СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему: "Роль работы группы продленного дня в развитии младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Роль работы ГПД в развитии младших школьников.

В последние годы в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Перед группами продлённого дня стоят задачи воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья.

Главной целью является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Всё это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

На развитие младших школьников влияют многие факторы жизни: социальная среда, в которой они вращаются – это их семья, друзья, знакомые и не знакомые люди с которыми им приходится сталкиваться.

 Школа, где они получают знания, а порой проводят в ней большую часть дня, как дети посещающие продлёнку. Школы дополнительного образования, где они удовлетворяют свои потребности в самовыражении. Всё это откладывает отпечаток на развитие ребёнка как личности. Каждый из нас должен вложить в наших детей свою часть знаний, умений и навыков, чтобы помочь школьникам правильно развиваться. Вложить в них крепкую основу для их дальнейшего и успешного продвижения по жизни. От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня, насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Я как воспитатель группы продлённого дня пытаюсь решать задачи, используя следующие виды деятельности: игры, конкурсы, викторины, клубные часы.

В меру своих сил и способностей стараюсь делать жизнь моих воспитанников интересной, содержательной, правильно организовать повседневность, наполнить каждые дни полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями.

Не менее важен момент встречи детей с воспитателем и товарищами. Всегда стараюсь встретить детей с улыбкой, ласково обратиться к ним, тепло поздороваться, кому – то руку положить на плечо, расспросить их об успехах на уроках. Некоторые дети сами бросаются ко мне, обнимают, пытаются сесть мне на руки и крепче прижаться. Это внимание детей меня очень радует, а с другой стороны понимаешь, что они пытаются компенсировать недостаток заботы и ласки со стороны родителей. Поощряю хорошее взаимоотношение между детьми.

Задача воспитателя группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику соответственного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, я, как воспитатель группы продлённого дня стараюсь создавать в группе обстановку, благоприятную для развития каждого ребёнка и всего коллектива.

В свободное время все дети стремятся к игровой деятельности, так как игра для некоторых из них является смыслом жизни. В подвижных играх дети развивают в первую очередь свои физические способности; через сюжетно-ролевые игры они успешно осваивают элементы человеческой деятельности, а с помощью дидактических игр лучше усваивают и углубляют знания учебной программы. Во время, отведённое для игр, даю полную свободу выбора. Они группируются по интересам, а моя задача помочь детям определиться с игрой.

Важную роль в развитии ребёнка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребёнка. В группе продлённого дня ребята увлечённо играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребёнком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Так, например, к спокойным играм относятся: «Доскажи словечко», «Угадай чей голосок», «Испорченный телефон», «Угадай, что я хочу сказать?», «Съедобное - несъедобное» и многие другие.

К подвижным играм можно отнести: «Кошки - мышки», «День и ночь», «Пустое место», «Ловишки» и другие. Любимыми подвижными играми ребят группы продлённого дня на продолжении многих лет являются игры с мячом. Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребёнка к здоровому образу жизни.

Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры – соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

Каждая игра выполняет определённые функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна. Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят. Любая игра делает жизнь ребёнка богаче, расширяет опыт далеко за пределами того, что можно пережить в повседневности. Игры помогают ребёнку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Взрослым следует более внимательно подходить к игре, быть более терпеливыми. В своей работе я использую познавательные игры: игры - конкурсы, игры-путешествия, интеллектуальные: небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды.

На первый взгляд, кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребёнка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу, чтобы решить задачу, причём справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребёнка, следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект. Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.

Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек. Мои воспитанники с удовольствием играют в игры: «Магазин», «Больница», «Школа», «Моя семья», и другие.

Также общему развитию детей способствуют спортивные часы, беседы по ПДД и ОБЖ, уроки вежливости, развивающие игры, трудовая деятельность, которые помогают ребёнку жить в группе продлённого дня насыщенной, полной жизнью.

Эффективным средством развития творческих способностей младших школьников является – оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Оригами: учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, складывание; развивает способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Складывая фигурки из бумаги, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом процессе. Занятия этим видом искусства являются психотерапией, которая позволяет отвлечься школьнику от повседневных уроков и забот, помогает тренировать память. Путём складывания бумаги по типу оригами можно получить различные виды игрушек – животных, птиц, рыб.

Важное место в развитии личности ребёнка занимает нравственное воспитание. Через игру, чтение и обсуждение сказок, рассказов вместе с детьми рассматриваются такие ценностные категории, как добро, совесть, стыд, милосердие, великодушие. Дети любят эти занятия. Такая деятельность способствует формированию у младших школьников желания становиться лучше. Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста, поэтому в ГПД я провожу беседы о дружбе, а также занятия на темы «Культура общения и поведения».

На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определённых жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный опыт. Воспитателю группы продлённого дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство». Проходя пути развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее звено.

ГПД даёт детям многое: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально - значимых навыков, общение со сверстниками.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Роль работы группы продленного дня в развитии младших школьников"»

Тема: Роль работы ГПД в развитии младших школьников.

