СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правление князя Владимира и крещение Руси»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

  1. Класс:  6.                               Предмет: история
  2. Тема урока: «Правление князя Владимира и крещение Руси»
  3. Место и роль урока в изучаемой теме:  третий урок в теме» Русь в IX – первой половине XII в.
  4. Тип урока: комбинированный урок

Цель урока

Подведение учащихся к пониманию роли  князя  Владимира  Святославовича  в  развитии  государства,  причин и последствий крещения Руси.

Задачи урока

Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

Развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте, и иллюстрациях, выделять главное.

Воспитательные: формировать  уважительное  отношение  к  историческому  прошлому  страны,  стремление  к  правдивому  изложению  исторического  прошлого,  толерантности  по  отношению  к  людям  другой  национальности  и  веры.

Планируемые

результаты

Личностные:

– осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить    знания  о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие   христианства;

– сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам;

– помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;

–развивать навыки общения и совместной деятельности.

Метапредметные:

 – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

–создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Предметные:

учащиеся научатся:

– объяснять  причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;

– давать оценку деятельности князя Владимира  для развития Русского государства;

учащиеся  получат возможность научаться:

– сравнивать свидетельства различных исторических источников;

– составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание событий крещения Руси;

– уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

– извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Основные понятия и термины

Ислам, иудаизм, христианство, митрополит, епископ, монастырь, православие,

язычество,  крещение,  католичество.

Персоналии

Владимир  Первый (Святой)

Основные источники информации

мультимедийная презентация, учебник «История России 6 класс» под редакцией А.В.Торкунова , отрывки из «Повести временных лет».

Оборудование

Карта «Древнерусское государство в 9 – начале 12 веков», проектор, компьютер, раздаточный материал по крещению Руси.

Технологии и методы

Технология смыслового чтения

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

1.этап

Формулировка темы урока, целеполагание и определение путей достижения цели

2 мин

- Ребята, посмотрите на слайд и назовите тему нашего урока.

- Помогите мне навести порядок.

- И так, тема нашего урока: «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Давайте вспомним, какую религию исповедовали Восточные славяне?

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите внимательно на тему урока и попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке и сформулировать цель урока.

- А почему они решили изменить свою религию? Мы это знаем?

 

- Действительно сегодня мы попробуем выяснить какова роль  князя  Владимира  Святославовича  в  развитии  государства,  причины  и последствия крещения Руси.

- Там что-то напутано.

- «Правление князя Владимира . Крещение Руси»

- Восточные славяне исповедовали язычество.  Они верили во многих богов: в бога грома и молнии Перуна, в бога Велеса – покровителя скотоводства, Ярилу -  бога Солнца, в Мокош – богиню плодородия и других богов, а так же в нечистую силу: леших, домовых, водяных, русалок.

 

- Речь пойдет о принятии восточными славянами новой религии.

Нет. Следовательно

 цель  урока – выяснить: что заставило славян переменить религию. Как это было.

2.этап

Изучение новой темы

2 мин

- Послушайте мнения различных историков о Владимире.

 1. «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

2. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…»                  Н.М. Карамзин

3. «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…».                                   Н.М. Карамзин.

4. «Повесть временных лет» характеризует князя как женолюбца «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове».

Повесть временных лет

 

Проблемный вопрос.

 

- Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? Сможете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

- Ответ на этот вопрос вы сможете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ на этот вопрос мы сможем дать, когда познакомимся с деятельностью князя.

 

Как Владимир пришел к власти

3 мин

            Рассказ учителя

  После гибели в 972 году князя Святослава остались три его сына: Ярополк, Олег, Владимир. Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. В ходе этой войны Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав наместника Ярополка.

            За тем Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына рабыни, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира, так как намекали на статус его матери.

             Затем с большим варяжским войском и новгородской дружиной он осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи  подкупленный Владимиром киевский воевода Блуд, убедил Ярополка в том, что  в городе зреет мятеж. Ярополк бежал из Киева в городок Родень. Затем Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка Владимир насильно взял себе в жены. Так князь Владимир оказался на киевском престоле.

 

Учащиеся слушают

 

Деятельность князя по укреплению своей власти над всем государством

Укрепление обороны страны.

6 мин

Вопросы:

- Что было сделано князем для укрепления своей власти?

