СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Шпаргалка;вред или польза?"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Шпаргалка;вред или польза?"»

Проект на тему

«Шпаргалка: вред или польза?»









Выполнила

Логинова Ольга Александровна, 11класс

Руководитель

Андриянова Татьяна Васильевна




















Введение

Зачем мы списываем со шпаргалок?  Ведь тогда у нас не будет знаний, да и выучить материал легче, чем написать шпаргалку. Начав списывать на уроках, мы будем продолжать пользоваться  шпаргалками и на экзаменах.  

Нам с ребятами стало интересно, почему учащиеся  пользуются шпаргалками, как они относятся к ним, что такое шпаргалка, хорошо или плохо для процесса обучения использование шпаргалки.  

Поколения до нас, наше поколение и, скорее всего, поколения после нас пользовались,  будут пользоваться шпаргалками. А ведь от того какие знания приобретают ребята зависит будущее нашей страны.

        Проблема состоит в том, что мы хотим узнать отношение учащихся к использованию  шпаргалки. Поэтому тема нашего проекта «Шпаргалка: за и против». 

Актуальность выбранной учащимися темы проекта

«Шпаргалка: за и против» заключается в том, что шпаргалка играет не последнюю роль в учебном процессе, для одних она - помощник в учёбе, схема, опора, сжатый конспект, а для других – средство достижения кратковременных успехов.

В процессе работы над проектом учащиеся изучили историю шпаргалок, их разнообразие, использование, составили анкету, провели анкетирование и сделали собственные выводы о значении шпаргалок в учебном процессе.

Молодежь – это будущее нации, которая со временем займет ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества. От того какие знания будут у них сегодня, зависит будущее.

Объект исследования : участники учебного процесса (обучающиеся, учителя, психологи).

Предмет исследования: процесс изготовления и использования шпаргалок в учебной деятельности.

Цель исследования: выявление положительных и отрицательных сторон в использовании шпаргалок.


Задачи исследования:

  • изучить этимологию слова « шпаргалка » ;

  • узнать история создания шпаргалок;

  • изучить виды и типы шпаргалок;

  • провести анкетирование с целью изучения отношения обучающихся и учителей к шпаргалке;

  • проанализировать полученные данные анкетирования, провести качественный и количественный анализ данных

провести конкурс школьной шпаргалки с целью изучения популярности шпаргалок.

  • Узнать пользу шпаргалок

  • Узнать вред шпаргалок

Этимология слова « шпаргалка »

Происхождение слова шпаргалка связано со школьным общением, шпаргалы во множественном числе: «ненужные вещи, старьё, барахло». В словаре М. Фасмера  указывается его родство с шутливым украинским словом шпаргал — «старая, исписанная бумажка». Через польск. szparga «старая исписанная бумажка» (известно с XVII в.), возможно, от латинского слова sparganum «пелёнка», которое происходит из греч. σπάργανον (sparganon), обозначающего то же самое.

История создания шпаргалок

Как звали того изобретателя столь необходимой вещи, который первым придумал сжимать заданный изучаемый материал в предельно короткий информационный концентрат, история, до нас не донесла.

С происхождением этого слова тоже не совсем все ясно. Возможно это украинское «шпарга’л» - «не новая исписанная бумажка», а вполне возможно польское слово «szparga», корни которого относят к XVII веку и означающая то же самое. Однако в латинском языке есть слово «sparganum», что значит «пеленка».

Шпору изобрели далеко не школьники - двоечники, и даже не студенты средних веков. По одной из версий, как ни странно, ее автором был один из самых могущественных людей Западной Европы конца VIII века, франкский король Карл Великий.

Король Карл в эпоху своего правление вдвое расширил границы Франкского государства, но при этом не умел читать и писать. Тем не менее, указы, подписанные его рукой, дошли до наших дней. Как же так? Ответ достаточно прост, у короля Карла Великого была личная шпаргалка. Придворными учеными короля был придуман способ изготовления образца подписи на пергаменте. Когда нужно было подписать какой-либо государственный документ, то король тщательно срисовывал свое имя и титул со своей шпаргалки. Шпаргалки популярны у ораторов, учителей, телеведущих и конечно же у большинства студентов и школьников. Шпаргалка нужна в том случае, когда необходимо запомнить большое количество информации, а это сделать по каким-то причинам невозможно.

Студенты, школьники и абитуриенты довели мастерство изготовления шпаргалки до совершенства. Вспомогательный инструмент для сдачи экзамена или зачета превратился в хитроумную систему из бумажек, спичек, канцелярских материалов, и уже достаточно часто с применением современных технических средств.


