СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Шпаргалка :вред или польза?"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Шпаргалка :вред или польза?"»

14


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Кормиловского муниципального района

«Юрьевская средняя общеобразовательная школа»















Исследовательская работа

«Шпаргалка: вред или польза?»















Работу выполнил:

Ракишев Николай,

обучающийся 9 класса


Руководитель:

Касаткина Е.В.,

учитель математики

























2021

Содержание


Ведение 3

3

1.История появления первой шпаргалки 4

5

2. Что такое шпаргалка

2.1. Происхождение слова «шпаргалка» 5

2.2.Значение слова «шпаргалка» 5

2.3.Виды шпаргалок 7

6


3.Практическая часть 8

1

4.Музей шпаргалок 11

1

Заключение 12


1

Список литературы 14

1

Приложение 15























Введение

Идет зачёт.

Пришёл черёд:

Шпоры тихо достаём,

Под учебник их кладём.

Спишем быстро аккуратно.

Вскоре уберём обратно.


Современный динамично изменяющийся мир предъявляет к знаниям школьников все новые требования, которые, увы, с годами не становятся проще. Это и побуждает ребят придумывать и изобретать различные способы и возможности, так сказать, упрощения учебы. Одним из таких, на мой взгляд, гениальных школьных изобретений является шпаргалка. Интересно, а в наш век современных компьютерных технологий ребята пользуются обыкновенными шпаргалками? В поисках ответа передо мной встал ряд вопросов:

  1. Что такое шпаргалка?

  2. Когда появились первые шпаргалки и кто их придумал?

  3. А как ребята и взрослые относятся к шпаргалкам?

  4. Шпаргалка – благо или вред для процесса обучения?

Так и была определена тема моего исследования: «Шпаргалка – вред или польза?».

Актуальность данной темы объясняется универсальностью и востребованностью шпаргалок: поколения до нас, наше поколение и, скорее всего, поколения после нас пользовались, пользуются и будут пользоваться шпаргалками. А ведь от того какие знания приобретают ребята зависит будущее страны.

Объект исследования: участники учебного процесса (ученики, их родители, учителя).

Предмет исследования: процесс изготовления и использования шпаргалок в учебном процессе.

Цель исследования: выявление положительных и отрицательных сторон в использовании шпаргалок.

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения ряда задач:

1. изучить литературу по данному вопросу;

2. узнать историю возникновения шпаргалки;

3. разработать анкету, направленную на изучение отношения учеников, их родителей и учителей к шпаргалке;

4. провести анкетирование и выполнить количественный и качественный анализ полученных данных;

5. разработать советы ученикам для овладения успешными способами сдачи различных видов итоговых работ.

Основу гипотезы составило следующее предположение: шпаргалки являются опорой в школьной жизни ребят, но приносят вред получению прочных знаний по учебным предметам.

В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и ресурсов Интернет, анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, анализ полученных данных. Результаты нашего исследования можно использовать как материал на уроках, занятиях кружков, так и на классных часах и родительских собраниях.


  1. История появления первой шпаргалки

Шпаргалку изобрели совсем не школьники – двоечники, и даже не привычно пьющие студенты средних веков. Её авторство приписывают одному из самых могущественных людей Западной Европы конца VIII века, королю франков Карлу Великому (рисунок 1).

Рисунок 1.

Король франков Карл Великий

В свое правление Карл Великий вдвое расширил границы существующего тогда Франкского государства. При этом, как пишут историки, читать и писать он совершенно не умел. Однако до нашего времени дошлите указы, которые Карл Великий подписывал собственной рукой. Как же такое возможно? А ответ оказался прост.

Ученые мужи того времени придумали и изготовили на пергаменте специальный образец подписи Карла Великого. Когда правителю требовалось подписать какой-либо государственный документ, он тщательно срисовывал свой титул и свое королевское имя с этой необычной, но такой судьбоносной шпаргалки.

Конечно, шпаргалку изготовил не сам король, а его наиумнейшие и образованнейшие подданные, но именно Карл Великий стал первым, кто воспользовался заранее заготовленной подсказкой, чтобы показать всем свою образованность.

