партнера.

5.Спрос на данную специальность.

6.Востребованность выпускников колледжа.

Возможности:

  1. Наличие ресурсов на своевременную подготовку педагогических кадров.
  2. Обновление учебной и учебно-методической литературы за счёт предприятий-партнеров.
  3. Сохранение контингента обучающихся за счет повышения качества профориентационной работы.
  4. Привлечение к преподаванию высококлассных специалистов-практиков.

Угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50:

  1. Незаинтересованность предприятий-партнеров в совместной реализации данного проекта.
  2. Понижение качества образовательного процесса за счет увеличения объема учебной нагрузки.
  3. Консервативный подход определенных преподавателей по отношению к изменению традиционной системы обучения.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что сильные стороны и возможности  колледжа превалируют над слабыми сторонами и угрозами, которые можно минимизировать на первой стадии реализации программы.

ЦЕЛЬ разработанной Программы: Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (далее - ФГОС СПО по ТОП-50)  в профессиональной образовательной организации.

Задачи программы:

  1. Создание  условий для  реализации образовательных  программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО по ТОП-50.
  2. Апробация реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50.
  3. Мониторинг внедрения и оценка качества подготовки кадров по ФГОС  СПО по ТОП-50.

4.Осуществление финансового обеспечения реализации ОПОП в соответствии  с ФГОС СПО по ТОП 50.

Нами определена модель реализации Программы «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным  и перспективным  профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в ГБПОУ РО «ВТИТБиД».

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом,  под   профессиональной  компетентностью  будем  понимать  характеристику  деловых  и индивидуальных  качеств  специалистов,  отражающую степень умений, знаний, навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного  рода  деятельности,  которая  связана  с  принятием  решений. Основываясь на результатах опроса было выявлено, что педагогический состав колледжа на 96% соответствует требованиям ФГОС. Больше 90% преподавателей имеют высшее образование и преподают дисциплины, соответствующие специальности. Каждый опрошенный педагог создает условия для воспитания и развития обучающихся; проводит консультации; использует современные технические средства обучения; выполняет контроль и оценку результатов работ студентов. Преподаватели знают свои должностные обязанности и соблюдают их на высшем уровне.

Итак: уровень профессиональных компетенций развит не однородно. Не в полной мере профессиональные компетенции педагогов соответствуют требованиям профессионального стандарта. Одной из причин такого не совпадения, является разная возрастная категория педагогического состава. Молодые специалисты, только прибывшие на работу, еще не имеют материально- практической базы знаний. В связи с этим, наибольшего внимания требует развитие компетенций: наличие собственных методических разработок, организация мероприятий в области преподаваемого предмета.

Профессиональная компетентность современного педагога  СПО в процессе внедрения  ФГОС  -  непростой   и  многосторонний  процесс, основанный  не  только  на  общепедагогических  принципах,  но и на современных  требованиях  к  подготовке  специалистов.  Безусловно, невозможно  сделать  так,  чтобы  педагогический  коллектив  в полном объеме обладал  высоким  уровнем профессиональной компетентности,  однако  в  этом  и состоит  одна  из  основных  задач  ФГОС в работе среднего профессионального учреждения

 

Просмотр содержимого документа
«Реализация требований ФГОС СПО в деятельности преподавателя»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОННАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»









АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА



Проект: «Реализация требований ФГОС СПО в деятельности преподавателя»







Выполнил:

Борзенкова Ирина Николаевна,

ГБПОУ РО «Волгодонский техникум

информационных технологий,

бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»

(Ф.И.О., наименование ОУ)









Ростов - на - Дону

2



022г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..

4

1 Теоретические аспекты реализации требований ФГОС СПО…………

5

2 Практическая реализация современных требований ФГОС СПО.........

12

Заключение…………………………………………………………………...

14

Список использованных источников……………………………………….

15



































Введение

 

Современное качество содержания среднего профессионального образования основано на формировании компетенций. В связи с этим, одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности учебного заведения СПО является уровень профессиональной компетентности преподавателей, определяющий качество подготовки будущих специалистов. 

 Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях, а также избегать ряд проблем среди которых: ригидность мышления педагога (тяготение к «старым», традиционным методам и формам обучения), отсутствие у определенной части преподавателей педагогического образования, а также усталость от необходимости нахождения в процессе постоянного переделывания чего-либо, что в совокупности являются факторами скрытого сопротивления инновационным изменениям.

Между тем, реальные изменения в процессе подготовки специалистов СПО в русле последних требований, в частности, внедрения ФГОС возможно только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога, осознающего меру своей ответственности перед студентами, собой и всего общества.










1 Теоретические аспекты реализации требований ФГОС СПО

  

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога СПО. Это необходимо в первую очередь, чтобы получить «на выходе» компетентного специалиста из неопытного абитуриента. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС.

Индикатором компетентности современного преподавателя СПО, что является ведущим компонентом профессионального потенциала личности - это ориентация на потребителя образовательной услуги. Педагог выясняет потребности студента, как будущего специалиста и постоянно работает над их удовлетворением. Таким образом, положительное ожидание как характеристика межличностного понимания очень важно для ориентации на достижение поставленной цели в процессе реализации ФГОС и поддержки компетенции ориентация на потребителя.