Виды шпаргалок

Бомба (крокодил, флаг) — лист с решённым экзаменационным заданием, изготовленный заранее. После получения билета экзаменуемый, улучив момент, достаёт из пачки «бомб» ту, которая соответствует номеру билета, и сдаёт её как написанную за время экзамена . Иногда бомба изготавливается в виде «чистого листа» — текст пишется закончившейся шариковой ручкой и обводится по вмятинам на листе уже «на месте».

Архивка — напечатанная очень мелким шрифтом шпаргалка. В качестве «носителя» чаще всего используются листы из тетради в клетку (мелкий шрифт не выделяется).

Книжка — написанная от руки мелким шрифтом или распечатанная маленькая самодельная книга, листы которой соединяются между собой, как правило, одной скобой степлера

Вики-шпаргалка, ленивчик — подборка распечатанных статей из Википедии по словам, встречающимся в списке вопросов к экзамену. Как правило, готовится в условиях отсутствия времени для написания бомбы. Также под Вики-шпаргалкой подразумевают подсматривание информации непосредственно с самой веб-страницы через мобильный телефон или другое портативное устройство. Данный способ позволяет искать информацию на ходу, не подготавливая её заранее. Впрочем, в связи с распространением мобильных телефонов среди учащихся, многие школы и вузы ввели правила, запрещающие иметь при себе подобные аппараты во время экзаменов, а некоторые университеты на время экзаменов блокируют сотовую связь.

Гармошка — относительно узкая вытянутая бумажная лента с кратким содержанием материала и основными терминами. После записи её складывают равными частями поперек, похоже на гармошку. Достоинство этого метода — малый размер и относительная незаметность в сложенном виде. Недостатки — шумность и заметность в разложенном виде, шпаргалка достаточно отчетливо шуршит во время доставания её из кармана, и чем крупнее «гармошка», тем сложнее и медленнее спрятать её обратно.

Рулонка — более продвинутый вариант «гармошки». В отличие от неё, после записи бумажную ленту не складывают, а туго закручивают вокруг карандаша, стержня ручки и т. п.; после этого ручку вытаскивают, а получившийся рулон сохраняет свою форму и упругость. Недостаток — этот вариант трудно разворачивать, не привлекая внимания. Достоинство — просмотрев термин, достаточно просто отпустить конец ленты, и она быстро и достаточно тихо свернётся в рулон.

Анкетирование с целью изучения отношения обучающихся и учителей к шпаргалке

Прежде чем провести анкетирование, которое является средством для достижения цели нашего проекта, сначала нами было разработано содержание анкеты, то есть, составлен ряд вопросов.

1.Пользуетесь ли вы шпаргалками?

2.Способствует ли шпаргалка более качественному освоению материала?

3.Помогают ли шпаргалки понять информацию?

4.Вы полностью списываете со шпаргалок?

5.Стоит ли писать шпаргалки?

6.Испытываете ли вы трудности в написании конспекта?

7.Как вы думаете, способствует ли шпаргалка деградации?

8.С какой целью вы используете шпаргалки ?

Улучшают ли шпараглки вашу эффективность в освоении материала?


 Анкетирование проводилось в 3 и 4 классах.  Всего опрошено было 50 человек.

Анализ полученных данных анкетирования

Результаты нашего анкетирования показали, что в основном мало пользуются шпаргалками на уроках учащиеся 3 - 4 классов. Мы узнали, что многие ребята предпочитают делать шпаргалки сами. Большинство ребят, написали в анкете, что шпаргалка – это листок с ответом, подсказка, помощь, а для кого-то и спасение.

Ученики пользуются шпаргалками, потому что хотят получить хорошую оценку, но при этом они не выучили урок, не могут выучить урок, потому что получили трудное задание, не запоминают или плохо запоминают предмет или им просто лень учить. Есть несколько ребят, которые чувствуют себя неуверенно или волнуются и тогда для них шпаргалка выступает как способ успокоения, способ обретения уверенности. Однако многие ученики не назвали причины, по которым они пользуются шпаргалками. Получается, что шпаргалка является прекрасным средством систематизации знаний учащегося, а самостоятельное изготовление шпаргалок способствует закреплению знаний.

Большинство ребят считают, что пользоваться шпаргалкой это плохо, но они все равно будут продолжать это делать. Готовы отказаться от шпаргалки только учащиеся начальных классов.

Некоторые учащиеся считают, что «хорошо сделанная шпаргалка бесценна. Ведь, чтобы сделать хорошую шпаргалку с нужным  материалом по теме затрачивается столько усилий, что человек волей-неволей заучивает содержание».