Но во времена правления Карла Великого не было слова «шпаргалка». Когда же оно появилось и как?

2.Что такое шпаргалка?

2.1.Происхождение слова «шпаргалка»

Согласно этимологии, слово «шпаргалка», своими корнями уходит вглубь веков и по разным предположениям связано с несколькими похожими словами. Это польское слово szpargaљ, существующее с XVII в. и означающее «старая исписанная бумажка» и латинское слово «sparganum» («спарганум» – «пелёнка»), происходящее в свою очередь от греческого слова sparganon («спарганон» - «старье, лохмотья»). Всё становится понятным, шпаргалка – исписанная бумажка.

Есть мнение, что слово «шпаргалка» происходит от немецкого глагола «Sparen» – беречь, копить что-то. В свою очередь в ботанике есть такое понятие, как «торица» – Das Spergel.

В начале 20 века это слово уже существовало в русском языке. Оно отмечалось как ученическое, кадетское слово. В русском языке это слово приобретает значение накопления тех или иных знаний, а в какой форме – как кому заблагорассудится. В основном – в форме мелко нарезанных бумажек, на которых удобнее всего хранить информацию и скрывать её от проницательных глаз учителей (особенно на экзаменах ).

Изучая литературу, я заметил, что слово появилось позже, чем сам предмет наших изучений. Так что же такое шпаргалка?


2.2. Значение слова «шпаргалка»

Шпаргалка, согласно толковому словарю советского лингвиста, доктора филологических наук Сергея Ивановича Ожегова (рисунок 2), - это «1. У учащихся, неуверенных в своих знаниях: бумажка с записями для подглядывания во время экзамена. Отвечать по шпаргалке. 2. Бумажка, записка с текстом, заранее приготовленным для выступающего. Говорить по шпаргалке. Действовать по шпаргалке (перен.: по чужой указке, несамостоятельно)».





Рисунок 2.

С.И. Ожегов за работой



В толковом словаре русского ученого Владимира Ивановича Даля (рисунок 3) дано такое определение слову «шпаргалка»: «шпаргалка – это бумажка с записями, которая используется на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать материал, который испытуемый должен был усвоить и выучить».

Рисунок 3.

В.И. Даль



В современном толковом словаре иностранных слов отмечается, что шпаргалки популярны у ораторов, учителей, телеведущих и, конечно же, студентов и школьников. Шпаргалка нужна, когда необходимо запомнить большое количество информации, а это сделать по каким-то причинам невозможно.



2.3. Виды шпаргалок

Шпаргалки можно поделить на два вида: технические и текстографические.

Технические (рисунок 4) – это шпаргалки, связанные с техническими новшествами и информационно-компьютерными технологиями, которые в наше время развиваются очень быстро. Ребята активно используют при изготовлении шпаргалок сотовые телефоны, наушники, микрофоны, калькуляторы, электронные книги.

Рисунок 4.

Кадр из кинофильма «Приключения Шурика»,

под платком спрятан наушник,

а в цветке на лацкане спрятан микрофон.

Текстографические (рисунок 5) – это шпаргалки, созданные с помощью написания текста на различных материалах, «носителях», с целью его последующего переписывания. Для создания таких шпаргалок нужно уметь мелко убористо писать и правильно выбрать носители. В сети Интернет мы нашли подробное описание различных видов текстографических шпаргалок. Это - бомба или заготовка, гармошка, сломанный карандаш, элементы бодиарта, галстук, карты и т.д.

Рисунок 5.

Обычная рукописная шпаргалка, но выполненная на ногте.

А что же о шпаргалке думают ребята, их родители и учителя нашей школы?

  1. Практическая часть

С целью изучения мнений ребят, их родителей и учителей мной была разработана анкета. Я предложил в свободной форме ответить на ряд вопросов:

  1. Что такое шпаргалка?

  2. Шпаргалка: это хорошо или плохо? Поясните свой ответ.

  3. Делали ли вы когда-нибудь шпаргалку? Если «да», то для чего? Если «нет», то почему?

