СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории 6 класс "Культура Киевской Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал рассказывает о культуре Древнеррусского государства в 9-12 вв

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории 6 класс "Культура Киевской Руси"»

Милагина Марина Васильевна МОУ «Шестаковская ООШ» Волоколамский район Московская область

Милагина Марина Васильевна

МОУ «Шестаковская ООШ»

Волоколамский район

Московская область

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготовляли прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, резьба по дереву и камню, искусство кузнецов и ювелиров. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготовляли прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги.

Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, резьба по дереву и камню, искусство кузнецов и ювелиров.

Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.

В. Васнецов. Богатыри С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество – песни, сказки, былины. Любимые былинные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

В. Васнецов. Богатыри

С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество – песни, сказки, былины. Любимые былинные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия. Его отличает не сила, а мужество, удаль, находчивость, хитроумие. Алёша Попович, едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, пеленать его не пеленами, а кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей. Алеша Попович

Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия. Его отличает не сила, а мужество, удаль, находчивость, хитроумие. Алёша Попович, едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, пеленать его не пеленами, а кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей.

Алеша Попович

Самый яркий былинный сюжет - бой Алёши Поповича с Тугарином. Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю .

Самый яркий былинный сюжет - бой Алёши Поповича с Тугарином. Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём.

Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк

его труп, разметал по чистому полю .

Добрыня Никитич часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу. Часто Добрыня вызывается исполнять поручения, от которых отказываются другие богатыри. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умён, образован, ловок, отлично стреляет, плавает, играет на гуслях, поёт. Добрыня Никитич

Добрыня Никитич часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу. Часто Добрыня вызывается исполнять поручения, от которых отказываются другие богатыри. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умён, образован, ловок, отлично стреляет, плавает, играет на гуслях, поёт.

Добрыня Никитич

Илья Муромец. Реконструкция Герасимова В. Васнецов. Илья Муромец Илья Муромец - богатырь, народный заступник. Считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. По ряду версий, у героя был реальный прототип, - историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени. Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд крестьян и ремесленников (Микула Селянинович, Никита Кожемяко).

Илья Муромец. Реконструкция Герасимова

В. Васнецов. Илья Муромец

Илья Муромец - богатырь, народный заступник. Считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. По ряду версий, у героя был реальный прототип, - историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени.

Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд крестьян и ремесленников (Микула Селянинович, Никита Кожемяко).

Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Кирилл и Мефодий

Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий.

Кирилл и Мефодий

С принятием христианства на Руси началось книгописание. Книги были религиозными, или это были летописи. Первые книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была выписана по строгим правилам – уставу. Кириллица

С принятием христианства на Руси началось книгописание.

Книги были религиозными, или это были летописи.

Первые книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была выписана по строгим правилам – уставу.

Кириллица

Начало нового абзаца украшалось инициалом - затейливой заглавной буквой выполненной в виде людей, животных, или сложного орнамента. В их раскраске преобладал красный цвет, поэтому отступ в начале абзаца называется красной строкой.

Начало нового абзаца украшалось инициалом - затейливой заглавной буквой выполненной в виде людей, животных, или сложного орнамента.

В их раскраске преобладал красный цвет, поэтому отступ в начале абзаца называется красной строкой.

Книги украшались небольшими картинками – миниатюрами.

Книги украшались небольшими картинками – миниатюрами.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. При церквях и монастырях открывались школы. Грамоте с XI века обучали и девочек. Люди обменивались информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой. Бересту подчищали, обрезали края и распаривали для прочности.

На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. При церквях и монастырях открывались школы. Грамоте с XI века обучали и девочек. Люди обменивались информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой. Бересту подчищали, обрезали края и распаривали для прочности.

Писала – костяные, металлические или деревянные стержни для письма на бересте. Один конец затачивался, другим заглаживали текст. Более 700 лет пролежали берестяные листы рядом с древней мостовой. На них новгородский мальчик Онфим обучался грамоте, а когда уставал – забавлялся рисованием.

Писала – костяные, металлические или деревянные стержни для письма на бересте. Один конец затачивался, другим заглаживали текст.

Более 700 лет пролежали берестяные листы рядом с древней мостовой. На них новгородский мальчик Онфим обучался грамоте, а когда уставал – забавлялся рисованием.

