СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование форм проектной деятельности как способа формирования всех типов УУД

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование форм проектной деятельности как способа формирования всех типов УУД.

Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,

 обучая детей слишком многому.

Возбудите только любопытство.

Откройте своим слушателям глаза,

 но не перегружайте их мозг.

Достаточно заронить в него искру,

огонь сам разгорится там,

где для него есть пища.

                                                           А.Франс

С 2015 года вступил в силу ФГОС второго поколения. Целью образования становится формирование личности, готовой к самообразованию.

Поэтому главное условие реализации образовательной программы — деятельностный подход в обучении. Это способ обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а в основном добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Как следствие меняются цели, структура и методические приемы урока. Это необходимо для достижения результатов школьного образования: личностные, метапредметные, предметные. 

Личностные результаты выражаются в сформированности познавательных интересов, мотивов учения, интеллектуальных умений. Предметные результаты определены с учетом содержания учебного предмета. Метапредметными результатами освоения образовательных программ являются: - овладение приемами исследовательской и проектной деятельности; - умения работать с разными источниками информации;  -умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. В метапредметных результатах различают регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

формирование УУД на уроке географии через проектную деятельность.

Проектная деятельность в рамках ФГОС второго поколения

Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она формирует универсальные учебные действия  а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;  б) формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности;  в) формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.

Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, проектная технология стимулирует интерес учеников к определенным проблемам, которые предполагают овладение определенной суммой знаний через проектную деятельность и практическое применение приобретенных знаний – от теории к практике.

Существует несколько подходов к классификации проектов.   Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

1.  ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства

2.  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

3.  ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

4.  ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

5.  РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

-мини-проекты,

-краткосрочные,

-долгосрочные.

Существуют различные формы представления проектов учащихся по географии с применением УУд:

- Макет географического объекта.

- Путеводитель

- Презентация

- Наглядное пособие

- Газеты, журналы

- Видеофильмы и т.д.

Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие   этапы  деятельности учащихся:

1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, в ходе которой формулируется проблемный вопрос.

2-ой этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы.

3–ий этап: исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающих знаний и применение новых полученных  знаний для решения проблемы.

4-этап: получение конечного продукта и его защита.

5-этап: рефлексия деятельности учащихся.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.

Требования к исследованию:

•Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:

•Этапы и конкретные сроки их реализации;

•Четкие задачи;

•Конкретные результаты;

•Планы и графики выполнения исследования.

Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.

Критериями оценки проекта являются

•Значимость и актуальность

•Корректность методов

•Активность участников

•Глубина проникновения в проблему

•Доказательность выводов

•Оформление результатов

Требования к проекту:

•проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;

•содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;

•все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав;

•приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;

•если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;

•при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне;

•отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;

•использование в проекте соответствующей научной терминологии;

в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Содержание проекта:

•название темы проекта;

•актуальность проекта, проблема;

•основополагающий и проблемные вопросы;

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование форм проектной деятельности как способа формирования всех типов УУД»

МБОУ «школа № 4 им. А.С.Пушкина»

МБОУ «школа № 4 им. А.С.Пушкина»

С 2015 года вступил в силу ФГОС второго поколения. Целью образования становится формирование личности, готовой к самообразованию. Поэтому главное условие реализации образовательной программы — деятельностный подход в обучении. Это способ обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а в основном добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Как следствие меняются цели, структура и методические приемы урока. Это необходимо для достижения результатов школьного образования: личностные, метапредметные, предметные.

С 2015 года вступил в силу ФГОС второго поколения. Целью образования становится формирование личности, готовой к самообразованию.

Поэтому главное условие реализации образовательной программы — деятельностный подход в обучении. Это способ обучения, при котором ребенок получает знания не в готовом виде, а в основном добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Как следствие меняются цели, структура и методические приемы урока. Это необходимо для достижения результатов школьного образования: личностные, метапредметные, предметные.

Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она формирует универсальные учебные действия   а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;   б ) формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности;   в) формирование картины мира , адекватной образовательной программе и уровню знаний.

Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она формирует универсальные учебные действия а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности; б ) формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности; в) формирование картины мира , адекватной образовательной программе и уровню знаний.

Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, проектная технология стимулирует интерес учеников к определенным проблемам, которые предполагают овладение определенной суммой знаний через проектную деятельность и практическое применение приобретенных знаний – от теории к практике.

Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, проектная технология стимулирует интерес учеников к определенным проблемам, которые предполагают овладение определенной суммой знаний через проектную деятельность и практическое применение приобретенных знаний – от теории к практике.

 Существует несколько подходов к классификации проектов.   Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

1.  ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства ;

1. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства ;

2.  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;

3.  ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

4.  ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

5.  РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п . Результат проекта остается открытым до самого окончания.

5. РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п . Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

мини-проекты, краткосрочные, долгосрочные.
  • мини-проекты,
  • краткосрочные,
  • долгосрочные.
- Макет географического объекта.

- Макет географического объекта.

Проект

Проект "Путеводитель по городам Германии"

1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, в ходе которой формулируется проблемный вопрос. 2-ой этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы. 3–ий этап: исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающих знаний и применение новых полученных знаний для решения проблемы. 4-этап: получение конечного продукта и его защита. 5-этап: рефлексия деятельности учащихся.
  • 1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, в ходе которой формулируется проблемный вопрос.
  • 2-ой этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы.
  • 3–ий этап: исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающих знаний и применение новых полученных знаний для решения проблемы.
  • 4-этап: получение конечного продукта и его защита.
  • 5-этап: рефлексия деятельности учащихся.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи.

Требования к исследованию:  Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит: Этапы и конкретные сроки их реализации; Четкие задачи; Конкретные результаты; Планы и графики выполнения исследования.

Требования к исследованию:

  • Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:
  • Этапы и конкретные сроки их реализации;
  • Четкие задачи;
  • Конкретные результаты;
  • Планы и графики выполнения исследования.
Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.

Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.

Критериями оценки проекта являются Значимость и актуальность Корректность методов Активность участников Глубина проникновения в проблему Доказательность выводов Оформление результатов

Критериями оценки проекта являются

  • Значимость и актуальность
  • Корректность методов
  • Активность участников
  • Глубина проникновения в проблему
  • Доказательность выводов
  • Оформление результатов
проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план; содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком; все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав; приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников; Требования к проекту:
  • проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
  • содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
  • все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав;
  • приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;

Требования к проекту:

если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта; при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне; отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации; использование в проекте соответствующей научной терминологии; в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
  • если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
  • при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне;
  • отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
  • использование в проекте соответствующей научной терминологии;

в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.

Содержание проекта: название темы проекта; актуальность проекта, проблема; основополагающий и проблемные вопросы;

Содержание проекта:

  • название темы проекта;
  • актуальность проекта, проблема;
  • основополагающий и проблемные вопросы;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!