Использование проектной деятельности при работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью
По материалам статьи М. И.Шишковой, к.п.н., доцента Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова
Статья опубликована в сборнике
"Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы региональной научно-практической конференции
8 декабря 2014 г."
Метод проектной деятельности
- С одной стороны, этот метод считается новым, с другой стороны – это хорошо забытое старое.
- Обучение наукам, решение жизненных проблем и получение знаний должно проходить через практическую деятельность, через рукоделие, занятия кулинарией, трудом, рисованием, конструированием и т.п. Эти идеи очень близки специальной педагогике и специальным методикам обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Проектное обучение -
- полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться основной формой обучения,
- проектное обучение следует использовать лишь в качестве дополнения к другим формам обучения.
По количеству участников выделяют личностные, парные и групповые проекты.
Для школьников с интеллектуальной недостаточностью предпочтение отдаётся групповым проектам. Это позволяет задействовать в работе всех учеников, организовать их деятельность с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
При групповой организации работы формируются навыки сотрудничества, развиваются коммуникативные навыки, взаимопомощь.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью не могут максимально самостоятельно выполнить подобного рода работу. Практически всё, что касается организации проектной деятельности, контролируется педагогом.
Педагог оказывает помощь на всех этапах работы над проектом:
- Выбор темы.
- Формулировка цели и задач.
- Составление плана работы.
- Поиск информации.
- Промежуточные обсуждения.
- Оформление проекта.
- Подготовка к защите.
- Защита проекта.
- Коллективное обсуждение, оценки, выводы.
Виды проектов
- исследовательские проекты,
- информационные,
- творческие,
- игровые,
- практические,
- экскурсионные и т.д.
В работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, ряд проектов не может быть использован изолированно и исключительно для самостоятельной работы, это связано с особенностями данной категории детей. Целесообразнее использовать различные комбинации проектов.
- По характеру контактов проекты могут быть внутриклассными и внутришкольными.
- По продолжительности это могут быть мини-проекты (один урок или часть урока), краткосрочные проекты (от 4 до 6 уроков), недельные проекты (1-2 недели), долгосрочные проекты (от 1 до 3 месяцев).
- Результатом проекта может стать: макет, модель, газета, журнал, буклет, карта, словарь, справочник, рисунки, схемы, оформление кабинета, учебное пособие, фотоальбом, фильм, презентация, игра, праздник, экскурсия, спектакль, концерт, выставка, ярмарка, коллекция, костюм и т.п.
- Деятельность педагога будет играть ведущую и направляющую роль, при этом задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
Используя метод проектов в процессе обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы можем говорить лишь об элементах этой формы работы.
По сути, мы адаптируем метод проектного обучения к использованию его в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Получаем некий симбиоз интегрированного урока, нетрадиционного по форме урока с элементами проектной деятельности, вносим разнообразие во внеурочную деятельность.
Проект «Сказка ложь, да в ней намёк» (краткосрочный, внутрипредметный, внутриклассный).
Проект готовился с учениками 4-го класса.
Мероприятия в рамках проекта:
- посещение библиотеки;
- оформление уголка внеклассного чтения, выставка книг;
- чтение русских народных сказок;
- чтение русской сказки «Лиса и волк»;
- просмотр мультфильма по сказке «Лиса и волк»;
- рисунки, аппликации, поделки к сказкам;
- выставка работ;
- фотографирование работ, составление презентации;
- рассказывание сказки с опорой на презентацию;
- инсценировка русской сказки «Лиса и волк» (изготовление костюмов и декораций);
- беседа, обсуждение, обмен мнениями.
Нами реализован проект «Моя семья причастна к той Победе» (долгосрочный, матапредметный , внутриклассный -внутришкольный)
- Цикл тематических занятий «Киров и Кировская область в годы Великой Отечественной войны» (работа с книгами «Адрес подвига –Вятский», «Кировчане – Герои Советского Союза» и др., презентация)
- Рассказ учителя «Наш герой» о члене семьи, участнике Великой Отечественной войны» (по материалам детского сочинения)
- Беседа с родителями на родительском собрании в мае 2014 года по данной теме.
«Моя семья причастна к той Победе»
- Сбор материалов к сочинениям в летний период.
- Обработка рабочих материалов, индивидуальная работа с детьми и их семьями (сентябрь-октябрь 2014 г.)
- Оформление работ (ноябрь 2014 г.)
- Подготовка устных рассказов по теме (индивидуальная, парная работа, ноябрь 2014 г.)
- Презентация «Моя семья причастна к той Победе»
- Открытое занятие для педагогов школы по теме «Моя семья причастна к той Победе»
- Начало оформления «Книги Памяти».
«Моя семья причастна к той Победе»
- Выступление перед начальной школой.
- Чтение и обсуждение книги А.Лиханова «Мой генерал»
- Просмотр и обсуждение фильма по книге «Мой генерал»
- Чтение и обсуждение книги А.Лиханова «Последние холода»
- Оформление альбома иллюстраций к произведениям А.Лиханова на конкурс.
- Конкурс методических разработок внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся «Знай и люби свой край!»
Номинация: «Боевой подвиг наших земляков в годы Великой Отечественной войны»
Тема: «Моя семья причастна к той победе»
- Выступление перед старшей школой. Конкурс литературно-музыкальных композиций к Дню Защитников Отечества «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» ( 1 место)
«Моя семья причастна к той Победе»
- Поздравление ветеранов педагогического труда с Днём Победы.
- Городской конкурс чтецов для детей с ограниченными возможностями здоровья «Этих дней не смолкнет слава!»
- Сочинения о своих близких, участниках Великой Отечественной войны, добавили в Книгу Памяти учащиеся 9б класса.
- Городской конкурс сочинений «Великая Отечественная война в жизни народов СССР»
- Родительское собрание по итогам работы за год по теме «Моя семья причастна к той победе» с выступлениями детей.
- Возложение цветов к памятникам погибших земляков.
Обобщение опыта работы по теме «Моя семья причастна к той Победе»
Четвертый Международный конкурс
«Учитель года по версии сайта www.mldv.ru -2015»
Тема конкурса:
«Реализация научно-исследовательских проектов
в совместной деятельности учителя и ученика».
Работа получила высокую оценку экспертного жюри.
Автор, Юркина Светлана Викторовна, учитель МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида № 3 г. Кирова, объявлена победителем в номинации «Внеклассное мероприятие».
С работой можно ознакомиться на сайте www.mldv.ru