Таким образом, мы определили, что под профессиональной компетентностью принято понимать характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний современного педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Таким образом, в общем смысле под профессиональной компетентностью понимается способность специалиста в той или иной области, успешно решать задачи профессиональной деятельности согласно заданным стандартам ФГОС. 

Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, работающего в среднем профессиональном учреждении, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у  педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам  педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

В ходе обучения студенты должны приобрести профессиональные компетенции и развить общие компетенции. Но для достижения данной цели преподаватель сам должен быть компетентен во многих областях. Компетенции – главное слово, которое звучит при упоминании о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования. В итоге компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования СПО.

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятия «компетентность». Данный термин широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей: профессионализм,  квалификация.

То есть современный  квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.  

«Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса» (В.А. Адольф кандидат  ф.м.н., доктор пед. наук,  профессор).

В  качестве структурных компонентов профессиональной компетентно­сти преподавателя образовательного учреждения СПО следует выделить:

1. Предметную компетентность, включающую знания и умения в области преподаваемой дисциплины, компетентный преподаватель непременно должен владеть научными знаниями в области преподаваемой дисциплины.

2. Социально-правовую компетентность – включающую знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения.

3. Психолого-педагогическую компетентность, которая включает знание психологии учебно-познавательной деятельности студентов; знание психологии педагогического общения; основы психодиагностики, а педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и педагогических и научно-исследовательских способностей, необходимых ему для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Преподаватель колледжа должен знать: цели и содержание ФГОС СПО, принципы построения содержания профессионального образования, современные педагогические технологии, должен правильно планировать и организовывать занятия с использованием активных и интерактивных методов обучения, обеспечивающих процесс творческого познания  и добывания собственных знаний, формирования умений и компетенций самими студентами.

4. Коммуникативную компетентность, представляющую собой умение выстраивать общение преподавателя со студентами, своими коллегами. Для этого преподаватель должен владеть специальными коммуникативными умениями, к которым относятся: познание личности обучающегося – студента; организация деятельности студентов в образовательном процессе в форме сотрудничества, творческого поиска; восприятие и правильное оценивание ситуации общения; сочувствие, сострадание, понимание личности студента; сочетание уважения личности обучающегося с высоким уровнем требовательности к нему, построенного на гуманистических методах взаимодействия.

6. Персональную компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

7. Креативную компетентность преподавателя, которая проявляется в способности к творчеству: интуиция, ассоциативность, одухотворенность, воображение; чувство новизны; гибкость и критичность ума, изобретательность, самобытность; способность к анализу, синтезу и комбинированию; способность к предвидению, переносу опыта; способность ставить и решать нестандартные задачи; стремление к новому, свободе и др.

8. Экстремальную компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях.

Также выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности

- бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);

- сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);

- актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);

- сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

Этапы формирования профессиональной компетентности:

- самоанализ и осознание необходимости;

- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

- самопроявление, анализ, самокорректировка.

В условиях интенсивных изменений, происходящих в системе подготовки специалистов СПО в свете современных требований внедрений ФГОС, педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной, возрастают требования к качественным характеристикам специалистов данной сферы. Профессиональная компетентность современного педагога зависит от многих составляющих. Основное место в развитии профессиональной компетентности педагогических работников колледжа отводится организации научно-методической работы, которая должна быть адресной, гибкой, вариативной и, в первую очередь, учитывающей потенциальные и реальные ресурсы отдельного индивида, которые определяются мониторинговыми исследованиями.

Включение образования в число приоритетных национальных проектов с целью системного улучшения отечественного образования, повышения удовлетворенности граждан России его качеством, и в конечном итоге переход из положения «догоняющего развития» к реальной конкурентоспособности современного российского образования с мировыми лидерами в этой сфере – всё это вносит изменения в характер деятельности педагогов СПО.

Достижение настоящей цели предполагает повышение профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня преподавателю необходимо организовывать образовательный процесс, не только опираясь на идеи личностно-развивающего образования; но и овладев современными методологическими знаниями и новыми технологиями; навыками исследовательской деятельности, внедрить инновации в педагогическое проектирование на основе анализа и самоанализа профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей, способных существенно повлиять на развитие и формирование профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образовательного процесса СПО в условиях перехода к стандартам нового поколения, является использование современных технологий обучения, в том числе инновационных. В условиях развития современного общества высокий уровень владения современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) становится общим универсальным атрибутом профессиональной квалификации педагога. В процессе реализации ФГОС это направление требует особого внимания. ФГОС СПО дают не только большие полномочия образовательным учреждениям в определении содержания программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по соответствующим специальностям с учётом потребностей регионального рынка труда, но и устанавливают жёсткие требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена.

