СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:познакомить учащихся с взаимодействием аллельных и неаллельных генов, с разными типами  генетических задач и способами их решения.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Щученская средняя общеобразовательная школа»  Лискинского района  Воронежской области Презентация Урок биологии в 9 классе « Взаимодействие генов » Подготовила Пащенко Галина Владимировна

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Щученская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области

Презентация

Урок биологии в 9 классе

« Взаимодействие генов »

Подготовила Пащенко Галина Владимировна

Взаимодействие генов: Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов.

Взаимодействие генов:

  • Взаимодействие аллельных генов.
  • Взаимодействие неаллельных генов.
Взаимодействие аллельных генов: Полное доминирование  (один из аллельных генов подавляет другой). Неполное доминирование Корренс Карл Эрих (1864 - 1933)

Взаимодействие аллельных генов:

  • Полное доминирование

(один из аллельных генов подавляет другой).

  • Неполное доминирование

Корренс Карл Эрих

(1864 - 1933)

Промежуточное наследование при неполном доминировании АА аа Аа

Промежуточное наследование при неполном доминировании

АА

аа

Аа

Взаимодействие неаллельных генов: Сцепленное наследование Морган Томас (1866 - 1945)

Взаимодействие неаллельных генов:

  • Сцепленное наследование

Морган Томас

(1866 - 1945)

Белые голубоглазые кошки глухие

Белые голубоглазые кошки глухие

Взаимодействие неаллельных генов: Эпистаз –   это явление, при котором проявление одного гена подавляется другим, неаллельным геном.

Взаимодействие неаллельных генов:

  • Эпистаз –

это явление, при котором проявление одного гена подавляется другим, неаллельным геном.

У тыквы имеется ген, который в доминантном состоянии подавляет окраску плода

У тыквы имеется ген, который в доминантном состоянии подавляет окраску плода

Задача 1: Окрашенность шерсти кроликов (в противоположность альбинизму) определяется доминантным геном. Цвет же окраски контролируется другим геном, расположенным в другой хромосоме, причем серый цвет доминирует над черным (у кроликов-альбиносов гены цвета окраски себя не проявляют). Какими признаками будут обладать гибридные формы, полученные от скрещивания серого кролика, рожденного от кролика-альбиноса, с альбиносом, несущим ген черной окраски?

Задача 1:

Окрашенность шерсти кроликов (в противоположность альбинизму) определяется доминантным геном. Цвет же окраски контролируется другим геном, расположенным в другой хромосоме, причем серый цвет доминирует над черным (у кроликов-альбиносов гены цвета окраски себя не проявляют).

Какими признаками будут обладать гибридные формы, полученные от скрещивания серого кролика, рожденного от кролика-альбиноса, с альбиносом, несущим ген черной окраски?

А– наличие цвета, a – отсутствие цвета (альбинизм) B – серый цвет, b – черный цвет Р: ♀ АаВВ × ♂ ааbb G: АВ, аВ аb F: АаВb, ааВb  серый альбинос
  • А– наличие цвета, a – отсутствие цвета (альбинизм)
  • B – серый цвет, b – черный цвет
  • Р: ♀ АаВВ × ♂ ааbb
  • G: АВ, аВ аb
  • F: АаВb, ааВb

серый альбинос

Задача 2: У лука доминантный ген А определяет наличие цвета у луковиц (а – бесцветные луковицы), а ген В (b) окраску луковиц (красный цвет доминирует над желтым). Скрестили между собой растения с красными и желтыми луковицами. В полученном потомстве были растения с бесцветными, красными и  желтыми луковицами. Определите генотипы родительских форм и потомства.

Задача 2:

У лука доминантный ген А определяет наличие цвета у луковиц (а – бесцветные луковицы), а ген В (b) окраску луковиц (красный цвет доминирует над желтым).

Скрестили между собой растения с красными и желтыми луковицами. В полученном потомстве были растения с бесцветными, красными и желтыми луковицами. Определите генотипы родительских форм и потомства.

A – наличие цвета, a – отсутствие цвета B – красный цвет, b – желтый цвет  Вb  bb Aа Аа Р:  желтые красные АВ,Аb,аВ, аb Аb, аb g: F:  аb Аb аВ АВ Ааbb ААbb АаВb ААВb Аb красные красные желтые желтые АаВb Ааbb ааВb ааbb  аb красные желтые бесцветные бесцветные

A – наличие цвета, a – отсутствие цвета

B – красный цвет, b – желтый цвет

Вb

bb

Аа

Р:

желтые

красные

АВ,Аb,аВ, аb

Аb, аb

g:

F:

аb

Аb

аВ

АВ

Ааbb

ААbb

АаВb

ААВb

Аb

красные

красные

желтые

желтые

АаВb

Ааbb

ааВb

ааbb

аb

красные

желтые

бесцветные

бесцветные

Взаимодействие неаллельных генов: Комплементарность –   это явление, при котором один ген влияет на проявление другого, неаллельного гена, но не полностью доминирует.