  4. Всегда ли вы воспользовались своей шпаргалкой? Почему?

В опросе приняли участие:

  • 26 учеников 8-10 классов;

  • 14 родителей;

  • 9 учителей.


Что такое шпаргалка?

Мнения ребят, родителей и учителей на этот вопрос были практически одинаковыми (таблица 1). Следует отметить, что определение слова «шпаргалка» повторяет объяснение этого слова, данное известными учеными С.И. Ожеговым и В.И. Далем.

Таблица 1.

Ответ

Количество опрошенных в %

Шпаргалка – это бумажка с записанным на ней ответом на какой-либо вопрос; это ответ на затруднительный вопрос.

27%

Шпаргалка – это помощник.

20%

Шпаргалка – это подсказка.

29%

Шпаргалка – страховка твоих знаний на экзамене.

6%

Шпаргалка – это справочник ученика.

4%

Шпаргалка – это помощь для зрительного запоминания.

20%





Шпаргалка: это хорошо или плохо? Поясните свой ответ.

А вот мнения по поводу вреда или пользы шпаргалок, как ни странно, разделились (таблица 2).

Таблица 2.

Ответ

Количество опрошенных в %

Ученики

Родители

Учителя

Шпаргалка – это хорошо, потому что:

* «учит ученика кратко и по сути отвечать на поставленный вопрос»;

* «помогает быть уверенней»;

* «значит готовился»;

* «развивается зрительная память»;

* «ученику не безразлична отметка»;

* «обеспечивает страховку от незнания чего-либо».

42%

29%

56%

Шпаргалка – это плохо, потому что:

* «приучает лениться»;

* «ты обманываешь сам себя»;

* «не слушал учителя на уроке»;

* «ничего не знаешь и не узнаешь»;

* «занимает много времени для изготовления»;

* «это легкий способ получения знаний».

8%

21%

33%

Шпаргалка – это хорошо и плохо, потому что:

* «вроде знаешь, а вроде нет»;

* «все знать просто невозможно»;

* «все равно что-то останется в голове».

50%

50%

11%


Делали ли вы когда-нибудь шпаргалку? Если «да», то для чего? Если «нет», то почему?

Исходя из ответов на второй вопрос, можно предположить результаты ответов на этот вопрос (таблица 3).

Таблица 3.

Ответ

Количество опрошенных в %

Ученики

Родители

Учителя

Да, делали шпаргалки:

* «для сдачи экзаменов в школе, в институте»;

* «для напоминания того, что обычно забываешь»;

* «чтобы вовремя сделать все необходимые дела».

77%

86%

56%

Нет, никогда не делали:

* «лень было»;

* «был уверен в себе»;

* «я никогда ничего не забываю».

23%

14%

44%


Всегда ли вы воспользовались своей шпаргалкой? Почему?

Таблица 4.

Ответ

Количество опрошенных в %

Ученики

Родители

Учителя

Не удалось воспользоваться, потому что ответ на вопрос всплыл в памяти сам.

23%

44%

34%

Не удалось воспользоваться, потому что учителя глазастыми были.

23%

14%

11%

Не удалось воспользоваться, потому что побоялся это сделать.

0%

14%

0%

Не удалось, потому что и не делал.

15%

14%

33%

Удалось воспользоваться.

39%

14%

22%


Вывод.

В результате проведенного опроса я выяснил, что качественно сделанная, а самое главное, самостоятельно сделанная шпаргалка, с педагогической точки зрения, бесценна. Ведь, чтобы сделать выжимку из материала, затрачивается столько усилий, что человек волей - неволей проникается содержанием. Получается, что шпаргалка является прекрасным средством систематизации знаний учащегося, а также способствует закреплению уже полученных знаний.

Данные опроса также показали, что без шпаргалки - подсказки не обойтись в повседневной жизни. Это и понятно, многие люди с возрастом без шпаргалки практически не могут обойтись: у кого-то профессия требует, мужчины не могут без списка продуктов при походе в магазин, женщины, чтобы не запутаться в расписании детей и чтобы ничего не забыть. У многих появляются проблемы со здоровьем, и запомнить график приёма разных лекарств для них становится очень не просто.