Среди основных направлений для реализации профессиональной компетентности современного преподавателя СПО являются следующие:

1. Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);

2. Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава среднего профессионального учреждения и организации его деятельности в свете ФГОС;

3. Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса с применением ИКТ;

4. Совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам ФГОС;

5. Применение исследовательского мониторинга и диагностики в использовании прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС;

6. И самое главное - самообразовательная  работа преподавателя, а именно чтение методической, педагогической и предметной литературы, использование интернет-ресурсов, систематическое прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров,  конференций, уроков коллег, общение с другими преподавателями СПО в Интернете, проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег, изучение информационно-компьютерных технологий,  разработка методических материалов, участие в региональных, всероссийских, дистанционных конкурсах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете, а также исследовательская деятельность педагога СПО.




2 Практическая реализация современных требований ФГОС СПО


Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Определение Ворлдскиллс Россия: форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Программа разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития образовательного учреждения на среднесрочную перспективу.

В процессе разработки Программы нами проведен сравнительный анализ действующих ФГОС СПО и ФГОС СПО по ТОП -50, выявлены их особенности. ФГОС СПО по ТОП-50 – это новые стандарты, которые  приведены в соответствие с международными требованиями и профессиональными стандартами, в них повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования, введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников, введен демонстрационный экзамен как часть государственной итоговой аттестации, введено новое понятие и состав компетенций, структура ФГОС приведена в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в РФ», появились ФГОС по укрупненной группе специальностей, увеличен срок обучения, введены обязательные дисциплины «Психология общения», «Коммуникативный практикум», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и др. особенности.

При разработки Программы нами проведен PEST-анализ и SWOT-АНАЛИЗ; определены сильные, слабые  стороны, возможности и угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50.

Сильные  стороны:

1.Принципиальное отличие от других образовательных организаций (создано региональное учебно-методическое объединение по направлению Дизайн, Бухгалтерский учет).

2.Позитивный имидж в социуме.

3.Высокая квалификация персонала.

4.Использование площадей и ресурсов предприятия-партнера.

5.Спрос на данную специальность.

6.Востребованность выпускников колледжа.

Возможности:

  1. Наличие ресурсов на своевременную подготовку педагогических кадров.

  2. Обновление учебной и учебно-методической литературы за счёт предприятий-партнеров.

  3. Сохранение контингента обучающихся за счет повышения качества профориентационной работы.

  4. Привлечение к преподаванию высококлассных специалистов-практиков.

Угрозы, которые могут возникнуть при внедрении ФГОС СПО ТОП -50:

  1. Незаинтересованность предприятий-партнеров в совместной реализации данного проекта.

  2. Понижение качества образовательного процесса за счет увеличения объема учебной нагрузки.

  3. Консервативный подход определенных преподавателей по отношению к изменению традиционной системы обучения.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что сильные стороны и возможности  колледжа превалируют над слабыми сторонами и угрозами, которые можно минимизировать на первой стадии реализации программы.

ЦЕЛЬ разработанной Программы: Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями (далее - ФГОС СПО по ТОП-50)  в профессиональной образовательной организации.

Задачи программы:

  1. Создание  условий для  реализации образовательных  программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО по ТОП-50.

  2. Апробация реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО по ТОП-50.

  3. Мониторинг внедрения и оценка качества подготовки кадров по ФГОС  СПО по ТОП-50.

4.Осуществление финансового обеспечения реализации ОПОП в соответствии  с ФГОС СПО по ТОП 50.

Нами определена модель реализации Программы «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным  и перспективным  профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в ГБПОУ РО «ВТИТБиД».

 





Заключение

 

Таким образом,  под   профессиональной  компетентностью  будем  понимать  характеристику  деловых  и индивидуальных  качеств  специалистов,  отражающую степень умений, знаний, навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного  рода  деятельности,  которая  связана  с  принятием  решений. Основываясь на результатах опроса было выявлено, что педагогический состав колледжа на 96% соответствует требованиям ФГОС. Больше 90% преподавателей имеют высшее образование и преподают дисциплины, соответствующие специальности. Каждый опрошенный педагог создает условия для воспитания и развития обучающихся; проводит консультации; использует современные технические средства обучения; выполняет контроль и оценку результатов работ студентов. Преподаватели знают свои должностные обязанности и соблюдают их на высшем уровне.

Итак: уровень профессиональных компетенций развит не однородно. Не в полной мере профессиональные компетенции педагогов соответствуют требованиям профессионального стандарта. Одной из причин такого не совпадения, является разная возрастная категория педагогического состава. Молодые специалисты, только прибывшие на работу, еще не имеют материально- практической базы знаний. В связи с этим, наибольшего внимания требует развитие компетенций: наличие собственных методических разработок, организация мероприятий в области преподаваемого предмета.

Профессиональная компетентность современного педагога  СПО в процессе внедрения  ФГОС  -  непростой   и  многосторонний  процесс, основанный  не  только  на  общепедагогических  принципах,  но и на современных  требованиях  к  подготовке  специалистов.  Безусловно, невозможно  сделать  так,  чтобы  педагогический  коллектив  в полном объеме обладал  высоким  уровнем профессиональной компетентности,  однако  в  этом  и состоит  одна  из  основных  задач  ФГОС в работе среднего профессионального учреждения.

 

Список использованных источников

1. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2017. - 422 c.;

2. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.;

3. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5–37.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!