Польза шпаргалок

Вначале определимся, какая именно шпаргалка приносит пользу. Прежде всего, она должна быть изготовлена самостоятельно. В этом случае она свидетельствует о тщательно проделанной кропотливой работе. Изучить материал, выделить самое главное и уместить это на крошечных бумажных листках довольно непросто. Если же вас выручил «товарищ по несчастью», это заслуживает лишь название медвежьей услуги.

Во-вторых, вы, сами того не осознавая, повторяете и закрепляете материал. Прочесть текст, выписать нужную информацию, а затем просмотреть перед контрольной (или, что греха таить, во время оной) — значит, по меньшей мере, трижды запечатлеть текст в памяти. При таком подходе, сведения запоминаются надолго.

В-третьих, перед школьником или студентом стоит непростая задача: уместить материал на небольшом пространстве. Здесь приходит на выручку мелкая моторика. Импульсы, исходящие от нервных окончаний, находящихся на пальцевых подушечках, стимулируют центры головного мозга, ответственные за мыслительный процесс и запоминание.

Если речь идет о школьнике, написание шпаргалок помогает улучшить почерк, сделать его более аккуратным и разборчивым. Не помешают также навыки структурирования информации. Для студента это еще и экономия времени при подготовке к экзамену или зачету. Зачастую лекции записаны в спешке, неразборчивым почерком. «Шпоры» в этом отношении намного аккуратнее.

Изготавливая шпаргалки, человек учится выделять рациональное зерно, разделять важную и второстепенную информацию. Для удобства пользования подсказкой, можно выделять формулы и основные определения контрастным цветом. Это также способствует лучшему запоминанию материала.

Что и говорить, контрольная, зачет или экзамен — это большое нервное напряжение. Сильный стресс способствует тому, что даже хронические отличники забывают то, что знали. В этом случае, шпаргалка помогает за несколько секунд восстановить в памяти нужную информацию и удачно ответить на вопрос. Не случайно, многие преподаватели, как школьные, так и вузовские, в подобных ситуациях усиленно делают вид, что они ничего не замечают. В конце концов, каждый из них знает, как школьник или студент работал в течение года или семестра.

Если вся работа будет проделана именно так, то, скорее всего, миниатюрные бумажные помощники не понадобятся на экзамене. Оказывается, что вы и так замечательно подготовлены.

Вред шпаргалок

Пользу приносят лишь шпаргалки, написанные от руки. Вряд ли преподаватель придет в восторг от листов со скачанными из интернета ответами или от списывания с экрана мобильного гаджета. К сожалению, учителям все чаще приходится сталкиваться с таким неприятным явлением: школьники и студенты даже не пытаются самостоятельно выполнить задание, а ищут готовые ответы и решения в интернете. Скачать, а затем списать — вряд ли при таком подходе что-то отложится в памяти. Если набрать информацию на компьютере, эффект запоминания, несомненно, будет, но гораздо меньший, чем при ручном написании. Есть и другие негативные моменты.

Бывает, что в стрессовой обстановке учащийся воспользовался не той шпаргалкой. Естественно, это повлечет за собой ряд дополнительных вопросов, и «выплыть» будет достаточно проблематично.

Не все преподаватели лояльно относятся к «шпорам». Некоторые из них воспринимают это как попытку обмана. Отсюда — и легенды, передаваемые старшекурсниками новичкам: «У Василия Петровича лучше не списывать, не будите зверя». Конечно, можно приготовить шпаргалки, но лучше забыть их дома.

Если материал взят из известных учебных пособий, опытный учитель без труда вычислит «всезнайку», который цитирует справочники чуть ли не наизусть.

Неприятно, когда в спешке студент роняет листочек с ответами. Доказать, что он еще не успел ими воспользоваться, сложно, и риск получения неудовлетворительной оценки. очень велик. Кроме того, если учащийся не научился виртуозно шпаргалить, он привлекает внимание преподавателя суетливыми движениями и виноватым выражением лица. Так что определенные актерские навыки не помешают.

Случается, что счастливого обладателя набора шпаргалок одногруппники постоянно отвлекают от подготовки к ответу просьбами передать «шпору». Иногда это чревато «неудом».

Отношение школьников к шпаргалкам неоднозначное. Некоторые (их меньшинство) гордятся своей независимостью от подобного рода подсказок. Другие считают их необходимыми, чтобы на всякий случай подстраховаться. Важно одно: «шпора» принесет пользу лишь в том случае, когда учащийся имеет о предмете вполне четкое представление. Информация, лаконично изложенная на небольшом листочке, поможет восстановить в памяти сложные определения или огромные формулы. При нулевых знаниях пользы от шпаргалок никакой. Даже если удалось списать или воспользоваться готовой «бомбой», дополнительные вопросы помогут быстро установить истину.

