СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Использование проектной деятельности при работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация «Использование проектной деятельности при работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью» создана по материалам статьи М. И.Шишковой, к.п.н., доцента Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. В презентации раскрыты особенности использования проектной деятельности в коррекционной школе VIII вида,  описан способ реализации данного метода на примере проекта "Моя семья причастна к той победе..."

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Использование проектной деятельности при работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью»»

Использование проектной деятельности при работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью По материалам статьи М. И.Шишковой, к.п.н., доцента Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова

Использование проектной деятельности при работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью

По материалам статьи М. И.Шишковой, к.п.н., доцента Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова

 Статья опубликована в сборнике

Статья опубликована в сборнике

"Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы региональной научно-практической конференции

8 декабря 2014 г."

Метод проектной деятельности С одной стороны, этот метод считается новым, с другой стороны – это хорошо забытое старое. Обучение наукам, решение жизненных проблем и получение знаний должно проходить через практическую деятельность, через рукоделие, занятия кулинарией, трудом, рисованием, конструированием и т.п. Эти идеи очень близки специальной педагогике и специальным методикам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Метод проектной деятельности

  • С одной стороны, этот метод считается новым, с другой стороны – это хорошо забытое старое.
  • Обучение наукам, решение жизненных проблем и получение знаний должно проходить через практическую деятельность, через рукоделие, занятия кулинарией, трудом, рисованием, конструированием и т.п. Эти идеи очень близки специальной педагогике и специальным методикам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Проектное обучение - полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться основной формой обучения, проектное обучение следует использовать лишь в качестве дополнения к другим формам обучения.

Проектное обучение -

  • полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться основной формой обучения,
  • проектное обучение следует использовать лишь в качестве дополнения к другим формам обучения.
По количеству участников выделяют личностные, парные и групповые проекты.    Для школьников с интеллектуальной недостаточностью предпочтение отдаётся групповым проектам. Это позволяет задействовать в работе всех учеников, организовать их деятельность с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.  При групповой организации работы формируются навыки сотрудничества, развиваются коммуникативные навыки, взаимопомощь.

По количеству участников выделяют личностные, парные и групповые проекты.

Для школьников с интеллектуальной недостаточностью предпочтение отдаётся групповым проектам. Это позволяет задействовать в работе всех учеников, организовать их деятельность с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

При групповой организации работы формируются навыки сотрудничества, развиваются коммуникативные навыки, взаимопомощь.

 Школьники с интеллектуальной недостаточностью не могут максимально самостоятельно выполнить подобного рода работу. Практически всё, что касается организации проектной деятельности, контролируется педагогом.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью не могут максимально самостоятельно выполнить подобного рода работу. Практически всё, что касается организации проектной деятельности, контролируется педагогом.

Педагог оказывает помощь на всех этапах работы над проектом: Выбор темы. Формулировка цели и задач. Составление плана работы. Поиск информации. Промежуточные обсуждения. Оформление проекта. Подготовка к защите. Защита проекта. Коллективное обсуждение, оценки, выводы.

Педагог оказывает помощь на всех этапах работы над проектом:

  • Выбор темы.
  • Формулировка цели и задач.
  • Составление плана работы.
  • Поиск информации.
  • Промежуточные обсуждения.
  • Оформление проекта.
  • Подготовка к защите.
  • Защита проекта.
  • Коллективное обсуждение, оценки, выводы.
Виды проектов исследовательские проекты, информационные, творческие, игровые, практические, экскурсионные и т.д.

Виды проектов

  • исследовательские проекты,
  • информационные,
  • творческие,
  • игровые,
  • практические,
  • экскурсионные и т.д.
 В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, ряд проектов не может быть использован изолированно и исключительно для самостоятельной работы, это связано с особенностями данной категории детей. Целесообразнее использовать различные комбинации проектов.

В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, ряд проектов не может быть использован изолированно и исключительно для самостоятельной работы, это связано с особенностями данной категории детей. Целесообразнее использовать различные комбинации проектов.

