СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Церковь и государство" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Церковь и государство" 7 класс»

Церковь и государство в XVI в

Церковь и государство в XVI в

Цель урока Познакомить учащихся с ролью церкви  в жизни Российского государства в XVI в. и ее отношениях с властью.

Цель урока

Познакомить учащихся с ролью церкви 

в жизни Российского государства в XVI в. и ее отношениях с властью.

План урока: *Духовенство и миряне *Иосифляне и нестяжатели *Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого *Церковь и государство

План урока:

*Духовенство и миряне

*Иосифляне и нестяжатели

*Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

*Церковь и государство

Вопрос урока Какую роль играла церковь в Российском государстве XVI в., как складывались ее отношения с властью?

Вопрос урока

Какую роль играла церковь в Российском государстве XVI в.,

как складывались ее отношения с властью?

Духовенство и миряне До 1589г . главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий.  Во главе каждой епархии стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян. Митрополит Иов

Духовенство и миряне

До 1589г . главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось

11 епархий. Во главе каждой епархии стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.

Митрополит Иов

Центром религиозной жизни человека был приходской храм. *Храм возводили на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины. *Община давала средства на обеспечение храма утварью, книгами, иконами. *Прихожане избирали кандидата в священники, *Заключали с ним договор о вознаграждении за службу.

Центром религиозной жизни человека был приходской храм.

*Храм возводили на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины.

*Община давала средства на обеспечение храма утварью, книгами, иконами.

*Прихожане избирали кандидата в священники,

*Заключали с ним договор о вознаграждении за службу.

Какую роль играл приходской храм для округи? В был местом для молитвы. В храме объявлялись царские указы. Священники проводили церковные службы. Священники обучали детей грамоте. Священники выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании земель и расследовании преступлений. В трапезной храма прихожане собирались на сход, составляли «мирские» документы. Священники вразумляли прихожан, не соблюдавших христианские обычаи. Прихожане делали вклады в церковь

Какую роль играл приходской храм для округи?

  • В был местом для молитвы.
  • В храме объявлялись царские указы.
  • Священники проводили церковные службы.
  • Священники обучали детей грамоте.
  • Священники выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании земель и расследовании преступлений.
  • В трапезной храма прихожане собирались на сход, составляли «мирские» документы.
  • Священники вразумляли прихожан, не соблюдавших христианские обычаи.
  • Прихожане делали вклады в церковь
Иосифляне и нестяжатели Чем были вызваны споры между иосифлянами и нестяжателями?  Работа с текстом стр.96 заполнить таблицу  В конце XVв., с образованием единого Российского государства, светские власти предпринимали попытки изъятия земель у церкви: *Стремление великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные монастырские земли; *Желание подчинить церковную власть светской. Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства.

Иосифляне и нестяжатели

Чем были вызваны споры между иосифлянами и нестяжателями? Работа с текстом стр.96 заполнить таблицу

В конце XVв., с образованием единого Российского государства, светские власти предпринимали попытки изъятия земель у церкви:

*Стремление великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные монастырские земли;

*Желание подчинить церковную власть светской.

Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства.

Иосифляне *  Иосиф Волоцкий Сторонников идей Иосифа Волоцкого называли иосифлянамим.

Иосифляне

*

Иосиф Волоцкий

Сторонников идей Иосифа Волоцкого называли иосифлянамим.

 Нестяжатели . Сторонников Нила Сорского называли нестяжателями.  Нил Сорский

Нестяжатели

.

Сторонников Нила Сорского называли нестяжателями.

Нил Сорский

П2. с 96-97 Критерии для сравнения Нестяжатели   идеальный лидер Иосифляне   последователи       вопрос о земле     взаимоотношения с властью             отношение к ереси      

П2. с 96-97

Критерии для сравнения

Нестяжатели

  идеальный лидер

Иосифляне

 

последователи

 

 

  вопрос о земле

    взаимоотношения с властью

 

 

 

 

  отношение к ереси

 

 

 

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого Работа с текстом. Стр. 98 *Не признавали Святой Троицы *Иисус Христос был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества. Советовали верующим:  *не ходить в храмы. *Не соблюдать обряды и посты. *Не почитать кресты и иконы. *Не поклоняться мощам святых.  Следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

Работа с текстом. Стр. 98

*Не признавали Святой Троицы

*Иисус Христос был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества.

Советовали верующим:

*не ходить в храмы.

*Не соблюдать обряды и посты.

*Не почитать кресты и иконы.

*Не поклоняться мощам святых.

Следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.

Церковь и государство В XVI в. В России существовало около 500 монастырей. Некоторым монастырям принадлежали обширные земли. Монахи небогатых обителей занимались сельским хозяйством, торговали на ярмарках.

Церковь и государство

В XVI в. В России существовало около 500 монастырей. Некоторым монастырям принадлежали обширные земли. Монахи небогатых обителей занимались сельским хозяйством, торговали на ярмарках.

Самостоятельная работа с текстом стр. 98-99. В чем вы видите противоречивость отношений между церковью и государством? Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Самостоятельная работа с текстом стр. 98-99.

В чем вы видите противоречивость отношений между церковью и государством?

Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Проблемный вопрос Какую роль играла церковь в Российском государстве XVI в.,  как складывались ее отношения с властью?

Проблемный вопрос

Какую роль играла церковь в Российском государстве XVI в.,

как складывались ее отношения с властью?

Итоги В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали: *во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви; *Правительство требовало от церковных иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и приобрела статус патриархии.

Итоги

В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы.

Интересы государства и церкви не всегда совпадали:

*во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви;

*Правительство требовало от церковных иерархов повиновения.

Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и приобрела статус патриархии.

Задание на дом Параграф 12 Ответить на вопросы 2,3,4. Составить план к разделу №Церковь и государство» Выписать новые слова.

Задание на дом

Параграф 12

Ответить на вопросы 2,3,4.

Составить план к разделу №Церковь и государство»

Выписать новые слова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!