СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технология на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по самообразованию о применении здоровьесберегающих технологий на уроках химии. в работе приведены примеры задач, используемых на уроках, игровые задания и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технология на уроках химии»

Решение расчётных, качественных задач и упражнений, полезных для здоровья учащихся (в рамках здоровьесберегающих технологий).

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо

ЦЕЛЬ:

1. Отработать навыки решения задач и подготовить школьников к более глубокому освоению химии в старших классах.

2. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

3. Создать на уроках условия для сохранения здоровья.

4. Чередовать   разнообразие видов деятельности.

ЗАДАЧИ:

Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление и познавательную активность учащихся; повышать учебную мотивацию к изучению химии; воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья, бережное отношение к окружающему миру.

РЕЗУЛЬТАТ:

Успешная самореализация школьников в учебной деятельности. Успешное обучение в последующих классах. Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение , облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала , усиливает интерес детей к предмету облегчает его изучение, приучает к дисциплине и заботе о своем здоровье, снижает показатель заболеваемости, приводит к улучшению психологического климата в классе, способствует понятию взаимосвязей химии и быта.

Решение задач и выполнение упражнений занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач и выполнения упражнений

Решение задач и выполнение упражнений содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач и упражнений расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, выполнять упражнения является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. В то же время педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.

Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Цель - достижение учащимися государственного образовательного стандарта и при этом сохранение и укрепление здоровья.

Их применение даёт возможность:

  • осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;

  • достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;

  • осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;

  • организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.

Здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? – отбор и структура содержания,

Как? – оптимальная организация учебного процесса,

С помощь чего? – методы, приемы и средства обучения,

Кто? – реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения, - а также принципам здоровьесбережения, которые сформировал Смирнов Н.К.:

  • Не навреди!” - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;

  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;

  • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;

  • Субъект-субъективные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном;

  • Соответствие содержания и организации возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;

  • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;

  • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;

  • Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;

  • Ответственность за свое здоровье – у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.





Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса:

  1. Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

- игровых ситуаций на уроке;

- разных форм уроков (КВН, викторина, сказка и т.д.);

- наглядности;

- занимательных упражнений;

- фантазирования;

- загадок по различным темам.

Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.

  1. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) чередование различных видов учебной деятельности:

- работа с учебником;

- рассматривание наглядных пособий;

- ответы на вопросы;

- решение задач;

б) использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

- метод свободного выбора (беседа);

- активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).

Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

в) проведение физкультурных минуток.

г) важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

- эмоциональная мотивация в начале урока;

- создание ситуации успеха.

д) экологическое пространство:

- озеленение кабинета;

- освещение кабинета;

- проветривание кабинета.

Поэтому я как учитель, обеспечивая школьнику возможность сохранения здоровья, формируя у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, обучая использовать полученные знания в повседневной жизни, использую на уроках такие комплексы здоровьесберегающих технологий:

  • рациональная плотность урока;

  • в содержательной части урока должны быть вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребности в нём;

  • в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

  • на уроке необходимо создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

  • необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физминутки.

На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.

Химия-наука точная и конкретная. Многие дети это не сразу понимают и принимают. Поэтому неплохо было бы вносить в точные дисциплины элементы гуманизации. Ведь не все станут химиками. Это каждый из нас понимает. А вот выпустить из школы человека с определенными ценностями, для которого не чужда доброта, было бы достоинством каждой школы. Чем с большим количеством ценностей личности человек встречается в жизни, тем больше он их перенимает.

В химии есть много мест, где можно обратить взор ученика на человеческие качества личности, моменты добра и юмора, человечности. Одним из них являются задачи. С их помощью можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, невзначай обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются без внимания. Г. Остер давно подметил это, и мы имеем возможность пользоваться его задачами по физике и математике. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты.

Я сделала подборку подобных задач по химии на тему «Массовая доля вещества». Пусть условия задач несколько пространны, но они вносят в урок некоторую разрядку,  снимают строгость и скупость условий, которыми отличаются задачники, да и урок становится более раскованным, поскольку учащиеся ведут себя более непосредственно.

Условия задач

Задача 1. Определите массу раствора фосфорной кислоты, пролитую на себя неаккуратным лаборантом, если кислоты в растворе было 4 г, а её массовая доля составляла 0,001.

Задача 2. Ученик выполняет контрольное задание. Ему нужно приготовить 100 г раствора поваренной соли с её массовой долей 7%. Он взвешивает 7 г соли, отмеряет 100г воды и помещает все это в стаканчик. Размешивает палочкой и видит колючие глаза учителя с поджатыми губами. Ученик сразу все понял.

