- 1. Организационный
Цель для учителя: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку учащихся к общению и предстоящему занятию
Цель для учащихся:
Настрой на учебную деятельность, на продуктивную подготовку к уроку.
Задачи:
Создать благоприятную атмосферу в классе, способствующую усвоению и применению знаний.
- Подвести учащихся к пониманию цели урока, реализации знаний.
Ход работы этапа: Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания, создание эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная (выполняют самооценку готовности к уроку)
Функция преподавателя на данном этапе: организационная
Показатели выполнения учебных задач этапа:
Доброжелательный настрой учителя и учащихся; кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования урока к работе; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
2.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Цель:
Создать условия для активного и сознательного усвоения нового материала
Задачи этапа:
- Организовать познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала.
- Сформировать целенаправленный характер учебой деятельности.
- Помочь учащимся сформулировать цель и выбирать конкретные средства ее достижения.
- Ребята, я бы хотела загадать вам загадку:
Есть у каждого в квартире,
И побольше, и пошире.
После ванны, после душа,
Вас обнимет и просушит. (Полотенце)
(Ответы детей)
- Правильно, ребята. А тема урока так и звучит: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце». И главная цель урока научиться создавать орнаменты русской народной вышивки на полотенце в технике живопись.
- Как вы думаете, зачем нам изучать народные традиции, знакомиться с народным искусством?
(Ответы детей)
- Совершенно верно. Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно сохранять наши народные традиции, традиции народного искусства, прославлять талант и мастерство русского народа.
|
Показатели выполнения учебных задач этапа: Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; - эффективность восприятия и осмысления нового материала; - понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Длительность этапа: 3 минуты
|
- Усвоение новых знаний
Цель для учителя:
Организовать и направить деятельность учащихся на усвоение знаний о символическом значении полотенца. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.
Задачи:
- Дать учащимся конкретное представление о символическом значении полотенца, мотивах орнамента на нем
- Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала.
.
Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.
Формы и методы представления нового материала: использование информационных технологий.
Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека с использованием презентации.
Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц рукодельниц.
Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узоречье всем на радость.
Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни.
Взгляните, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки: здесь и птица-пава с пышным хвостом.
Женская фигура с поднятыми вверх руками - это изображение матери - земли. Она всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. Женская фигура с поднятыми вверх руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека
На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-дерева. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы на вышивках очень декоративны, они непохожи на своих природных собратьев. В народной вышивке встречается такой сюжет: две птицы со сросшимися спинами. Эту композицию называют ладьёй. А из центра ладьи может вырасти сказочное дерево, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках - древо жизни.
Цвет на полотенце имеет своё значение. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.
Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по-своему, сохраняя черты местного своеобразия.
Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью в деревне.
|
Показатели выполнения учебных задач этапа:
Критерием выполнения дидактических задач служит качество ответов учащихся и их действия в процессе беседы, активное участие в подведении итогов беседы.
Длительность этапа: 10 минут
|
- Основной Этап.
Теперь вы отдохнули и готовы работать дальше.
Сегодня мы будем работать в смешанной технике. Для работы нам понадобятся карандаш, фломастер и акварельные краски.
Итак, начинаем. Располагаем лист вертикально, определяем и размечаем границы рисунка.
Выполняем рисунок карандашом. Составляем рисунок, используя простые геометрические формы. Украшаем наше полотенце элементами растительного орнамента.
Обводим карандашный рисунок черным фломастером.
Приступаем к раскрашиванию нашего рисунка, используем контрастные цвета. Активно работаем чистым цветом.
|
Применения изученного, контроля, самоконтроля:
Творческая мастерская. Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Длительность этапа: 20 минут
|
- Итог урока.
Цель для учителя:
Подвести итог урока. Дать оценку работы учащихся на уроке. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Цель для учащихся:
уметь анализировать и оценивать собственную работу и работу других учащихся. Понимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.
Задачи:
- Провести анализ работы учащихся на уроке;
- Объяснить учащимся цель домашнего задания и способы его выполнения
На доске организовывается экспресс - выставка работ учащихся. Учащиеся совместно с учителем оценивают качество выполненных работ, аккуратность, высказывают свое мнение. Итогом является оценивание работ в процессе совместного обсуждения.
Молодцы! Ребята, посмотрите, какие замечательные полотенца вы сегодня создали. Вам понравилось работать? Как вы считаете, удалось ли нам реализовать поставленную задачу? (Ответы детей)
А в нашей повседневной жизни можно ли найти применение такому полотенцу?
(Ответы детей)
Всем спасибо!
|
Показатели выполнения учебных задач этапа:
Обязательное выполнение этапа в границах урока, до звонка.
Длительность этапа: 4 минуты
|