Взаимодействие неаллельных генов:

  • Комплементарность –

это явление, при котором один ген влияет на проявление другого, неаллельного гена, но не полностью доминирует.

Задача 1: У попугаев цвет перьев определяется двумя парами генов. Сочетание двух доминантных генов определяет зеленый цвет. Рецессивные по обеим парам генов особи имеют белый цвет. Сочетание доминантного гена А и рецессивного гена b определяет желтый цвет, а сочетание рецессивного гена а с доминантным геном В – голубой цвет.

Задача 1:

У попугаев цвет перьев определяется двумя парами генов. Сочетание двух доминантных генов определяет зеленый цвет. Рецессивные по обеим парам генов особи имеют белый цвет.

Сочетание доминантного гена А и рецессивного гена b определяет желтый цвет, а сочетание рецессивного гена а с доминантным геном В – голубой цвет.

Задача 1: При скрещивании между собой двух зеленых особей получили попугаев всех цветов. Определите генотипы родителей и потомков.

Задача 1:

При скрещивании между собой двух зеленых особей получили попугаев всех цветов.

Определите генотипы родителей и потомков.

A- B- – зеленый цвет, aаbb – белый цвет А- bb – желтый цвет, ааВ- – голубой цвет  а b A В  Р:  а b А В зеленый зеленый АВ,Аb,аВ, аb g: АВ,Аb,аВ, аb F:

A- B- – зеленый цвет, aаbb – белый цвет

А- bb – желтый цвет, ааВ- – голубой цвет

а b

A В

Р:

а b

А В

зеленый

зеленый

АВ,Аb,аВ, аb

g:

АВ,Аb,аВ, аb

F:

F: АВ аВ Ав ав ААВВ ААВb АаВb АаВВ АВ зеленый зеленый зеленый зеленый АаВb ААВb ААbb Ааbb Ав желтый зеленый зеленый желтый ааВb ааВВ АаВb АаВВ аВ голубой голубой зеленый зеленый АаВb ааbb  ааВb Ааbb ав белый зеленый желтый голубой

F:

АВ

аВ

Ав

ав

ААВВ

ААВb

АаВb

АаВВ

АВ

зеленый

зеленый

зеленый

зеленый

АаВb

ААВb

ААbb

Ааbb

Ав

желтый

зеленый

зеленый

желтый

ааВb

ааВВ

АаВb

АаВВ

аВ

голубой

голубой

зеленый

зеленый

АаВb

ааbb

ааВb

Ааbb

ав

белый

зеленый

желтый

голубой

Задача 2: У кроликов цвет шерсти определяется двумя парами генов. Ген А (а) определяет основную окраску шерсти. А – черную окраску, а – белую. Ген В вызывает неравномерное распределение пигмента по шерсти (получаются серые кролики).

Задача 2:

У кроликов цвет шерсти определяется двумя парами генов. Ген А (а) определяет основную окраску шерсти. А – черную окраску, а – белую. Ген В вызывает неравномерное распределение пигмента по шерсти (получаются серые кролики).

Задача 2: При скрещивании между собой серого и белого кролика половина потомства оказалась белой, ¼ – черной, ¼ – серой. Определить генотипы родителей и потомства.

Задача 2:

При скрещивании между собой серого и белого кролика половина потомства оказалась белой, ¼ – черной, ¼ – серой.

Определить генотипы родителей и потомства.

А– черный цвет, a– белый цвет B – неравномерное распределение пигмента b – равномерное распределение пигмента  а b а b  а b А В Р:  серый белый АВ,Аb,аВ, аb g:  аb Аа Вb, Аа bb, аа Вb, аа bb F: черный серый белый белый

А– черный цвет, a– белый цвет

B – неравномерное распределение пигмента

b – равномерное распределение пигмента

а b

а b

а b

А В

Р:

серый

белый

АВ,Аb,аВ, аb

g:

аb

Аа Вb, Аа bb, аа Вb, аа bb

F:

черный

серый

белый

белый

Множественное действие генов –  явление, при котором один ген оказывает влияние на проявление сразу нескольких признаков.

Множественное действие генов –

явление, при котором один ген оказывает влияние на проявление сразу нескольких признаков.

Задача: Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Задача:

Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца.

В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

А – укороченные ноги и клюв а – норма АА – летальное сочетание Р: ♀ Аа × ♂ Аа G: А, а А , а F: АА, Аа, Аа, аа   гибель коротк. коротк. норма Коротконогих цыплят 2 000.

А – укороченные ноги и клюв

а – норма

АА – летальное сочетание

  • Р: ♀ Аа × ♂ Аа
  • G: А, а А , а
  • F: АА, Аа, Аа, аа

гибель коротк. коротк. норма

  • Коротконогих цыплят 2 000.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!