СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства (ФГОС). "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства (ФГОС).

"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце"

 

 

 

Технологическая карта

Педагог (Ф.И.О.) Волокитина Яна Валерьевна

Предмет   изобразительное искусство

Класс  четвертый

Тема урока:  Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце

Цели урока:  (образовательные, развивающие, воспитательные)

  1. Дать учащимся возможность выявить характерные особенности символического значения полотенца; сформировать умение создавать узоры вышивки по собственному замыслу, используя разнообразные приемы вырезания из бумаги.
  2. Углублять эстетические познания о народном декоративно - прикладном искусстве; развивать творческую активность, навыки работы в аппликации, эстетический и художественный вкус.
  3. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре.

Задачи урока:

  1. Помочь учащимся в освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки;
  2. Формировать умение выстраивать  орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.
  3. Проявлять уважительное отношение к народному искусству.
  4. Выявлять характерные особенности вышивки на полотенце, создавать узоры  по собственному замыслу,  используя орнаментальную символику (ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги).

Тип урока:  комбинированный

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

 

 

Этапы

Методы и приемы

  1. 1. Организационный

 Цель для учителя: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию

Цель для учащихся:

 Настрой на учебную деятельность, на  продуктивную подготовку к уроку.

 Задачи:

 Создать благоприятную атмосферу в классе, способствующую усвоению и применению знаний.

  • Подвести учащихся к пониманию цели урока, реализации знаний.

 Ход работы этапа: Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания, создание эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная (выполняют самооценку готовности к уроку)

Функция преподавателя на данном этапе: организационная

Показатели выполнения учебных задач этапа:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

 

2.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель:

Создать условия для активного и сознательного усвоения  нового материала

Задачи этапа:

  • Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.
  • Сформировать целенаправленный характер учебой деятельности.
  • Помочь учащимся сформулировать цель и выбирать конкретные средства ее достижения.

-  Ребята, я бы хотела загадать вам загадку:

 

Есть у каждого в квартире,

И побольше, и пошире.

После ванны, после душа,

Вас обнимет и просушит.  (Полотенце) (Ответы детей)

 

-   Правильно, ребята. А тема урока так и звучит: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце». И главная цель урока научиться создавать  орнаменты  русской народной вышивки  на полотенце в технике живопись.

- Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством?

(Ответы детей)

- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.

 

Показатели выполнения учебных задач этапа: Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; - эффективность восприятия и осмысления нового материала; - понимание учащимися  практической значимости изучаемого материала.

Длительность этапа: 3 минуты

 

  1. Усвоение новых знаний

Цель для учителя:

Организовать и направить деятельность учащихся на усвоение знаний о символическом значении полотенца. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

 Задачи:

  • Дать учащимся конкретное представление о символическом значении полотенца, мотивах орнамента на нем
  • Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала.

.

Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

Формы и методы представления нового материала: использование информационных технологий.

Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека с использованием презентации.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц.

Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное  узоречье всем на радость.

 

Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

 

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни.

Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом.

 

Женская  фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери - земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека

 

На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они непохожи на своих природных собратьев. В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни.

 

Цвет на полотенце имеет своё значение. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.

Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью в деревне.

 

 

Показатели выполнения учебных задач этапа:

Критерием выполнения дидактических задач служит качество ответов учащихся и их действия в процессе беседы, активное участие в подведении итогов беседы.

Длительность этапа: 10 минут

 

 

  1. Физминутка.

Ребята, чтобы немного отдохнуть я предлагаю выполнить физминутку. 

 

  1. Основной Этап.

Теперь вы отдохнули и готовы работать дальше.

Сегодня мы будем работать в смешанной технике. Для работы нам понадобятся карандаш, фломастер и акварельные краски.

 

Итак, начинаем. Располагаем лист вертикально, определяем и размечаем границы рисунка.

Выполняем рисунок карандашом. Составляем рисунок, используя простые геометрические формы. Украшаем наше полотенце элементами растительного орнамента.

Обводим карандашный рисунок черным фломастером.

Приступаем к раскрашиванию нашего рисунка, используем контрастные цвета. Активно работаем чистым цветом.

 

Применения изученного, контроля, самоконтроля:

Творческая мастерская.  Постановка художественной задачи.

 

Практическое выполнение задания.

Длительность этапа: 20 минут

 

  1. Итог урока.

Цель для учителя:

Подвести итог урока. Дать оценку работы учащихся на уроке.  Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся:

уметь анализировать и оценивать собственную работу и работу других учащихся. Понимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Задачи:

  • Провести анализ работы учащихся на уроке;
  • Объяснить учащимся цель домашнего задания и способы его выполнения

 

На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся.  Учащиеся совместно с учителем оценивают качество выполненных работ, аккуратность, высказывают свое мнение. Итогом является оценивание работ в процессе совместного обсуждения.

Молодцы!  Ребята, посмотрите,  какие замечательные полотенца  вы сегодня создали. Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу?  (Ответы детей)

А в нашей повседневной жизни можно ли найти применение такому полотенцу?

(Ответы детей)

Всем спасибо!

 

Показатели выполнения учебных задач этапа:

Обязательное  выполнение этапа в границах урока, до звонка.

Длительность этапа: 4 минуты

 

 

 

Оборудование и материалы:

  1. Художественные материалы (акварель, набор кистей для росписи, баночка для воды, бумага, картон, тряпочка).

Технологии: Здоровьесберегающие, творческий, дифференцированный подход.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

3. Физминутка.

4. Выполнение практической работы.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!