Для того, чтобы ничего не забыть наши мамы и папы, бабушки и дедушки изобретают календарики, наклейки на холодильник и другие пометки, так хорошо напоминающие обычные бумажные школьные шпаргалки.

  1. Музеи шпаргалок

Студенты, школьники и абитуриенты довели мастерство изготовления шпаргалки до совершенства. Вспомогательный инструмент для сдачи экзамена или зачета превратился в хитроумную систему из бумажек, а иногда и с техническими хитростями. Так поиск наиболее успешного метода скрытия и применения шпаргалки зачастую приводит к очередному «витку эволюции» в шпаргалках. Неудивительно, что в мире есть специально организованные музеи шпаргалок.

Первый в мире и самый известнейший из музеев шпаргалок в Европе – Нюрнбергский, он находится в Германии в городе Нюрнберг. Основал музей шпаргалок Гюнтер Хессенауэр, профессор математики. Нюрнбергскому музею шпаргалок есть, чем похвастаться. Некоторые экспонаты довольно старые, например, имеется шпаргалка, созданная Вильфредом Ройтером в 1956 году, в тот момент мальчику было 16 лет. Это часы, в которые встроен рулончик, причем их механизм усовершенствован так, что рулон можно перематывать, не разбирая само устройство. Не удивительно, ведь именно по математике и смежным дисциплинам студенты изготавливают шпаргалки чаще всего. В коллекции музея есть даже шпаргалка, написанная невидимыми чернилами: чтобы информация проявилась, на нее нужно посветить специальным устройством. В распоряжении музея имеется уже несколько тысяч экземпляров шпаргалок.
В России первый музей шпаргалок был открыт в 2002 году на Алтае. Все экспонаты изготовлены учениками местных школ, и среди них настоящие шедевры. Например, на поверхности простого карандаша безымянный автор записал 10 задач по физике, а самая оригинальная шпаргалка изготовлена из леденца "чупа-чупс".

Самый знаменитый музей в России находится в городе Новосибирске.

В новосибирском музее шпаргалок содержится несколько сотен экземпляров. Город известен своими университетами, институтами и другими учебными заведениями, и коллекцию шпаргалок пополнить помогли практически все учреждения. Здесь можно увидеть самые хитроумные и изощренные способы нанесения формул на разные предметы в надежде сдать заветный экзамен или зачет. В настоящее время музей шпаргалок базируется на территории студенческого бара, который так и называется «Шпаргалка». Есть шпаргалки в виде женских сережек, шпаргалки на внутренней части ободка для волос и даже шпаргалка на палочке для сока! Все экспонаты разделены по вузам и половой принадлежности студентов, создавших их. Помада относится к женским, а вот исписанный изнутри телефон – к мужским шпаргалкам. Есть также и классические варианты: покрытые формулами линейка или ручка. Сегодня большинство студентов предпочитает сохранить нужную информацию на смартфоне, так что интересные экземпляры встречаются все реже, но когда-то изобретательность в создании шпаргалок у студентов была неистощима.

Заключение

Трудно представить, но шпаргалка появилась давно. По мнению многих людей, это нехитрое порождение людского разума вполне можно сопоставить по значению с изобретением колеса, пенициллина и мобильного телефона. Все это говорит о том, что шпаргалка перестала быть просто изобретением нерадивых учеников, а стала предметом народного творчества, даже искусства.

В процессе моего исследования гипотеза о том, что шпаргалки являются опорой для людей на протяжении всей жизни, получила своё подтверждение. Однако следует отметить, что предположение «шпаргалки приносят вред процессу обучения» нашло свое подтверждение частично. Качественно, осознанно и самостоятельно выполненная шпаргалка способствует развитию мышления, внимания, зрительной памяти и даже творчества. Подводя итог моей исследовательской работе, можно с уверенностью сказать, шпаргалка является хорошим психологическим фактором для неуверенных в себе учеников, может являться несколько специфическим, но всё же вполне действенным способом усвоения учебного материала (повторение и закрепление изученного или пропущенного материала). Шпора - лучшая опора! Не только в учебных целях, но и в обычной жизни людей. Поэтому я разработал несколько советов для изготовления «умной» шпаргалки (приложение 1).