  • Музеи шпаргалок

Необычные шпаргалки выставляются в качестве экспонатов в музеях шпаргалок.
      Первый в России подобный музей был открыт на Алтае в 2002 году. В экспонатах этого музея есть шпаргалки, одна из которых сделана из леденца «чупа-чупс», другая, представляет собой обычный карандаш, на котором «автор» написал десять задач по физике, третья выглядит как крохотный блокнотик, созданный вручную и прикрепленный к небольшому ластику. Еще одна интересная шпаргалка, написанная на бутылке с минеральной водой. Он появилась в связи с тем, что на экзамены разрешают проносить бутылки с минеральной водой. Тексты ответов пишутся на бумажке, которая потом аккуратно наклеивается под или вместо этикетки на бутылке с водой. Если же в распоряжении ученика есть цветной принтер, то можно сделать свой, «эксклюзивный» аналог этикетки, где роль «состава» минеральной воды будут выполнять ответы или нужные формулы. У каждого на столе будет стоять бутылка с ответами, а в случае необходимости получить необходимую шпаргалку бутылку можно передать с парты на парту.

Другой музей шпаргалок был открыт в Новосибирске. В нем есть исписанные ответами серьги, линейки, ручки, шпоры, спрятанные в наручных часах, пустой пакетик сока, за отгибающейся стенкой которого скрывается шпаргалка.

В музее города Нюрнберга, который действует с 1928 года, сегодня представлены свыше 6000 экспонатов. В нем собраны все возможные виды шпаргалок – от простых «бомб» до высокотехнологичных электронных устройств. Жемчужиной коллекции Нюрнбергского университета являются часы со встроенным рулоном, оригинальный механизм перемотки. Они были созданы 16-летним Вильфредом Ройтером в 1956 году. Есть даже плитка шоколада с нацарапанной на ней информацией. Самым ценным экспонатом своей коллекции Гюнтер Хессенауэр считает шпаргалку с десятью заповедями Иисуса Христа, нацарапанными острым карандашом на клочке бумаги площадью в 2 кв. сантиметра.

Последствия использования шпаргалок в России и за рубежом

Несмотря на бдительность и строгость учителей, школьникам всё- таки удается списывать.

Большинство ребят, так ухитряются пользоваться шпаргалками, что не попадаются.  Но успех списывания со шпаргалки во многом зависит от учителя, ведь если он не захочет, то не даст списать ни при каких условиях.

Использование шпаргалок запрещено. Строгость наказания различается в разных учебных учреждениях и часто зависит от традиций страны и отношения экзаменатора.

В Финляндии за списывание могут отчислить или заставят проходить курс заново. Так же отчисляют за пользование шпаргалками в Израиле, Белоруссии, Великобритании, Германии. А во Франции за списывание или использования любых форм подсказок выгоняют без возможности восстановления как подсказывающего, так и просящего.В американской школе «если учитель узнает, что ты пользовался шпаргалкой, он может забрать работу и поставить «0».

Во многих американских университетах есть так называемый кодекс чести, по которому списывающие студенты судимы и наказываются отчислением. А вообще в США это второе по значимости преступление, после наплевательства на американский флаг.

В России с 2011 года за списывание штрафуют как школьников, так и учителей, находящихся на экзамене на сумму от 3000 до 5000 тыс. рублей. Если же кого-то из педагогов заподозрят  в помощи ученику, штраф составит от 20000 до 40000 тыс. рублей. Причем, попытка пронести в аудиторию мобильный телефон приравнивается к списыванию.

А в начальной школе за списывание на уроках учитель либо заберет работу и поставит оценку «2», либо снизит оценку на балл ниже. А еще может написать замечание в дневник или позвонить родителям. Только многие родители знают, что их дети пользуются шпаргалками, и поэтому мало кто из них отреагирует на звонок учителя.

Заключение

В ходе исследования гипотеза подтвердилась, шпаргалки действительно наносят вред, но имеется и определенная польза их изготовления.

Если бы меня попросили дать совет школьнику по использованию шпаргалок, я бы сказала следующее:

Шпаргалки – это плохо! Но если вы всё-таки не уверены в своих знаниях и решили воспользоваться шпаргалкой, то сделайте её сами, собственными руками, систематизируя, закрепляя и повторяя имеющиеся знания. Может даже случится так, что после изготовления шпаргалки вы ею не воспользуетесь, так как знания крепко останутся в вашей памяти.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!