Что понял ученик?

Задача 3. Алена уже целый год воспитывает полосатого кота Матрос. Матрос неравнодушен к запаху одеколона «Гвоздика», который девочка использует для отпугивания комаров. Оставшись дома один, он пролежал клубочком до обеда на диване, затем потянулся, выгнулся дугой и важно зашагал к трюмо, потерся усами о крышечку флакона и слегка ударил лапой по стеклу. Покатав с грохотом флакон по полу, кот принялся грызть крышечку. От первых капель жидкости Матрос громко чихнул, затем принюхался и начал подлизывать.

Войдя в дом, Алена устремилась в зал. Во флаконе еще оставалось 20 г содержимого (это половина того, что было), а кот лежал на полу, как большая белая плюшка, растопырив лапы, и продолжая лизать пол.

Сколько граммов спирта слизал кот с пола, если его доля в одеколоне – 96% (испарением пренебречь)?

Задача 4. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaOH 10%.

Сколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого же раствора?

Задача 5 . Студент химического факультета в очередной раз после стирки любовно разглаживал свой халат. Дойдя до рукавов, он решил бросить эту затею и купить новый, ибо это остался без отпавшего рукава.  Причина этого была в попадании на ткань всего лишь 100 г раствора соляной кислоты с массовой долей HCl, равной 5%. Оставшиеся 400 г раствора находились в колбе.

Сколько граммов хлороводорода осталось в колбе?

Задача 6. Определите массовую долю сахара в сгущенном молоке, которое вылизал из банки пудель Тотоша, пока его хозяева купались в реке. Тотоше показалось, что во всей 400-граммовой массе молока сахара было 180 г.

Задача 7. Юлина мама взвешивала сахар для вишневого варенья. Она попросила папу подать полиэтиленовый  пакет с верхней полки, где был сахар. Пробегающая мимо Юля с ножницами в руках случайно проткнула пакет, он разорвался, и весь килограмм сахара оказался на полу. Рассерженная мама заставила папу и Юлю убрать сахар с пола и высыпать в мусорное ведро. Папа решил восстановить справедливость. Он сказал, что все сделает сам и отпустит девочку играть, если она предложит способ очистки рассыпанного сахара и определит его массовую долю в водном растворе 15 литрового ведра, где воды было 12 л.

Поставьте себя на место Юли и дайте ответы на все вопросы.

Задача 8. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина.

Сколько 250-граммовых  стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.

Задача 9. Чтобы продемонстрировать детям, пришедшим на экскурсию в аптеку, важность знаний по химии, директор показал на женщину, работающую со склянками, и сказал, что здесь готовится 5%-й спиртовой раствор борной кислоты, и тут же дал школьникам задачку на 5 мин. Решите и вы её.

Определите долю воды в 5%-м спиртовом растворе борной кислоты, если использован 96%-й раствор спирта.

Задача 10. Уходя на работу, мама поручила Ксюше постирать тюль и свести пятно от ржавчины лимонной кислотой. Покопавшись в книге «Домоводство», Ксюша поняла, что нужно приготовить 10%-й раствор кислоты и погрузить туда на 30 мин ткань с ржавым пятном размером с её ладошку.

Будь вы Ксюшей, сколько взяли бы воды и кислоты для приготовления раствора? В какой ёмкости выводили бы пятно?

Задача 11. Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%-го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1.

Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?

На уроках химии учитель поднимает многие экологические проблемы, обсуждает вместе с учащимися возможные пути их решения.
В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.
В соответствующих разделах курса химии, а также отдельным блоком на итоговых уроках при закреплении и обобщении знаний в конце изучения курсов неорганической и органической химии можно решать такие задачи. Например, при изучении темы "Подгруппа кислорода" в 9-м классе мы знакомим учащихся с процессами, обеспечивающими круговорот кислорода в биосфере, рассказываем о значении кислорода и озона в жизни живых организмов и предлагаем для решения и обсуждения следующие задачи:


  1. В стратосфере на высоте 20-30 км находится слой озона O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного жителя? (Ответ: 9,03?1025; 7,2 кг)


  2. Одинаковое ли (и какое именно) число молекул содержится в 1г воды и в 1г кислорода? Какова роль этих веществ в биосфере Земли? (Ответ: 0,33?1023; 0,37?1027)


  3. Чтобы приготовить бордосскую смесь (препарат против фитофторы – грибкового заболевания огородных растений), используют медный купорос CuSO4?5H2O. Рассчитайте число атомов кислорода и водорода, которые содержатся в 350 г этого вещества. (Ответ: 75,8?1023; 84,2?1023)


  4. В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше?