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили крестьянские избы, княжеские терема и городские крепости. Их украшали башенками, резьбой по дереву. А в конце X века после принятия христианства на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения из камня были построены византийскими мастерами. Жилая изба в Ладоге Жилища в городе Владимире

Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили крестьянские избы, княжеские терема и городские крепости. Их украшали башенками, резьбой по дереву. А в конце X века после принятия христианства на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения из камня были построены византийскими мастерами.

Жилая изба в Ладоге

Жилища в городе Владимире

Десятинная церковь Десятинная церковь - одна из первых христианских церквей в Киеве. Вскоре после крещения Руси, Владимир решил построить храм в честь Пресвятой Богородицы. Из Византии были приглашены мастера. Шесть лет они трудились над постройкой храма. Двадцать пять глав украшали его снаружи, а внутри было множество столпов из мрамора, яшмы, драгоценных камней.

Десятинная церковь

Десятинная церковь - одна из первых христианских церквей в Киеве. Вскоре после крещения Руси, Владимир решил построить храм в честь Пресвятой Богородицы. Из Византии были приглашены мастера. Шесть лет они трудились над постройкой храма. Двадцать пять глав украшали его снаружи, а внутри было множество столпов из мрамора, яшмы, драгоценных камней.

Владимир отдал в церковь всё, что привёз из Корсуня: иконы, сосуды, кресты. На содержание церкви князь стал отчислять десятую часть своих доходов - десятину, после чего церковь стали называть Десятинной.  В.Верещагин Закладка Десятинной церкви

Владимир отдал в церковь всё, что привёз из Корсуня: иконы, сосуды, кресты. На содержание церкви князь стал отчислять десятую часть своих доходов - десятину, после чего церковь стали называть Десятинной.

В.Верещагин

Закладка Десятинной церкви

Место расположения Десятинной церкви в Киеве

Место расположения Десятинной церкви в Киеве

Эту икону князь Владимир вывез из Корсуни и поставил в Десятинной церкви. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, один татарин, содрав с иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр. Через некоторое время ее увидели плывущей по реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. С тех пор её стали называть Минской. Минская икона Пресвятой Богородицы

Эту икону князь Владимир вывез из Корсуни и поставил в Десятинной церкви. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, один татарин, содрав с иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр. Через некоторое время ее увидели плывущей по реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. С тех пор её стали называть Минской.

Минская икона Пресвятой Богородицы

При князе Ярославе Мудром был заложен главный храм города и государства - 13-главый, Софийский собор. Софийский собор в Киеве: реконструкция и современный вид

При князе Ярославе Мудром был заложен главный храм города и государства - 13-главый, Софийский собор.

Софийский собор в Киеве: реконструкция и современный вид

Стены Софийского собора внутри покрыты фресками и мозаикой. На них, кроме церковных сюжетов изображены картины повседневной жизни – пляски ряженых, охота на медведя. Богоматерь Оранта. XI век Святитель Василий Великий. XI век

Стены Софийского собора внутри покрыты фресками и мозаикой. На них, кроме церковных сюжетов изображены картины повседневной жизни – пляски ряженых, охота на медведя.

Богоматерь Оранта. XI век Святитель Василий Великий. XI век

Благовещение. Мозаика на столбах. XI век

Благовещение. Мозаика на столбах. XI век

Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами: копья, мечи, щиты, кольчуги. Русские доспехи и оружие

Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами: копья, мечи, щиты, кольчуги.

Русские доспехи и оружие

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров – мастеров обработки драгоценных металлов и камней . Ожерелье  Потир Бармы

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров – мастеров обработки драгоценных металлов и камней .

Ожерелье

Потир

Бармы

Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника . Эмаль – промежутки между перегородками заполнялись эмалью и изделие обжигали. Скань – орнамент наносился тонкой проволокой, которую напаивали на поверхность.

Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника .

Эмаль – промежутки между перегородками заполнялись эмалью и изделие обжигали.

Скань – орнамент наносился тонкой проволокой, которую напаивали на поверхность.

Таким образом, древнерусское искусство отличалось высоким уровнем развития. При этом Русь творчески перерабатывала достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные традиции.

Таким образом, древнерусское искусство отличалось высоким уровнем развития. При этом Русь творчески перерабатывала достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные традиции.

Домашнее задание: стр. 86 пункт 3 стр. 89 - 90

Домашнее задание:

стр. 86 пункт 3

стр. 89 - 90


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!