СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на уроках ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал  будет полезен предметникам, рассмотрены ситуации и игры.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках ОБЖ»

Применение игровых технологий на уроках ОБЖ

Жизнедеятельность — это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, взаимосвязанный с окружающей природной средой и социальной реальностью. Современный человек живет и действует как бы в двух взаимосвязанных мирах - мире природы, и мире социума, сообщества людей. Оба эти мира самым тесным образом взаимодействуют между собой.

Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и пр.). В связи с этим можно сказать, что любая сфера человеческой жизнедеятельности является потенциально опасной, так как сопряжена с вмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией их на это вмешательство.

Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое, поскольку в современной школе, как и в современном обществе, к которому мы идем, каждый человек сможет учиться и работать исходя из своих приоритетов, используя максимально особенности своей личности.

Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем - в обществе и на производстве, через общее образование на уроках "Основы безопасности жизнедеятельности".

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Тематическими линиями содержания образовательной области ОБЖ служат: основы здорового образа жизни, защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, современный комплекс проблем безопасности, основы защиты Отечества.

Формирование системы знаний о безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе воспитания и обучения в семье, дошкольных учреждениях, в школе. Однако наиболее интенсивно данный процесс осуществляется в ходе преподавания в общеобразовательной школе курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Система таких знаний обосновывается учеными-методистами, реализуется в виде учебных программ, учебников, методических пособий для учителей. В соответствии с моделью таких знаний, изложенных в учебно-методических материалах, на школьных уроках, во внеклассной работе.

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.



На уроках ОБЖ создаются условия, благоприятствующих творчеству. Их развитие происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней.

Чтобы школьный урок основ безопасности жизнедеятельности облечь в игровую форму используется множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Эффективность развития творческих способностей школьников на уроке "Основы безопасности жизнедеятельности" связана с четкой, правильной постановкой задач. При постановке задач следует исходить из содержания тематического плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность.

Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях школьного образования. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях:

1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др.

2) Как элементы более обширной технологии.

При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.

3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

4) Как технология внеклассной работы.

В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.

Таким образом, результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр - забота каждого учителя.

Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большое значение. Активность и творческие способности школьника на занятиях "Основы безопасности жизнедеятельности" выполняют важную задачу - подготовки к безопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются различные методические приемы и средства обучения.

Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап.

При разработке системы контрольных испытаний мы руководствовались следующими соображениями:

а) возможностью проводить испытания в обстановке, одинаковой для всех занимающихся;

б) доступностью контрольных упражнений и возможностью выполнения их учащимися;

в) простотой измерения и оценки;

г) наглядностью результатов для самих учащихся.

Рассмотрим подробнее некоторые игры:

Игра «Выбери действие».

Учащиеся 7-го класса получают раздаточные материалы: инструкцию, формат игры и таблицу для фиксации и оценки результатов работы.

Инструкция. Ознакомься с перечнем дорожных ситуаций (в левом столбце задания), с правилами безопасности и вариантами действий (в правом столбце задания). На отдельном листочке в таблице рядом с номерами ситуаций (из левого столбца задания) запиши номера правил и действий (из правого столбца задания), которые следует выполнить в этих ситуациях. В случае, когда в ситуации следует выполнять несколько правил (из правого столбца задания), укажи их номера, начиная с самого первоочередного и важного. После принятия индивидуального решения прими участие в коллективном обсуждении порядка действий в ситуациях.

Ситуации: Правила дорожного движения и способы обеспечения безопасности

Надо перейти на другую сторону дороги через проезжую часть.

1. На нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода.

2. К перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета.

3. Регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны.

4. Надо выбрать место, чтобы ждать трамвай. Остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой.

1. Этот сигнал разрешает движение.

2. Можно начинать переход через проезжую часть дороги.

3. Перейти проезжую часть можно по линии тротуаров.

4. Выходить на проезжую часть дороги нельзя.

5. Поступить в этой ситуации так, как действуют взрослые пешеходы.

6. Перед переходом остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта.

7. Переходить проезжую часть следует под прямым углом.

8. Надо убедиться, что транспортные средства при повороте направо и налево пропускают пешеходов.

9. При переходе дороги сначала смотреть налево, дойдя до середины дороги - направо.

10. Ожидать прибытия трамвая на тротуаре.

11. Ожидать трамвай на посадочной площадке на середине дороги.

12. Обратиться в этой ситуации за помощью к взрослому человеку.

13. Дойти до ближайшего пешеходного перехода и, убедившись в безопасности, перейти через дорогу.

14. Перейти через проезжую часть за спиной регулировщика.

15. В этом месте переход дороги запрещен.

16. На проезжей части при переходе следить как за тем, что происходит слева, так и за тем, что происходит справа.


Дидактические игры, используемые при изучении правил дорожного движения в 5-7 классах

Игра № 1. Найди ошибки.

Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.

Игра № 2. Запомни знак.

Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационные карточки нескольких знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем наборе такие же и назвать знаки, изображенные на них.

Игра № 3. Дорисуй знак.

Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их (возможно несколько вариантов).

Игра № 4. Мозаика.

Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.

Игра № 5. Угадай знак.

Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого-либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.

Игра № 6. Светофорики.

Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой-либо знак и дает ему название / верное или ошибочное/. Если название верное учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное красный.

Игра № 7. Угадай, как нас зовут.

Вариант 1. Учитель или ведущий показывает знак, учащиеся дают ему название.

Вариант 2. Учитель или ведущий называет знак, учащиеся показывают карточку с его изображением.

Игра № 8. Группы знаков.

Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т. д. Дать название каждой группе и знакам в ней.

Игра № 9. Лишний знак.

Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1 2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.

Игра № 10. Кроссворд.

Предлагаются картинки с изображением транспортных средств.

Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда.

Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово.

Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7. Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. веРтолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ - НАШИ ДРУЗЬЯ.

Игра № 11. Мяч соседу.

Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т. д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.

Игра № 12. Найди друзей.

Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому-либо признаку и назвать этот признак.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!