    (Ответ: 347 суток 14 часов 52 минуты)

Приведу несколько примеров дидактических игр, которые я использую на уроках химии.

I. Логические цепи.

Учитель задаёт начало фразы: "Калий - металл". Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами "потому что", "следовательно", "поэтому". Затем всё сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры. Далее учитель предлагает новую фразу.

II. Сходства и различия.

Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Учитель предлагает учащимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Учащиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем школьники объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить учащимся выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут: а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты.

III. Восстанови пропущенное.

В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:

  1. по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;

  2. в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;

  3. в среднем ряду - знаки элементов II группы;

  4. по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.

Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте.

Al

?

Na

?

Zn

Ca

K

Sr

?



IV. Убери "лишнее".

В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:

а) NaCl; AgNО3; KCl; KNО3;

б) H2S; CaSO4; HI; (NH4)2S.

Можно придумать множество таких игр-тренажеров, вот, например, другой вариант: «Третий лишний»

а) CaO, CuO, SO2 ;

б) HNO3, H2S, H2O;

в) Na2SO4, H2SO4, BaCl2;

г) NaOH, Al(OH)3, Al(NO3)3.

В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему?

V. Игровые карточки-задания "Заполни поле"

Заполните нижнее игровое поле значениями относительных молекулярных масс соответствующих веществ.

NaOH

(CuOH)2CO3

H2SO4

KNO2

Na2CO3

MgCl2

KMnO4

H3BO3

Ca(OH)2

Игровые карточки-задания по теме "Основные класс неорганических соединений"

Заполните нижнее игровое поле названиями соответствующих веществ.

NaOH

(CuOH)2CO3

H2SO4

KNO2

Na2CO3

MgCl2

KMnO4

H3BO3

Ca(OH)2

Игровые карточки-задания по теме "Водород"

Заполните нижнее игровое поле формулами продуктов реакций.

H2+O2

H2+Cl2

H2+F2

H2+Ca

H2+N2

H2+S

H2+Na

H2+Fe2O3

H2+BCl3

VI. "Крестики-нолики"

Вычеркни правильный ряд солей.

По какому признаку можно классифицировать соли?

а)

NaCl

Li2SO4

Pb(NO3)2

NaHS

CaCO3

Na2SiO3

Na3PO4

Cu(OH)Cl

Zn(OH)NO3

б)

NaCl

Li2SO4

Pb(NO3)2

NaHS

CaCO3

Na2SiO3

Na3PO4

Cu(OH)Cl

Zn(OH)NO3

Варианты ответов: а) Na3PO4, CaCO3, Pb(NO3)2; б) NaCl, Li2SO4, Pb(NO3)2.

VII. Заполните поля ответами на следующие вопросы:

  1. Один из основополагающих законов химии;

  2. Серосодержащая кислота;

  3. Горизонтальный ряд таблицы Д.И. Менделеева;

  4. Сложное вещество, с состав которого входит один или несколько атомов водорода и кислотный остаток;

  5. Сложное вещество, содержащее одну или несколько гидроксильных групп;

  6. Сложное вещество, состоящее из двух видов атомов, одним из которых является кислород;

  7. название кислотного остатка НСО3-;

  8. :вещества;

  9. название кислоты Н2SO3;

  10. название элемента, обозначающегося символом S;

  11. в записи " 5 Н2О" цифра "5";

  12. Процесс ускорения реакции в присутствии других химических веществ, при этом не расходующихся;

  13. название химического элемента Не.

 

Приложение (примеры решения задач).

Задача 2. Дано: Решение:

m(р-ра NaCl)=100г w=m(в-ва)*100%/m(р-ра)

w(NaCl)=7% m(NaCl)=w%*m(р-ра)/100%=7%*100г/100%=7г

m(NaCl)-? M(H2O)=m(р-ра)-m(NaCl)=100г-7г=93г

m(H2O)-?

Ответ: 7г; 93г.Ученик сделал неправильно.

Задача 6.

Дано: Решение:

m(сгущ. молока)=400г w=m(в-ва)*100%/m(р-ра)

m(сахара)=180г w(сахара)=180г*100%/400г=45%

w(сахара)-?

Ответ:45%

Задача 8.

Дано: Решение:

m(пилюли)=0,5г

w(фурацилина)=2% m(фурацилина)=8*10*0,5=40г

8*10-таблеток m(р-ра)=m(в-ва)*100%/w=

m(р-ра в стакане)=250г 40г*100%/2%=2000г

число стаканов-? 2000/250=8 – число стаканов.

Ответ: 8 стаканов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!