По характеру контактов проекты могут быть внутриклассными и внутришкольными. По продолжительности это могут быть мини-проекты (один урок или часть урока), краткосрочные проекты (от 4 до 6 уроков), недельные проекты (1-2 недели), долгосрочные проекты (от 1 до 3 месяцев). Результатом проекта может стать: макет, модель, газета, журнал, буклет, карта, словарь, справочник, рисунки, схемы, оформление кабинета, учебное пособие, фотоальбом, фильм, презентация, игра, праздник, экскурсия, спектакль, концерт, выставка, ярмарка, коллекция, костюм и т.п.
  • По характеру контактов проекты могут быть внутриклассными и внутришкольными.
  • По продолжительности это могут быть мини-проекты (один урок или часть урока), краткосрочные проекты (от 4 до 6 уроков), недельные проекты (1-2 недели), долгосрочные проекты (от 1 до 3 месяцев).
  • Результатом проекта может стать: макет, модель, газета, журнал, буклет, карта, словарь, справочник, рисунки, схемы, оформление кабинета, учебное пособие, фотоальбом, фильм, презентация, игра, праздник, экскурсия, спектакль, концерт, выставка, ярмарка, коллекция, костюм и т.п.
Деятельность педагога будет играть ведущую и направляющую роль, при этом задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
  • Деятельность педагога будет играть ведущую и направляющую роль, при этом задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
 Используя метод проектов в процессе обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы можем говорить лишь об элементах этой формы работы.  По сути, мы адаптируем метод проектного обучения к использованию его в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Получаем некий симбиоз интегрированного урока, нетрадиционного по форме урока с элементами проектной деятельности, вносим разнообразие во внеурочную деятельность.

Используя метод проектов в процессе обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы можем говорить лишь об элементах этой формы работы.

По сути, мы адаптируем метод проектного обучения к использованию его в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Получаем некий симбиоз интегрированного урока, нетрадиционного по форме урока с элементами проектной деятельности, вносим разнообразие во внеурочную деятельность.

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк»   (краткосрочный, внутрипредметный, внутриклассный).  Проект готовился с учениками 4-го класса.  Мероприятия в рамках проекта: посещение библиотеки; оформление уголка внеклассного чтения, выставка книг; чтение русских народных сказок; чтение русской сказки «Лиса и волк»; просмотр мультфильма по сказке «Лиса и волк»; рисунки, аппликации, поделки к сказкам; выставка работ; фотографирование работ, составление презентации; рассказывание сказки с опорой на презентацию; инсценировка русской сказки «Лиса и волк» (изготовление костюмов и декораций); беседа, обсуждение, обмен мнениями.

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк»  (краткосрочный, внутрипредметный, внутриклассный).

Проект готовился с учениками 4-го класса.

Мероприятия в рамках проекта:

  • посещение библиотеки;
  • оформление уголка внеклассного чтения, выставка книг;
  • чтение русских народных сказок;
  • чтение русской сказки «Лиса и волк»;
  • просмотр мультфильма по сказке «Лиса и волк»;
  • рисунки, аппликации, поделки к сказкам;
  • выставка работ;
  • фотографирование работ, составление презентации;
  • рассказывание сказки с опорой на презентацию;
  • инсценировка русской сказки «Лиса и волк» (изготовление костюмов и декораций);
  • беседа, обсуждение, обмен мнениями.
Нами реализован проект  «Моя семья причастна к той Победе»    (долгосрочный, матапредметный , внутриклассный -внутришкольный) Цикл тематических занятий «Киров и Кировская область в годы Великой Отечественной войны» (работа с книгами «Адрес подвига –Вятский», «Кировчане – Герои Советского Союза» и др., презентация) Рассказ учителя «Наш герой» о члене семьи, участнике Великой Отечественной войны» (по материалам детского сочинения) Беседа с родителями на родительском собрании в мае 2014 года по данной теме.

Нами реализован проект «Моя семья причастна к той Победе» (долгосрочный, матапредметный , внутриклассный -внутришкольный)

  • Цикл тематических занятий «Киров и Кировская область в годы Великой Отечественной войны» (работа с книгами «Адрес подвига –Вятский», «Кировчане – Герои Советского Союза» и др., презентация)
  • Рассказ учителя «Наш герой» о члене семьи, участнике Великой Отечественной войны» (по материалам детского сочинения)
  • Беседа с родителями на родительском собрании в мае 2014 года по данной теме.
«Моя семья причастна к той Победе»    Сбор материалов к сочинениям в летний период. Обработка рабочих материалов, индивидуальная работа с детьми и их семьями (сентябрь-октябрь 2014 г.) Оформление работ (ноябрь 2014 г.) Подготовка устных рассказов по теме (индивидуальная, парная работа, ноябрь 2014 г.) Презентация «Моя семья причастна к той Победе» Открытое занятие для педагогов школы по теме «Моя семья причастна к той Победе» Начало оформления «Книги Памяти».

