Рефлексия как обязательный этап урока согласно реализации ФГОС
Преподаватель ГБПОУ ВМТ – Дзагоева Ф.Б.
Цель современной образовательной концепции
развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию
Задачи современного урока
формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока .
самостоятельность ,
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств:
предприимчивость,
конкурентоспособность .
Рефлексия
(от лат. reflexio - обращение назад)
Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.
Рефлексия на уроке
совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
Классификация рефлексии по содержанию
символическая
символическая
устная
устная
письменная
письменная
Классификация рефлексии по форме деятельности
коллективная
коллективная
индивидуальная
групповая
групповая
фронтальная
фронтальная
Виды рефлексии
языковая
языковая
эмоциональная
личностная
личностная
интеллектуальная
интеллектуальная
Рефлексия отражает четыре сферы человеческой сущности
духовную
интеллектуальную
сенсорную
физическую
быть средством самопознания
Рефлексия может
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления
отражать внутреннее состояние
Виды рефлексии
рефлексия содержания учебного материала
рефлексия результатов учебной деятельности
рефлексия настроения и эмоционального состояния
Характеристика цветов Макса Люшера:
приятное, спокойное настроение
радостное, восторженное настроение
нервозное, возбуждённое состояние, агрессия
грустное настроение, пассивность, усталость
активность
беспокойное, тревожное настроение
замкнутость, огорчение
унылое настроение, отрицание, протест
пассивность, беспокойство и неуверенность
Рефлексия содержания учебного материала
Прием незаконченного предложения:
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности
«Оценочная лесенка»;
«Диаграмма успешности»;
«Эссе»;
«Портфолио»;
«Письмо самому себе»;
«Лист достижений».
Рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- установить затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности;
- определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.