(работа с картой на стр.60)

- Что было сделано для укрепления обороны страны?

(отрывок видеоурока Правление князя Владимира. «Крещение Руси»3.5 мин.)                                 

 (Смысловое чтение текста  Прием «Показ отрывка из фильма»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Владимир подавил сопротивление славянских племен, которые перестали подчиняться Киеву - вятичей и радимичей; покорил Полоцкое княжество на Западной Двине, разгромил  Волжскую Булгарию, отвоевал у Польши Червень и Перемышль.

 

- Для обороны были построены города-крепости, засеки, валы, система оповещения.

 

Причины принятия христианства

7 мин

Следующее, что было сделано князем Владимиром – это религиозная реформа.

Я предлагаю вам познакомиться с текстом Параграф 6, п. 2, чтобы выяснить причины религиозной реформы, и понять, почему было выбрано именно православное христианство? 

(Смысловое чтение текста  - стратегия «чтение с остановками»)

1-й абзац  СТОП

- Какую цель преследовал Владимир, проводя религиозную реформу?

 

2 и 3-й абзацы  СТОП

- Достиг ли он поставленной цели? Почему?

 

Я предлагаю вам послушать историю, после которой Владимир, как указывает летописец, задумался над вопросом: «А так ли хороша религия – язычество?».

(Сообщение ученика).

В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

-  Федор и Иван стали первыми известными мучениками на Руси за веру.

- А какие языческие обряды и традиции нельзя назвать цивилизованными?

После тщательных раздумий князь все-таки пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога.

4-й абзац  СТОП

- Я прошу на карте показать территории соседних государств, которые верили в одного бога и назвать их религию.                 (карта в учебнике с.47)

 

 

 

 

 

1-я пара работает с текстом из «Повести временных лет» на стр. 55

 

(Смысловое чтение текста  Прием: анализ исторического документа)

- Кто автор этого документа?

- О чем рассказывается в документе?

- Где происходило событие, о котором идет речь в документе?

- Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры? - Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры достоверным?

 

 

 

 

 

 

 

2-я  и 3-я пары работает с текстом п.2 с. 51

Вопрос:

- Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры?

 

(Смысловое чтение текста  Прием: работа с вопросником)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Он хотел объединить все земли восточных славян при помощи единой веры

     Нет. Многие племена были недовольны принижением своих божеств и возвышением Перуна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(жертвоприношение, кровная месть, многоженство, вместе со знатным человеком хоронили одну из его жен).

 

 

 

– Хазарский каганат (хазары – иудаизм)

– Византия (православие),

– Волжская Булгария (ислам),

–Польша (католики)

(Показывают на карте)

 

 

1-я пара. Отверг ислам из-за запрета на употребление свинины и питья вина, иудаизм – евреи отвергнуты богом и рассеяны по миру;

католичество – у немцев не увидел красоты в религиозной службе. Это скорее легенда, чем правда.

 

2-я и 3-я пары - Христиане не посягали на славянские территории;

- существовали давние торговые связи с Византией:

- княгиня Ольга – бабушка Владимира была христианкой;

- греческая церковь способствовала укреплению императорской власти;

- стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси

 

Крещение Руси

1-2 мин

       Итак, решение было принято. Из всех религий было принято Православное христианство. Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и тот обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму - Херсонес, получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, вернув Корсунь в качестве выкупа за невесту.

 

 

10 мин

1 пара   Текст №1

«Повесть временных лет» о крещении Руси.

      «Князь Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор».

Вопросы: - Когда и где происходили описанные события?        - Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему?

-  Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение.

 

 

 

 

2 пара  Текст №2 «Повесть временных лет»  о крещении киевлян

«….Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам».

 

Вопрос: Какое событие описано в отрывке из «Повести временных лет»? Как восприняли крещение киевляне?

 

 

 

3 пара  Текст №3  Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина»  о крещении Новгорода

 «Всполошились новгородцы, когда проведали, что Добрыня идет крестить их, – собрали вече, поклялись не пускать его в город и не давать кумиров на поругание. Когда же он пришел, новгородцы разобрали наскоро мост, ведущий через Волхов в самый город, и взялись за оружие. Попробовал Добрыня уговаривать их, – они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины его. Епископ со священниками остановились на Торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей сколько могли, в два дня успели окрестить несколько сот человек. На другой же стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне среди народа и кричал:

– Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание!