И все же главный вывод я сделал такой: лучшая шпаргалка – это та, которая записана в нашей памяти.

Идет зачёт! Пришёл черёд!

Шпоры доставать не будем,

А готовиться мы будем.

Будем вести себя прилично –

Всё сдадим мы на «отлично»!



















Список литературы


1. Выставка шпаргалок / http://www.examsuccess.ru/post_1300422104.html

2. Как сделать шпаргалку? (Самая полная коллекция интернет-ресурсов по шпаргалкам) / http://bravedefender.ru/post121921744

3. Музей шпаргалок открылся в Нюрнберге // http://www.newsland.ru/news/detail/id/104242/

4. Музей шпаргалок открыли в Новосибирске // http://www.asfera.info/news/one-46664.html

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1997

6. Полезные советы школьнику – Виды шпаргалок / http://litevv.narod.ru/pol_sovetu/shkol_vid_shpor.html

7. Почитай-ка!: Виды шпаргалок / http://pochitai-ka.blogspot.com/2007/09/blog post_1236.html

8. Самые необычные шпаргалки // http://samyi-samyi.ru/unusual/samye neobychnye-shpargalki.html

9. Советы учащимся: Как правильно пользоваться шпаргалками /http://www.211school.ru/4-sovety-uchashhimsja-kak-pravilno-polzovatsja.html

10. Шпаргалка – друг человека // http://www.ntv.ru/novosti/119423/#sel=

11. Шпаргалка – тайная сторона школьной науки //http://signend.com/2011/07/shpargalka-tajnaya-storona-shkolnoj-nauki/

12. Шпаргалка и ее применение. Шпороведение. Технические шпоры. Текстографические шпоры. Шпорный вопрос // http://shpora-zon.narod.ru/stat-shpargalka-ieep.htm

13. Шпаргалки / http://www.ljpoisk.ru/archive/5024663.html

14. Шпаргалки / http://www.uchsib.ru/articles/50












Приложение 1

Правила написания «умной» шпаргалки

1. Шпаргалку писать нужно.

2. Пишите шпаргалки только сами. Только при самостоятельном написании шпаргалок, вы запомните часть материала, будете представлять суть предмета и ориентироваться в нём, будете знать, где что находится в вашей шпаргалке, когда возникнет необходимость ей воспользоваться. Взяв чужую шпаргалку, вы можете не понять всех сокращений и почерка.

3. Пишите только самое главное. Записывайте в шпаргалку только то, что действительно неизвестно, незнакомо или представляет сложность для запоминания. Зная отдельные тезисы, можно всегда достроить свою мысль до развёрнутого ответа. Особое внимание уделите записи формул, дат, цитат, цифровых данных.

4. Пишите разборчиво, структурировано. Это поможет легче ориентироваться в шпаргалке и избежать длительного её чтения. Часто на просмотр шпаргалки отводиться очень мало времени, и за этот короткий интервал надо успеть всё прочитать. В случае, если слова написаны неразборчиво, а структура не поддаётся пониманию, то воспользоваться шпаргалкой станет очень проблематично.

5. При написании шпаргалки сокращайте слова понятно: используйте только те сокращения, которые вы сможете разобрать.

6. Разграничивайте текст ответов. Пишите каждый вопрос или тему отдельно от других.

7. Вы должны знать, где какой ответ на вопрос записан. Всё это поможет легче ориентироваться в ответах, избавит от необходимости длительного поиска на поставленный вопрос.

8. И самое главное: лучшая шпаргалка - это та, которая записана в нашей памяти!




Приложение 2

Результаты анкетирования на диаграммах

Что такое шпаргалка?

Шпаргалка: это хорошо или плохо? Поясните свой ответ.




Делали ли вы когда-нибудь шпаргалку? Если «да», то для чего? Если «нет», то почему?


Всегда ли вы воспользовались своей шпаргалкой? Почему?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!