В последние годы в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Перед группами продлённого дня стоят задачи воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья.

Главной целью является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Всё это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

На развитие младших школьников влияют многие факторы жизни: социальная среда, в которой они вращаются – это их семья, друзья, знакомые и не знакомые люди с которыми им приходится сталкиваться.

Школа, где они получают знания, а порой проводят в ней большую часть дня, как дети посещающие продлёнку. Школы дополнительного образования, где они удовлетворяют свои потребности в самовыражении. Всё это откладывает отпечаток на развитие ребёнка как личности. Каждый из нас должен вложить в наших детей свою часть знаний, умений и навыков, чтобы помочь школьникам правильно развиваться. Вложить в них крепкую основу для их дальнейшего и успешного продвижения по жизни. От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня, насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.

Я как воспитатель группы продлённого дня пытаюсь решать задачи, используя следующие виды деятельности: игры, конкурсы, викторины, клубные часы.

В меру своих сил и способностей стараюсь делать жизнь моих воспитанников интересной, содержательной, правильно организовать повседневность, наполнить каждые дни полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостями.

Не менее важен момент встречи детей с воспитателем и товарищами. Всегда стараюсь встретить детей с улыбкой, ласково обратиться к ним, тепло поздороваться, кому – то руку положить на плечо, расспросить их об успехах на уроках. Некоторые дети сами бросаются ко мне, обнимают, пытаются сесть мне на руки и крепче прижаться. Это внимание детей меня очень радует, а с другой стороны понимаешь, что они пытаются компенсировать недостаток заботы и ласки со стороны родителей. Поощряю хорошее взаимоотношение между детьми.

Задача воспитателя группы продлённого дня состоит в том, чтобы не только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику соответственного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.

Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, я, как воспитатель группы продлённого дня стараюсь создавать в группе обстановку, благоприятную для развития каждого ребёнка и всего коллектива.

В свободное время все дети стремятся к игровой деятельности, так как игра для некоторых из них является смыслом жизни. В подвижных играх дети развивают в первую очередь свои физические способности; через сюжетно-ролевые игры они успешно осваивают элементы человеческой деятельности, а с помощью дидактических игр лучше усваивают и углубляют знания учебной программы. Во время, отведённое для игр, даю полную свободу выбора. Они группируются по интересам, а моя задача помочь детям определиться с игрой.

Важную роль в развитии ребёнка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания ребёнка. В группе продлённого дня ребята увлечённо играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребёнком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Так, например, к спокойным играм относятся: «Доскажи словечко», «Угадай чей голосок», «Испорченный телефон», «Угадай, что я хочу сказать?», «Съедобное - несъедобное» и многие другие.

К подвижным играм можно отнести: «Кошки - мышки», «День и ночь», «Пустое место», «Ловишки» и другие. Любимыми подвижными играми ребят группы продлённого дня на продолжении многих лет являются игры с мячом. Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребёнка к здоровому образу жизни.

Считаю целесообразным вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры и игры – соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

Каждая игра выполняет определённые функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна. Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят. Любая игра делает жизнь ребёнка богаче, расширяет опыт далеко за пределами того, что можно пережить в повседневности. Игры помогают ребёнку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Взрослым следует более внимательно подходить к игре, быть более терпеливыми. В своей работе я использую познавательные игры: игры - конкурсы, игры-путешествия, интеллектуальные: небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды.

На первый взгляд, кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребёнка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу, чтобы решить задачу, причём справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребёнка, следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект. Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.

Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек. Мои воспитанники с удовольствием играют в игры: «Магазин», «Больница», «Школа», «Моя семья», и другие.

Также общему развитию детей способствуют спортивные часы, беседы по ПДД и ОБЖ, уроки вежливости, развивающие игры, трудовая деятельность, которые помогают ребёнку жить в группе продлённого дня насыщенной, полной жизнью.

Эффективным средством развития творческих способностей младших школьников является – оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Оригами: учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, складывание; развивает способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания. Складывая фигурки из бумаги, ребёнок концентрирует всё своё внимание на этом процессе. Занятия этим видом искусства являются психотерапией, которая позволяет отвлечься школьнику от повседневных уроков и забот, помогает тренировать память. Путём складывания бумаги по типу оригами можно получить различные виды игрушек – животных, птиц, рыб.

Важное место в развитии личности ребёнка занимает нравственное воспитание. Через игру, чтение и обсуждение сказок, рассказов вместе с детьми рассматриваются такие ценностные категории, как добро, совесть, стыд, милосердие, великодушие. Дети любят эти занятия. Такая деятельность способствует формированию у младших школьников желания становиться лучше. Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста, поэтому в ГПД я провожу беседы о дружбе, а также занятия на темы «Культура общения и поведения».

На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий в определённых жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный опыт. Воспитателю группы продлённого дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство». Проходя пути развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее звено.

ГПД даёт детям многое: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально - значимых навыков, общение со сверстниками.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!