АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Проект на тему:
Практика реализации требований актуализированных ФГОС СПО в деятельности преподавателя
Содержание
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
Основная часть 1. Теоретические аспекты реализации требований актуализированных ФГОС СПО в деятельности преподавателя ………………………………. | 4 |
2. Практическая реализация требований актуализированных ФГОС СПО в деятельности преподавателя .............................................. | 7 |
Заключение…………………………………………………………………... | 10 |
Список использованных источников………………………………………. | 11 |
Введение
В условиях современного мира перед образовательными организациями, реализующими программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена стоит задача своевременного обновления существующих образовательных методик в соответствии с уровнем развития информационных технологий и требований действующих работодателей.
Одним из всевозможных путей решения данной задачи является введение актуализированных ФГОС СПО, в основе которого заложен компетентностно - деятельный подход.
Виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий:
• изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;
• повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;
• определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;
• определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;
• введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен.
Основная часть.
1. Теоретические аспекты реализации требований актуализированных
ФГОС СПО в деятельности преподавателя.
Основным приоритетным направлением развития СПО является внедрение новых актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов СПО с учетом требований рынка труда, экономики, мировых стандартов, обновления отраслевых технологий и внедрения цифровых технологий, в том числе с учетом развития практико-ориентированных форм подготовки кадров.
Фундаментальные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах общества, отражаются также и на профессиональной подготовке преподавателей средне специальных и профессиональных учебных заведений и приводят, естественно, к возникновению новых требований к последним.
Успех в решении этой задачи во многом зависит от деятельности педагогов образовательных учреждений среднего профессионального образования. В процессе перехода к реализации образовательных программ СПО в рамках ФГОС, разработанных на основе компетентностной модели образования, актуальной становится проблема формирования у педагогов профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности: социально - организационная, научно - исследовательская, научно -методическая, общекультурная, технологическая, психолого - педагогическая, информационно - коммуникационная.
Сегодня наибольшим спросом пользуются специалисты, хорошо понимающие своё предназначение постоянно передавать опыт и знания молодому поколению, обладающие гибкостью и мобильностью в использовании инновационных технологий обучения студентов профессиональных образовательных учреждений.
Образовательная деятельность есть совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, преподавателями, мастерами производственного обучения и другими работниками образовательного учреждения для достижения результатов, предусмотренных актуализированными ФГОС. Говоря простым языком, образовательная деятельность – это работа по обучению и воспитанию студента.
Таким образом, при подготовке к уроку преподавателю следует продумать следующие аспекты:
как осуществить проблемный подход к изучению учебного материала, в котором преподаватель выступает в роли организатора, а не информатора;
как организовать активную познавательную деятельность обучающихся, чтобы была самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока;
какими способами провести рефлексию деятельности, чтобы проанализировать деятельность каждого обучающегося.
Среди основных направлений при реализации ФГОС СПО профессиональной компетентности современного преподавателя при СПО являются следующие:
1. Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе информационно-коммуникативных технологий;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава среднего профессионального учреждения и организации его деятельности в свете ФГОС;
4. Совершенствование содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам ФГОС;
5. Применение исследовательского мониторинга и диагностики в использовании прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса на основе ФГОС.
Основной задачей системы среднего профессионального образования на сегодняшний день является повышение эффективности образовательного процесса путем широкого внедрения инновационных форм, методов и средств обучения, творческого использования перспективного педагогического опыта.
2. Практическая реализация требований актуализированных
ФГОС СПО в деятельности преподавателя.
Актуализированные Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы среднего профессионального образования по определенной профессии или специальности.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности.
Я считаю, что не только педагогическая деятельность, но и воспитательная и социальная работа предоставляют широкие возможности для профессионального роста педагогов в нашем техникуме.
Образовательная технология – сравнительно недавно введенный в научный оборот термин, обозначающий совокупность средств и способов осуществления образовательного процесса с получением гарантированного результата.
В своей работе я применяю игровые образовательные технологии – это одно из эффективных средств пробуждения живого интереса обучающихся к изучаемой дисциплине, междисциплинарного курса и профессионального модуля. Проведение нестандартных занятий позволяет разнообразить процесс обучения, сделать процесс обучения менее утомительным, разнообразным и интересным для обучающихся.
Игровые формы проведения занятий помогают в изучении новых понятий, а также служить закрепляющим этапом в конце изучения темы / раздела.
