Урок алгебры, 9 класс
Тема «Степень с рациональным показателем».
Цель урока: Обобщить теоретические знания по теме “Свойства степени”. Закрепить и усовершенствовать навыки применения свойств степени с рациональным показателем.
Задачи:
Обучающая: формирование способности запоминания основной терминологии, формирование навыков правильного оформления записей.
Воспитательная: дисциплинированность, привитие интереса к предмету, уверенность в себе, уважительное отношение к окружающим, аккуратность, самостоятельность, точность, трудолюбие.
Развивающая: развитие грамотной математической речи, логического мышления, внимания, сообразительности, ответственности, формирование навыков самоконтроля, зрительной, слуховой и моторной памяти.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-практикум.
Материалы: плакаты «Свойства степени с целым показателем», «Свойства степени с рациональным показателем», «Формулы сокращенного умножения».
Этапы урока:
Организационный. (приветствие, объявление темы и цели урока).
(Цель урока формулируется совместно с учащимися).
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания. Проверяю наличие домашних работ в тетрадях, проверяем выполнение № 184. Пока идет устный опрос, один ученик выполняет задание у доски и все проверяют у себя в тетрадях.
Определение корня n-й степени из данного числа.
Определение и свойства степени с целым показателем. Учащиеся записывают свойства в тетрадях самостоятельно. Затем показываю плакат со свойствами, проводится самопроверка.
Объяснение нового материала.
Определение. Если а – положительное число, – дробное число (m – целое, n – натуральное), то = .
Если а=0, то =0, причем - дробное положительное число.
Свойства степени с целым показателем справедливы и для степени с рациональным показателем.
Для любых рациональных чисел p, q и любых a0 и b0 верны следующие равенства:
1. (ap)*(aq) = a(p+q);
2. (ap):(bq) = a(p-q);
3. (ap)q = a(p*q);
4. (a*b)p = (ap)*(bp);
5. = .
Пример. Найти значение выражения: ( - 6)2 – 12*( - 1) при х = 12, 25.
Решение.
Применим формулу квадрата разности и правило умножения одночлена на многочлен, раскроем скобки. Приведем подобные слагаемые, получим:
( - 6)2 – 12*( - 1) = - 12 + 36 – 12x0 + 12 = + 24.
Подставив в данное выражение вместо х его значение 12,25, получим:
+ 24 = + 24 = 3,5 = 24 = 27,5.
Ответ: 27,5.
Закрепление нового материала.
№ 190 (а, б). Представьте степень с дробным показателем в виде корня. К доске выходят по 4 человека.
№ 191 (а – г). Представьте арифметический корень в виде степени с дробным показателем. К доске выходят по 2 человека.
Далее самостоятельная работа в парах. № 193(г, д, е, и), № 194 (а,б), № 197 (б,в). Проводится взаимопроверка. Пары меняются друг с другом тетрадями и проверяют работы друг друга.
Домашнее задание. П. 11, выучить свойства степени, п. 4 повторить, № 192, 195, 197 (а, г, д).
Итог урока.
Какова была тема нашего урока? Что нового вы узнали на уроке?
Выставление оценок.