Программа
общешкольного проекта
«Азбука здоровья»
Пояснительная записка
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Актуальность. В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека.
Программа направлена на формирование у младших школьников понимания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре, здоровому питанию, спортивному оздоровлению и основам безопасного поведения в социуме, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых возможно становление здоровьесберегающей компетентности на основе познавательной информации и в процессе практической деятельности.
Цель:
- расширение знаний о здоровом образе жизни;
- развитие здоровой, физически крепкой, всесторонне развитой личности.
Задачи:
- создать условия для формирования представлений о здоровом образе жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- развивать творческие способности, коммуникативные действия.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
умение выражать своё отношение к своему здоровью с помощью интеллектуальных и творческих способностей различными средствами;
умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
умение оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
ответственное отношение к здоровью, осознание необходимости сохранения и бережного отношения к здоровью;
мотивация к дальнейшему изучению своего организма.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
работать по предложенному учителем плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
высказывать своё предположение (версию);
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать определённые объекты, сравнивать их с эталонными образцами.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительную информацию, полученную на занятиях;
извлекать информацию, представленную в разных формах;
приобретать навыки перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать собственное мнение и позицию с учётом своих учебных и жизненных ситуаций;
слушать и понимать других;
осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
Предметные результаты
Учащиеся будут знать:
основные правила здорового образа жизни;
факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье,
основные правила безопасного поведения;
значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
Учащиеся научатся:
выполнять санитарно-гигиенические требования;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
соблюдать свой режим дня;
выполнять правила личной гигиены.
Участники.
Учащиеся младшего школьного возраста.
Взаимодействие с классными руководителями и родителями учащихся. В процессе совместной деятельности, учащиеся приобретут опыт проявления социальной активности, освоят основы построения индивидуальных и совместных действий, научатся использовать полученные знания в повседневной жизни.
В основу проекта положены следующие методы:
1. Методы активного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссии, мозговой штурм.
2. Словесные: объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, анализ выполненных работ.
3. Стимулирования и мотивации: игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.
4. Наблюдения: фотовыставки, зарисовки, записи, экскурсии.
5. Практический: творческие и индивидуальные работы учащихся.
6. Частично-поисковый: участие в коллективном поиске решения нестандартной задачи.
7. Наглядности: показ видео, мультимедийных материалов, иллюстраций.
8. Оценивание процесса выполнения заданий: формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом.
Основные принципы реализации программы:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога, родителей и учеников в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре);
оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья школьника);
формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей;
сознательности (нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности);
систематичности и последовательности (проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
индивидуализации (осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания).
Содержание программы
Мир вокруг меня и я в нём.
Знакомство с режимом работы проекта. Человек и его здоровье, здоровый образ жизни. Валеология: социальная, педагогическая, экологическая. Лекарственные растения ЕАО.
2. Правильно питание - залог здоровья.
Питание - необходимое условие для жизни человека. Полезная и вредная еда. Как и чем мы питаемся. Свежие – несвежие продукты. Витамины – наши лучшие друзья! Навыки культурного поведения за столом.
Уроки Мойдодыра.
В гостях у Мойдодыра. Для чего нужно быть опрятным? Что такое гигиена? Предметы личной гигиены. Грязные руки – причина болезней. Как правильно мыть руки. Как правильно чистить зубы.
Физкультура, спорт, здоровье.
О пользе зарядки. Разучивание подвижных игр.
5. Охрана жизни человека.
Правила безопасного поведения в окружающей среде.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | Форма проведения | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Мир вокруг меня и я в нём | | В течение года | |
| - Что такое здоровье и от чего оно зависит? | Круглый стол | Сентябрь | Руководители проекта, кураторы |
| - Кладовая здоровья растений ЕАО | Экскурсия, фотовыставка | Октябрь | Руководители проекта, кураторы, методист ФГБУ «Государственный заповедник «Бастак» |
2 | Правильное питание - залог здоровья | | В течение года | |
| - Полезная и вредная еда | Кл час | Ноябрь | Руководители проекта, кураторы |
| - Витаминная радуга | Презентация блюда | Декабрь | Руководители проекта, кураторы |
3 | Уроки Мойдодыра | | В течение года | |
| - Что такое гигиена? | Кл час | Январь | Руководители проекта, кураторы |
| - В гостях у Мойдодыра | Внеклассное мероприятие | Февраль | Руководители проекта, кураторы, методист МБУ «Центр детской и юношеской книги» |
| - «Помощники Мойдодыра». | Мини- проект | Март | Руководители проекта, кураторы |
4 | Физкультура, спорт, здоровье. | | В течение года | |
| - Здоровье в порядке – спасибо зарядке. | Активный отдых | Апрель | Руководители проекта, кураторы |
5 | Охрана жизни человека | | В течение года | |
| - Опасности вокруг нас | Кл час, экскурсия. | Май | Руководители проекта, кураторы, сотрудник «Центра пропаганды знаний по ГО, защите от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности ЕАО». |