СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Использование активных форм обучения на уроках химии»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основу гуманитарного, культурологического воспитания составляет правильное сочетание учебного и внеучебного общения.

Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность оценить свои умения. Совместная работа школьников предполагает, что при освоении учебного материала каждый вносит свой индивидуальный вклад.

В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться. Для этого используется такая активная форма, как дебаты (например, «Заимствования – хорошо это или плохо?»). План проведения дебатов строится на принципе выдвижения тезиса и обсуждения двух противоположных мнений по этому вопросу. Представители одной команды по каждому из разбираемых вопросов высказывали одну точку зрения, а представители другой команды по этим же вопросам – прямо противоположную.

При обсуждении вопроса о заимствованиях в русском языке члены одной команды отстаивают свою позицию (в русском языке можно обойтись без заимствований) и приводят многочисленные примеры излишнего употребления заимствований. Так, слово консенсусвполне можно заменить на согласие, пати – на вечеринку, а респект – на уважение. Представители другой команды возражают, утверждая, что есть такие сферы жизнедеятельности, где без заимствований обойтись невозможно. Например, в языке пользователей компьютеров никнейм (ник) нельзя заменить на слово кличка, а чат – на слово болтовня; невозможно обойтись без французских заимствований в балетной терминологии: па-де-де не заменишь на шаг двоих, а слово пуанты – на кончики, носочки. В ходе дебатов учащиеся приходят к тому, что соглашаются с выводом, который много лет назад сделал В.Г.Белинский: «Что за дело, какое и чьё слово, лишь бы оно верно передавало заключенное в него понятие!»

Используя подобные формы работы, учитель может не только решать специальные задачи своего предмета, но и формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Для развития коммуникативных навыков в учебной деятельности применяются и игровые технологии. Так, например учащиеся составляют «Языковой портрет слова». Для этой работы учитель предлагает им использовать статьи из разных словарей (толкового, фразеологического, этимологического, двуязычных); затем школьники вспоминают, какие образы связаны у того или иного народа с этим словом. Объединившись в творческие группы, учащиеся в течение одного часа составляют текст на основе этих сведений, затем представляют этот текст классу. Формы представления возможны разные, в том числе и инсценировка. Приведём пример ученической работы.

«Вода! Что значит это слово? В Словаре Ожегова написано так: «прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой соединение водорода и кислорода». Достаточно понятное и точное определение. Но разве это всё?

От льющейся из-под крана струйки, прохладного душа, наполненного бассейна к лужицам, ручейкам, морям, океанам – такая необъятная цепочка прокручивается в нашем сознании при произнесении этого слова. И это ещё не всё.

Вспомним народные пословицы, поговорки. Пользуясь словом вода, можно рассказать и о времени, и о характере человека,  и о свойстве предмета, и о многом другом, например:

как много воды утекло – прошло много времени;

воды не замутит – спокойный человек;

воду решетом носить – делать бесполезное дело;

брильянт чистой воды – камень с хорошей прозрачностью; самый настоящий, истинный, подлинный.

Вот такое короткое слово из двух слогов, а сколько можно о нём сказать!

Вода – это жизнь! Она всем необходима. Без воды всё погибнет.

И поэтому это слово есть во всех языках нашей планеты.

Итак, «языковой портрет слова» - это текст, в котором представлена жизнь слова с использованием его лингвистических характеристик.

На уроках возможны и другие виды игровой деятельности: лингвистические викторины, конкурсы, дискуссии.

Активные формы обучения позволяют одновременно решать несколько задач: они развивают коммуникативные умения, обеспечивают решение воспитательных задач, приучают работать в группах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!