«Моя семья причастна к той Победе»

  • Сбор материалов к сочинениям в летний период.
  • Обработка рабочих материалов, индивидуальная работа с детьми и их семьями (сентябрь-октябрь 2014 г.)
  • Оформление работ (ноябрь 2014 г.)
  • Подготовка устных рассказов по теме (индивидуальная, парная работа, ноябрь 2014 г.)
  • Презентация «Моя семья причастна к той Победе»
  • Открытое занятие для педагогов школы по теме «Моя семья причастна к той Победе»
  • Начало оформления «Книги Памяти».
«Моя семья причастна к той Победе»   Выступление перед начальной школой. Чтение и обсуждение книги А.Лиханова «Мой генерал» Просмотр и обсуждение фильма по книге «Мой генерал» Чтение и обсуждение книги А.Лиханова «Последние холода» Оформление альбома иллюстраций к произведениям А.Лиханова на конкурс. Конкурс методических разработок внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся «Знай и люби свой край!»  Номинация: «Боевой подвиг наших земляков в годы Великой Отечественной войны»  Тема: «Моя семья причастна к той победе» Выступление перед старшей школой. Конкурс литературно-музыкальных композиций к Дню Защитников Отечества «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» ( 1 место)

«Моя семья причастна к той Победе»

  • Выступление перед начальной школой.
  • Чтение и обсуждение книги А.Лиханова «Мой генерал»
  • Просмотр и обсуждение фильма по книге «Мой генерал»
  • Чтение и обсуждение книги А.Лиханова «Последние холода»
  • Оформление альбома иллюстраций к произведениям А.Лиханова на конкурс.
  • Конкурс методических разработок внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся «Знай и люби свой край!»

Номинация: «Боевой подвиг наших земляков в годы Великой Отечественной войны»

Тема: «Моя семья причастна к той победе»

  • Выступление перед старшей школой. Конкурс литературно-музыкальных композиций к Дню Защитников Отечества «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» ( 1 место)
«Моя семья причастна к той Победе»   Поздравление ветеранов педагогического труда с Днём Победы. Городской конкурс чтецов для детей с ограниченными возможностями здоровья «Этих дней не смолкнет слава!» Сочинения о своих близких, участниках Великой Отечественной войны, добавили в Книгу Памяти учащиеся 9б класса. Городской конкурс сочинений «Великая Отечественная война в жизни народов СССР» Родительское собрание по итогам работы за год по теме «Моя семья причастна к той победе» с выступлениями детей. Возложение цветов к памятникам погибших земляков.

«Моя семья причастна к той Победе»

  • Поздравление ветеранов педагогического труда с Днём Победы.
  • Городской конкурс чтецов для детей с ограниченными возможностями здоровья «Этих дней не смолкнет слава!»
  • Сочинения о своих близких, участниках Великой Отечественной войны, добавили в Книгу Памяти учащиеся 9б класса.
  • Городской конкурс сочинений «Великая Отечественная война в жизни народов СССР»
  • Родительское собрание по итогам работы за год по теме «Моя семья причастна к той победе» с выступлениями детей.
  • Возложение цветов к памятникам погибших земляков.
Обобщение опыта работы по теме  «Моя семья причастна к той Победе» Четвертый Международный конкурс «Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2015»   Тема конкурса: «Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика». Работа получила высокую оценку экспертного жюри. Автор, Юркина Светлана Викторовна, учитель МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида № 3 г. Кирова, объявлена победителем в номинации «Внеклассное мероприятие». С работой можно ознакомиться на сайте www.mldv.ru

Обобщение опыта работы по теме «Моя семья причастна к той Победе»

Четвертый Международный конкурс

«Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2015»

Тема конкурса:

«Реализация научно-исследовательских проектов

в совместной деятельности учителя и ученика».

Работа получила высокую оценку экспертного жюри.

Автор, Юркина Светлана Викторовна, учитель МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида № 3 г. Кирова, объявлена победителем в номинации «Внеклассное мероприятие».

С работой можно ознакомиться на сайте www.mldv.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!