СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Игровая деятельность на уроках ОБЖ»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ.  Применение игровой деятельности является важным средством для развития творческих способностей детей школьного возраста. Игровая деятельность - наиболее доступный и эффективный метод обучения школьника в формировании активной позиции, связанной с инициативой, фантазией, творчеством.

     При организации игровой деятельности необходимо продумать формы коллективной работы на уроках, в ходе которой происходит овладение знаниями, формирование у учащихся умения и навыков. Групповые формы организации уроков относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения и ставят в центре внимания творческое развитие каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей.

      Игры развивают у детей целенаправленность действий. Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ – активность воображения. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения.

Просмотр содержимого документа
««Игровая деятельность на уроках ОБЖ»»



Логутенкова Наталья Сергеевна

преподаватель-организатор

по основам безопасности жизнедеятельности

МБОУ «Крапивенская основная школа» (Смоленская область)



«Игровая деятельность на уроках ОБЖ»

В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. Применение игровой деятельности является важным средством для развития творческих способностей детей школьного возраста. Игровая деятельность - наиболее доступный и эффективный метод обучения школьника в формировании активной позиции, связанной с инициативой, фантазией, творчеством.

При организации игровой деятельности необходимо продумать формы коллективной работы на уроках, в ходе которой происходит овладение знаниями, формирование у учащихся умения и навыков. Групповые формы организации уроков относятся к личностно-ориентированным технологиям обучения и ставят в центре внимания творческое развитие каждого ученика с учётом его индивидуальных возможностей.

Игры развивают у детей целенаправленность действий. Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ – активность воображения. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения.

Для развития творческих способностей на уроках безопасности необходима чёткая постановка задач. При этом необходимо исходить из содержания тематического плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся и их подготовленность.

В методической литературе существует несколько групп игр, развивающих интеллектуальное, познавательную и творческую активность детей:

1. Предметные игры (например: при изучении правил дорожного движения используются различные предметы – дорожные знаки, регулировочный жезл и т.д.);

2. Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет является формой интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают всевозможные сценарии и диалоги. Такие игры способствуют укреплению изученного материала. На уроках ОБЖ используются интеллектуальные игры «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и другие.

3. Интеллектуальные: игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании, показывают играющим уровень подготовленности по теме.

4. Трудовые, поисковые, конструктивные игры направлены на закрепление материала и отработку практических навыков.

5. Познавательные игры используются как средство развития активности детей. Это игры с готовыми правилами и называются дидактическими. Дидактические игры составляются по принципу самообучения, т.е. они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, чайнворды.

Для проведения дидактических игр необходимы следующие условия:

- наличие знаний у учителя по проведению данных методик;

- выразительность проведения игры, обеспечение интереса детей, желание в ней участвовать

- необходимость включения педагога в игру (он является участником или руководителем);

- сочетание занимательности и обучения (знания через игру передаются легко и непринужденно);

- между учителем и учащимся должна быть атмосфера уважения, доверия и взаимопонимания;

- используемая наглядность должна быть простой и ёмкой.

Важно подчеркнуть различия между игрой как таковой и учебной деятельностью. Мотивом игры являются сами действия, мотивом учебной деятельности – стремление узнать новое, научиться тому чего не знаешь.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, изучаемой темы предмета;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения);

- в качестве технологии внеклассной работы.

Таким образом, использование игр в образовательном процессе для формирования культуры безопасного поведения помогает активизировать деятельность ребёнка, развивает творческие способности, познавательную активность, наблюдательность, внимание, поддерживает интерес к предмету, что приводит к эффективному развитию творческой активности.

Приложение



Примеры игр на уроке ОБЖ

Игра «Да. Нет. Может быть»

Цель: закрепить у учащихся знания по противопожарной безопасности; проверить прочно ли усвоены ими правила противопожарной безопасности.

Оборудование: карточки с ответами прикреплены на доске (Да, Нет, Может быть).

