Применение игровых технологий на уроках химии
Янковская Людмила Анатольевна
Учитель химии МБОУ «Белоярская СШ»
Одним из видов педагогических технологий являются игровые технологии. Они имеют большой потенциал в образовательном процессе с точки зрения повышения интереса и мотивации учащихся. В настоящее время с развитием различных обучающих методик игровые технологии все больше и больше приобретают популярность среди педагогов.
В педагогической науке игра рассматривается как способ организации воспитания в игровой форме посредством взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета [6]. При этом отличительной особенностью педагогической игры является четко поставленная цель обучения и соответствующий ей результат, а также учебно-познавательная направленность.
Выделяют следующие функции игры как образовательно-воспитательной технологии: социально-культурная, функция самореализации личности в игре, коммуникативная, функция коррекции, развлекательная, обучающая [6]. Игра позволяет ребенку социализироваться, усвоить определенные культурные и духовные ценности и нормы, принятые в обществе и школьном коллективе. Посредством игры учащиеся также могут реализовать свои способности, себя как личность. В данном случае важен не результат, а сам процесс игры, в котором ребенок может продемонстрировать свои навыки и знания. Несомненно, игра представляется мощным коммуникативным средством, помогает ребенку войти в коллектив, функция сплочения также проявляется в течение игры. Если ребенок усваивает правила игры и сюжет, получает и выполняет определенную роль в игре, это дает ему возможность корректировать поведение, например, такое наблюдается у проблемных детей. Разумеется, наиболее важными функциями педагогической игры являются развлекательная и обучающая.
Игровые технологии нередко применяются педагогами с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Игра помогает заинтересовать школьников, формирует у них познавательный интерес, стимулирует процесс обучения, внимание, помогает усвоению учебного материала [5]. Игровая деятельность на уроке способствует творческому, а, следовательно, всестороннему развитию ребенка. В игре дети познают окружающую действительность, учатся анализировать, планировать, работать команде. Состязательный характер определенного вида игр также подстегивает интерес учащихся, учит правильно распределять обязанности, лучше позволяет закрепить материал [2].
Игра как педагогическая технология имеет ряд преимуществ: учебные игры психологически привлекательны для учащихся, они «сжимают» время, игра дает возможность эффективнее переносить знания и опыт деятельности из учебной ситуации в реальную [4]. Однако не менее важно учитывать и то, что в играх важна умеренность, а также соответствие возрасту и знаниям учащихся. Также важно не допускать, чтобы педагогическая игра превращалась в простое развлечение или отдых на уроке [3].
Игры могут применяться на разных этапах урока:
1.Проверка домашнего задания
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового материала
4. Закрепление пройденного материала.
В этой статье хочу привести примеры некоторых игр, которые применяю в своей практике.
На этапе проверки домашнего задания учащимися хорошо воспринимаются следующие игры: «крестики нолики», «найди ошибку», «прятки с формулами», «кто лишний?». Эти игры развивают наблюдательность и внимание.
Для учащихся особую трудность представляют задания на соотнесение, например, формул и названий, или формул и классов веществ. Поэтому на этапе актуализации знаний, на уроках обобщения, применяю игру «Расставь реактивы по полкам»
Цель данной игры, закрепление умений классифицировать вещества по формулам. Необходимое оборудование и атрибуты игры: карточки с химическими формулами, карточки с названием полок (кислоты, оксиды, соли, основания), магниты.
На доске в хаотичном порядке расположены карточки с формулами, учащимся предлагается поместить вещества на свои полки.
На этапе закрепления материала применяю игры, которые заставляют учеников не только думать, но и совершать какие – либо действия, например игра «Руки вверх». Цель данной игры активизировать внимание учащихся и закрепить изучаемые понятия. Например, такая игра может использоваться при изучении тем «Основные классы неорганических веществ», «чистые вещества и смеси», «вещество и физическое тело», « физические и химические явления». Необходимое оборудование и атрибуты игры: карточки с перечнем физических и химических явлений. Учитель показывает карточку, на которой написано физическое, или химическое явление, учащиеся внимательно слушают и смотрят на карточки. Если названо физическое явление, то учащиеся поднимают руки вверх, а если химическое явления, то руки остаются на парте. Примеры карточек: скисание молока, кипение воды, ржавление железа, и т.д.
Часто применяю вербальные игры, особенно на разминке перед изучением нового материала. Эти игры не требуют долгих приготовлений и сложных атрибутов. К ним относятся логогрифы, метаграммы, шарады, кроссворды и т.д. Приведу несколько примеров.
Шарады
К предлогу и ноте
Время года добавьте.
Из всех этих букв
Лантаноид составьте.
(Под, Ре, Зима - Празеодим)
Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.
(На, Три, Й - Натрий)
Анаграммы
Я – газ редчайший на земле.
Мне близки радий и свинец.
Но если переставить буквы мне,
То я уже – истории творец.
(Радон - Народ)
Горючий продукт я.
«Живу» на болотах,
Но есть одна буква
В названье коротком.
Прыжок её быстрый –
И все изменилось:
Я стал элементом.
Так чудо свершилось!
(Торф - Фтор) [1]
Уроки с применением игр создают практически для всех учащихся ситуацию успеха, всегда проходят быстро и вызывают живой интерес. Иногда учащиеся в процессе игры раскрываются с неожиданной стороны, творчески подходя к выполнению задания. Особенно актуально применение игр в восьмом классе, так, как именно в это время у учащихся закладывается отношение к предмету в целом.
Поэтому представляется важным и необходимым использование игровых технологий в педагогической деятельности и обучении на уроках химии.
Список литературы
Внеклассная работа по химии. 8 – 11 кл / [Э. Г. Злотников и др.]; под ред. Э. Г. Злотникова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 133 с.
Джишкариани Т. Д., Иванова А. Н. Роль игры в учебно-воспитательном процессе школы // Студенческий научный форум 2015. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/ (дата обращения 09.06.2016).
Калетина Н. И. Игровой метод в обучении химии. М.: Высшая школа, 1990. 176 с.
Кларин М. В. Обучение как игра // Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. С. 84–117.
Марчукова О. Ю. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Молодой ученый № 7 (42). 2012. С. 290–291.
Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации. Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 140–145.