СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Сущность и принципы педагогического процесса"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Сущность и принципы педагогического процесса" расрывает теоретические аспекты рассматриваемой темы. Презентация состоит из 10 слайдов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Сущность и принципы педагогического процесса"»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» Сущность и принципы педагогического процесса Автор : учитель математики Парыгина Ирина Анатольевна с. Биджан, 2018 г.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»

Сущность и принципы педагогического процесса

Автор : учитель математики

Парыгина Ирина Анатольевна

с. Биджан, 2018 г.

Педагогический процесс –  специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.  Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи

Педагогический процесс –

специально организованное, целенаправленное

взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников),

направленное на решение развивающих и

образовательных задач.

Закономерности

педагогического процесса

это объективные, существенные, повторяющиеся связи

Наиболее общие закономерности педагогического процесса : Динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные значения, тем весомее конечный результат; Темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия; Эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом; Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних стимулов;

Наиболее общие закономерности педагогического процесса :

  • Динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные значения, тем весомее конечный результат;
  • Темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;
  • Эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;
  • Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних стимулов;
Наиболее общие закономерности педагогического процесса : Эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся; Педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществлялся.

Наиболее общие закономерности педагогического процесса :

  • Эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;
  • Педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществлялся.
Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс

Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность

Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс

 Наряду с общепедагогическими принципами выделяют и другие группы принципов:   принципы воспитания – принципы целенаправленного воздействия на ценностную составляющую;  принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.; принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;  принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

Наряду с общепедагогическими принципами выделяют и другие группы принципов:

  • принципы воспитания – принципы целенаправленного воздействия на ценностную составляющую;
  • принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;
  • принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;
  • принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.
Но в системе педагогических принципов выделяют общие принципы целостного педагогического процесса , к которым относятся: 1. Принцип целенаправленности педагогического процесса выражает требование организовать учебно-воспитательную работу с целью всестороннего развития каждого ребенка, подготовки ее к участию в переустройстве общества. 2 . Принцип связи образовательной организации с жизнью . Реализуется через связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирования системы образования. 3. Принцип научности содержания воспитания и обучения требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали ученикам объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления. Кроме формирования научного мировоззрения, этот принцип предполагает выработку у учащихся умений и навыков научного поиска, усвоения ими способов научной организации деятельности.

Но в системе педагогических принципов выделяют общие принципы целостного педагогического процесса , к которым относятся:

1. Принцип целенаправленности педагогического процесса выражает требование организовать учебно-воспитательную работу с целью всестороннего развития каждого ребенка, подготовки ее к участию в переустройстве общества.

2 . Принцип связи образовательной организации с жизнью . Реализуется через связи содержания воспитания и обучения с процессами развития рыночной экономики, демократизации общественной жизни, реформирования системы образования.

3. Принцип научности содержания воспитания и обучения требует, чтобы обучение и воспитание раскрывали ученикам объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления. Кроме формирования научного мировоззрения, этот принцип предполагает выработку у учащихся умений и навыков научного поиска, усвоения ими способов научной организации деятельности.

 4.Принцип доступности , учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся означает, что обучение и воспитание должны учитывать уровень возможностей учащихся, не создавать им интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. 5. Принцип систематичности, последовательности . Реализуется этот принцип в разных формах планирования (тематическое, поурочное) и написании планов, предполагающих формирование у учащихся навыков рациональной организации учебной деятельности. 6. Принцип сознательности, активности, самодеятельности , творчества учащихся в педагогическом процессе способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих людей. 7. Принцип связи обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом воспитывает в молодых людях общественные ценности, потому что труд помогает познать себя и других людей, воспитывает уважение, обогащает социальным опытом, помогает выбрать жизненный путь и самоутвердиться.

4.Принцип доступности , учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся означает, что обучение и воспитание должны учитывать уровень возможностей учащихся, не создавать им интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

5. Принцип систематичности, последовательности . Реализуется этот принцип в разных формах планирования (тематическое, поурочное) и написании планов, предполагающих формирование у учащихся навыков рациональной организации учебной деятельности.

6. Принцип сознательности, активности, самодеятельности , творчества учащихся в педагогическом процессе способствует формированию сознательных, активных, самостоятельных и творческих людей.

7. Принцип связи обучения и воспитания с общественно полезным, производительным трудом воспитывает в молодых людях общественные ценности, потому что труд помогает познать себя и других людей, воспитывает уважение, обогащает социальным опытом, помогает выбрать жизненный путь и самоутвердиться.

 8. Принцип наглядности предполагает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для обучения учащихся самостоятельной работы с образом, особенно художественным, как источником информации, которая включает в себя общее и единичное, особенное и индивидуальное. 9. Принципы коллективного характера воспитания и обучения обязывает к последовательному сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. 10. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к ней. 11. Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания основывается на осознании невозможности универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогических ситуациях 12. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития. 13 . Принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию.

8. Принцип наглядности предполагает использование наглядности не только как средства иллюстрирования, но и для обучения учащихся самостоятельной работы с образом, особенно художественным, как источником информации, которая включает в себя общее и единичное, особенное и индивидуальное.

9. Принципы коллективного характера воспитания и обучения обязывает к последовательному сочетание массовых, коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

10. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью

к ней.

11. Принцип выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания основывается на осознании невозможности универсальных подходов к обучению и воспитанию, которые срабатывают в любых педагогических ситуациях

12. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития.

13 . Принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!