Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Балей Забайкальского края
Проект по математике на тему:
«Геометрия в искусстве»
выполнила учащаяся 8 в класса
Белокрылова Светлана
проверил учитель математики
Матафонова Галина Владимировна
г. Балей, 2022
Геометрия – одна из древнейших наук, которая изучает отношения и формы тел в пространстве. Постепенно из геометрии выделилась математика как наука. Люди издавна применяли знания геометрии в обыденной жизни. Геометрия – наука, позволившая людям вычислять площади и объемы, правильно выполнять чертежи проектов зданий и сооружений. Поэтому, она является основной частью «фундамента», на котором строится другое, не менее важное направление деятельности человека – искусство.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность нашей темы.
Целью проекта является исследование применения геометрии в живописи, скульптуре и архитектуре. Задачи данного проекта: • проанализировать различные информационные источники по выбранной теме; • изучить применение геометрии в живописи, скульптуре и архитектуре; • исследовать использование геометрии в скульптуре и архитектуре города Балей; • написать картины, используя знания геометрии.
Объектом данного исследования является применение геометрических фигур в живописи, скульптуре и архитектуре. Предмет исследования: геометрия, живопись, архитектура, скульптура Гипотеза: геометрия широко используется в живописи, скульптуре и архитектуре. Методы исследования : изучение литературы, теоретический анализ, практическая работа. Данное исследование можно использовать на кружке живописи, на уроках изобразительного искусства, при написании картин. Теоретическая значимость : получение новых знаний о геометрии в искусстве. Практическая значимость : применение новых знаний в своих работах. Новизна : для меня новизна была в том, что в нашем городе много скульптурных и архитектурных произведений в которых использована геометрия.
Геометрия в живописи
Геометрия и живопись... Пути науки и искусства переплетались в них на протяжении столетий. Геометрия дарила живописи новые изобразительные возможности, обогащала язык живописи, а живопись эпохи Возрождения стимулировала исследования по геометрии, дала начало проективной геометрии. Сейчас нам предстоит взглянуть на геометрию с неожиданной, быть может, стороны. Мы увидим, что геометрия, будучи могучей ветвью древа математики, является в то же время и тем связующим стержнем, который проходит через всю историю живописи.
Перспектива
Гертин Томас, улица Сен-Дени
Шмаков Ростислав, «Невская перспектива»
Морис Утрилло, «Street»
Лъчезар Радов, «София. Старый город»
Кубизм
Георгий Курасов, геометрическая живопись
Симметрия и асимметрия
Питер Брейгель, «Охотники на снегу»
Туллио Крали, «Городской пейзаж. 1939»
Томас Хепес, «Натюрморт с фруктами и цветами в вазах»
Батик Татьяны Москвиной. Роспись по шелку.
Золотое сечение (это пропорциональное соотношение двух величин)
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза»
Рафаэль Санти, «Мадонна со щеглом»
Леонардо да Винчи, «Человек»
Геометрия в архитектуре
Наука и искусство шли с давних времён до настоящего времени рука об руку. Геометрия и архитектура вместе зародились, развивались и совершенствовались: от простейших жилых конструкций и негласных правил до тщательно спроектированных шедевров и чётких законов. Прочность, красоту и гармонию зданий во все времена обеспечивала геометрия. В архитектуре городов её правила соединились с потребностями и фантазией человека
Геометрия в скульптуре
Геометрические скульптуры. Своеобразие геометрии, выделяющее ее из других разделов математики, да и всех областей науки вообще, заключается в неразрывном, органическом соединении живого воображения со строгой логикой.
Я заметила, прогуливаясь по нашему городу, что в городе есть множество различных архитектурных сооружения и скульптур, в которых присутствуют геометрические фигуры. Рассматривая Дом культуры, я обратила внимание на колонны, которые держат антаблемент, эти колонны мне очень напоминают большие цилиндры. И все они симметричны.
Рисунок 1 « Дом Культуры »
Напротив ДК находится памятник имени Ленина, в основании памятника находится правильная призма и усеченная пирамида. (рисунок 2).
Рисунок 2 Памятник В.И. Ленина
На въезде в город Балей находятся две стелы с надписью БАЛЕЙ и они симметричны. (рисунок 3)
Рисунок 3 Стела на въезде в Балей
На перекрёстке улицы Профсоюзной и Ленина находится памятник металлургам г. Балея. Он формы пирамиды и под его основанием лежит прямоугольник. (рисунок 4)
Рисунок 4 Памятник металлургам
Рисунок 5 Вид сверху школы №4
Школа №4 в Новотроицке имеет правильную форму. Если смотреть сверху (рисунок 5) можно увидеть, то что её левая и правая сторона симметричны друг другу. (рисунок 6)
Рисунок 6 Школа №4
Наша школа тоже симметрична (без пристройки). (рисунок 7)
Рисунок 7 Школа №5
Мои работы
Изучая геометрию в искусстве я захотела написать несколько картин используя знания геометрии.
И теперь хочу вам их представить:
В портретах я применяю симметрию, а также для удобства построения я использую геометрические фигуры.
«Портреты девушек»
Перспектива
«Новогоднее чудо»
«Русская изба»
«Комната»
Симметрия в натюрмортах
В натюрмортах, как и в портретах всегда использую симметрию, а также сначала я строю геометрические фигуры, чаще всего – это квадрат, прямоугольник и круг.
«Натюрморты»
«Ионическая капитель»
Асимметрия в натюрмортах
«Натюрморты с фруктами»
На этой картине асимметричные фрукты .
«Цветы в вазе»
На этой картине можно увидеть симметричную вазу, но асимметричные цветы в ней.
Асимметрия в композициях
«Подводные фантазии»
«Декоративные цветы»
Заключение
В ходе исследования я проанализировала литературные источники, изучила применение геометрии в живописи, скульптуре и архитектуре,
исследовала использование геометрии в архитектуре города Балей, написала картины.
Моя гипотеза о том, что геометрия широко используется в живописи, скульптуре и архитектуре верна.
Я поняла, что геометрия своеобразна тем, что она неразрывно соединила живое воображение и строгую логику. В ней всегда присутствуют эти два неразрывно связанных элемента: наглядная картина и точная формулировка, строгий логический вывод. Геометрия соединяет в себе эти противоположности, они в ней взаимно проникают, организуют и направляют друг друга. Стоит лишь вспомнить классические творения архитектуры, начиная с древнейших пирамид, как сразу становится очевидным, что геометрия в некотором смысле относится к искусству.
В последующем я хочу продолжить работу по изучению геометрии в жизни для того, чтобы применить эти знания не только в живописи, но и в вышивке. Эта работа очень интересна для меня.
Цель моего проекта достигнута. Все, поставленные мною задачи решены.