Одной часто применяемой из игровых технологий является – деловая игра. Деловая игра – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной практической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с условием принятых правил игры.
В своей работе я чаще всего игровые технологии применяю для закрепления и обобщения пройденного материала на занятиях. Такие занятия значимы для личностной деятельности.
С внедрением актуализированных ФГОС СПО я стала применять дистанционное обучение - это находка для преподавателя, являющаяся синтезом интерактивного самообучения и интенсивной консультационной поддержки. Дистанционное обучение – это совокупность технологий, при котором обучающийся получает доставку учебного материала, и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателя в процессе обучения.
Основные методы и приемы формирования учебной мотивации, применяемые мной лично:
1) Создание ситуации успеха. Суть метода в формировании такой ситуации вокруг студента, такой организации его деятельности, чтобы он сам добился успеха и показал (самому себе и всем окружающим), на что способен. Разновидность «ситуации успеха» — прием «авансирование личности обучающегося».
2) Метод «ролевое управление». Присваивая тем или иным обучающимся те или иные позитивные роли (есть лидер — наставник, есть отстающие обучающиеся — его подопечные), происходит конструктивное ролевое поведение, что укрепляет их чувство собственного достоинства, подчеркивая индивидуальность каждого. Этот метод очень помогает при подготовке обучающихся к проведению демонстрационного экзамена.
Так же в процессе обучения наряду с уроками теоретического обучения, учебной и производственной практики в техникуме ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства среди обучающихся о той или иной профессии или специальности.
Целью проведения конкурса является выявление профессионального мастерства обучающихся и повышения интереса к осваиваемой профессии или специальности. С каждым годом этот конкурс становиться сложнее, интересней, красочней. Меняется наше мировоззрение, диктуя нам новый стиль работы, новые технологии. Особенно это заметно когда при подготовке и его проведении участвуют работодатели.
Внедрение актуализированных ФГОС СПО влечет за собой изменение в содержании рабочих программ по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам. Вводятся практикоориентированные занятия с привлечением потенциальных работодателей, дуальное сотрудничество с предприятиями города и района, разнообразие видов уроков (не только лекции и практические занятия, но и семинары, он-лайн вебинары с работодателями, круглые столы, уроки-конференции и др.).
Реализация на практике данных изменений предполагает, что в деятельности педагогического работника наряду с традиционными функциями — обучения и воспитания, будут проявляться и новые (интегративные) функции, отражающие изменения в его деятельности, ориентированные на обеспечение нового качества среднего профессионального образования в контексте тенденций, характеризующих развитие современного общества.
Заключение
Подводя итоги, можно подчеркнуть, что актуализированные ФГОС СПО создан для реализации и взаимодействия в образовательном процессе всех его участников: обучающихся, родителей, преподавателей, работодателей и общества, которое не стоит на месте, а развивается с космической скоростью, изобретая с каждым днем все более новые инновационные технологии, облегчающие жизнь современного человека.
Профессиональная компетентность современного педагога СПО в процессе внедрения ФГОС - многосторонний процесс, основанный не только на общепедагогических принципах, но и на современных требованиях к подготовке специалистов. Безусловно, невозможно сделать так, чтобы педагогический коллектив в полном объеме обладал высоким уровнем профессиональной компетентности, однако в этом и состоит одна из основных задач ФГОС в работе среднего профессионального учреждения.
Ведь именно педагог помогает обучающимся создавать образ будущей профессии, осознавать профессиональные ценности, развивать профессиональные умения и навыки, формировать профессионально важные качества. В итоге выпускники получают знания, которые им понадобятся, а работодатели – готовых высококвалифицированных специалистов.
Список использованных источников.
1. Бондарева С. Р. Теоретические и практические аспекты реализации ФГОС СПО / С. Р. Бондарева. Орел: УНПК: ФСПО, 2012. 5 с.
2. Глазырина Т. Г. Организация инновационной деятельности преподавателей в условиях внедрения ФГОС СПО / Т. Г. Глазырина // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 105–108.
3. Корякина А. М. Проблемы взаимосвязи инновационных технологий и средств оценивания результатов профессиональной деятельности / А. М. Корякина // Среднее профессиональное образование. 2011. № 11. С. 19–21.
4. Кузнецов Е. Г. Проблемы оценки компетенций студентов и пути их решения / Е. Г. Кузнецов // Научный альманах. 2015. № 11–2 (13). С. 218–222.
5. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Академия, 2017. - 422 c.;
2. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.;