Условия: учитель предлагает устно одну ситуацию двум детям, сидящим за одной партой. Они должны выбрать правильный ответ из предложенных вариантов (Да, Нет, Может быть) и подойти к соответствующей карточке на доске. Свой выбор пара должна обосновать. Если возникают разногласия, то можно поспорить и обсудить ситуацию. Варианты ситуаций составляются для всех пар в классе.

По окончании игры может быть проведена самостоятельная работа.

Варианты ситуаций для игры

  • Уходя из дома, проверьте все электро– и газовые приборы.

  • Все электроприборы желательно включать в одну розетку.

  • Газовая плита не является опасностью в доме.

  • Ёлку в Новый год лучше украшать игрушками, сделанными из ваты.

  • Пиротехнику нужно взрывать на улице.

  • Маленькое возгорание можно потушить самим.

  • Если случился пожар, не надо бояться звать на помощь, даже если ты виновник возгорания.

  • Уходя из горящего дома, надо проверить, не остались ли там маленькие дети и престарелые люди.

  • При возгорании надо открыть окна.

  • Идти через задымленное пространство опасно.

  • Уходя из горящего помещения, захлопни за собой дверь.

  • Настольную лампу можно накрыть тканью.

  • Обогреватель нельзя ставить у окна.

  • Включенный в розетку электроприбор при возгорании нельзя тушить водой.





Игра «Пантомима»

(элемент урока к теме «Электричество»)

Цель: настроить учащихся на восприятие новой темы «Электричество»

Условия: учитель просит нескольких ребят изобразить те действия, о которых он будет говорить им на ушко. Весь класс должен отгадать, что учитель загадал.

Варианты заданий: Глажу бельё. Смотрю телевизор. Сушу волосы феном. Играю на компьютере. Разогреваю еду на микроволновой печи. Включаю электрочайник.

После успешного разгадывания учитель обращается к ребятам с просьбой вспомнить все пантомимы и подумать, что их все объединяет. Дети сами называют тему урока.

Загадки:

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода. (Самовар)


Хлеб в меня ты положи

И сухарик получи. (Тостер)

Костлявая птица

В гнезде суетится,

Крыльями бьёт,

Снуёт взад-вперед,

Гнездо, как чаша,

А в чаше каша. (Миксер)



Умный друг,

Сам без рук.

А чужими пользуется. (Компьютер)



Если жарко, меня включай –

Станет прохладно, ты так и знай. (Вентилятор)



Волшебный ящик посмотри,

В нём реки и озёра,

Растения и горы.

Он обо всём расскажет,

Весь мир тебе покажет. (Телевизор)



На одной стою ноге

Я в квартире, в уголке.

Если вдруг тебе темно,

Включай меня – будет светло. (Торшер)



Игра «Крестики – нолики»

Цель: проверка знаний по теме «Электричество» (элемент урока)

Условия: учитель просит ребят записать в строчку ряд чисел от 1 до 10 в тетрадь, поясняя, что сейчас он будет произносить истинные и ложные высказывания по изученному материалу. Дети будут своё отношение к сказанному определять двумя знаками: «0» - если не согласны с учителем, «Х» - если согласны с ним. Знак следует ставить под номером высказывания.

Примерные высказывания:

  1. Нельзя прикасаться к оголённому проводу голыми руками.

  2. Можно сырыми руками потрогать включенный электроприбор.

  3. При попадании оборванного электропровода на человека вы ему сможете помочь, убрав провод деревянной палкой или резиновыми перчатками.

  4. Проходя через тело человека, ток может вызвать сокращение мышц, что, в свою очередь, повлечет другие болезненные явления.

  5. На сварочные работы можно смотреть без защитных очков.

  6. Пользоваться неисправными электроприборами - опасно.

  7. В сухую погоду можно поиграть вблизи электроподстанций и электрощитов.

  8. Меняя перегоревшую лампочку, надо отключить электропитание в квартире.

  9. В сырую погоду оборванный электропровод безопасен на расстоянии 5 метров.

  10. От удара электротока самая трагическая ситуация – это клиническая смерть.



Игра «Диспут»

(к уроку по теме «Собака бывает кусачей»)

Цель: научить правильному поведению детей при встрече с собакой; разобрать ситуации возможной опасности; научить правильному поведению во время диспутов.

Оборудование: карточки-задания; компьютерные презентации.

Условия: на предыдущем уроке учитель делит класс на две группы и выдаёт карточки-задания для каждой из них. Поясняет «На следующем уроке мы будем с вами спорить, а чтобы в родилась истина, мы должны спорить аргументированно, т.е. приводить примеры, уметь правильно изъясняться и слушать друг друга.

Карточка-задания №1.

- подготовь небольшое сообщение о породах собак, которые встречаются в нашем городе (название породы, происхождение, в чём их особенность);

- найди в средствах массовой информации или в жизни примеры и докажи фактами, что собака - друг человека.

Карточка-задания №2.

- подготовь небольшое сообщение о породах собак, которые встречаются в нашем городе (название породы, происхождение, в чём их особенность);

- найди в средствах массовой информации или в жизни примеры и докажи фактами, что собака – это опасность.

На следующем уроке учитель ведёт диспут, выстраивая диалог двух команд с противоречивым мнением, так чтобы ученики сами пришли к мысли о том, что поведение собаки зависит от многих факторов: её породы, рефлексов, дрессировки, а также от нашего поведения при встрече с чужой собакой. Многое зависит не от нас, а вот своё поведение мы можем контролировать. Как итог диспута группы составляют памятку правильного поведения при встрече с чужой собакой.

Памятка:

  1. Если тобой заинтересовалась чужая собака, остановись и постарайся понять, чем она недовольна.

  2. Встань к собаке боком.

  3. Твердым голосом отдай несколько команд: Фу! Нельзя! Сидеть! Лежать!

  4. Не делая резких движений, позови хозяина.

  5. Если помочь некому, уходи от собаки медленно.

  6. Своими активными действиями ты можешь спровоцировать агрессию собаки.

  7. Не бойся, собаки чувствуют страх.

  8. Если собака присела – она готовится к прыжку. Защити руками своё лицо и горло.

  9. Если собака тебя всё-таки укусила, немедленно обратись в травмопункт.

Пословицы:

Не замахивайся палкой, и собака не залает.

Не дразни собаку, так не укусит.

Не дразни собаку – и лаять не будет.

Не дразни кота – придёшь домой без уса.

Интересные вопросы по данной теме

  1. Ваша собака «поёт»? Нет? Почему некоторые питомцы поют?

(Потому что собаки – ближайшие родственники волков, шакалов, койотов. А у всех у них в душе заложены с детства дружеские чувства к членам своей семьи. Существует особый ритуал: собравшись вместе, животные воют, всем своим видом демонстрируя расположение друг к другу. Они дружелюбно размахивают хвостами, соприкасаются иногда мордами, а на самом верху блаженства запевают в унисон. Так и собаки. Чем более она привязана к хозяину, тем чаще воет, показывая свои чувства.)

  1. С каких лет дрессируют собаку?

(Не с лет, а с месяцев: охотничьих собак – с 8 месяцев, а служебных – с 10-12 месяцев. Позднее заниматься этим практически бесполезно.)

  1. Как слышит собака?

(Разве могут плохо слышать собаки, если они могут издавать 39 звуков? В человеческом алфавите 33 буквы, но звуков больше. В том, что собаки понимают команды, сомневаться не приходится.)

  1. Есть ли страны, где не разрешено содержать собак в городе?

(Да. В столице Исландии - Рейкьявике не разрешают содержать собак. Всего лишь один год продержалось разрешение на содержание собак в городе. Собрали референдум и опять запретили.)



Загадки

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака)



Гладишь – ласкает.

Дразнишь – кусает. (Собака)



С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

Хвостик колечком. (Собака)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!