Разъяренный народ кинулся на дом Добрыни, разорил, разграбил его имение, убил жену и некоторых родичей.  ……  Окружили они маленький отряд Путяты, и началась злая сеча; но на рассвете подоспел на помощь ему Добрыня с людьми своими и велел для острастки мятежникам зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались и запросили пощады,… Добрыня приказал уничтожить идолы: деревянные сжечь, а каменные разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами умоляли не трогать их богов; но Добрыня с насмешкой сказал им:

– Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя! Какой пользы вы можете ждать от них?

Он приказал всем креститься: многих удалось уговорить, и они шли по своей воле; но были и такие, которых воины тащили силою. О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»». Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина»

 

- Как  новгородцы  отнеслись  к  крещению?  Какая  поговорка  сложилась  о  новгородцах?

 

 

 

- Подумайте,  почему  в  южных  землях,  люди  чаще  крестились  добровольно,  новая  религия  распространялась  мирно,  без  сильного  сопротивления,  а  на  севере,  в  Новгороде,  люди  чаще  оказывали  сопротивление?

 

(Смысловое чтение текста  Прием: работа с вопросником)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     988г. Киев.

 Наказание было следующим: привязать к хвосту коня и волочить с горы, колотить его палками для поругания беса, который обманывал людей в этом образе.

      Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крещение Руси. Киевляне восприняли крещение с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре".Но, возможно они и боялись противиться воле князя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Новгородцы сопротивлялись, подняли восстание и их пришлось усмирять с помощью оружия.   О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»

           На  юге,  в  Киеве  христианство  уже  давно  получило  распространение,  там  до  крещения  уже  были  христиане,  там  более  сильным  было  влияние  Византии.  На  севере  язычество  было  прочным.  Людям  вообще  очень  трудно  отказаться  от  своей  веры.

 

Русская православная церковь

1-2 мин

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

 

ПАТРИАРХ

(глава Византийской церкви и всех

церквей, принявших крещение от Византии)

МИТРОПОЛИТ      

(глава церкви на Руси, назначался

константинопольским патриархом;

управлял митрополией)

ЕПИСКОПЫ     

(возглавляют отдельные области-епархии)

Белое духовенство                Черное духовенство

             (священники, служившие в

           городских и сельских церквях)                          (монахи в монастырях)

К сер. XIII в. на Руси было уже 16 епархий – по числу крупных русских княжеств.

 

 

Значение принятия христианства

5 мин

Работа с текстом  стр. 54

1 группа 1-2абзаца

2-я и 3-я группы п.4

-Как изменилась жизнь на Руси после принятия христианства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы ответите на вопрос, поставленный в начале урока? Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

- Действительно, трудно поверить, что человек может так измениться.  Не вероятно, но факт подтверждается историческими документами.

- изменился быт

- запретили многоженство, кровную месть, жертвоприношение, умыкание невест;

- способствовало развитию культуры: распространялись письменность и грамотность, появились школы, начали строить храмы, появилась живопись;

- возрос международный авторитет Русского государства.

    Князь Владимир под влиянием новой религии сам сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго.

3 этап

Закрепление

5 мин

Тест. Правление князя Владимира

А1. Откуда на Русь пришло христианство?

1) из Волжской Булгарии

2) из Рима

3) из Хазарского каганата

4) из Византии

 

А2. Когда произошло Крещение Руси?

1) в 980г.

2) в 960г.

3) в 988г.

4) в1988г.

 

А3*. Причинами принятия христианства на Руси было стремление:

1)укрепить международный авторитет Киевской Руси;

2) князя Святослава породниться с правителями европейских стран

3) киевских князей избежать порабощения хазарами

4) киевских князей упрочить государство и свою власть

5) жителей Киевской Руси перейти в христианство

(в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)

 

А4. Деятельность князя Владимира была направлена на:

1) установление определенных норм сбора дани

2) ведение военных походов против Тюркского каганата

3) строительство городов Новгорода и Киева

4) строительство оборонительных рубежей на южных

границах государства

 

А5*. Принятие христианства:

1) замедлило развитие культуры

2) привело к созданию Древнерусского государства

3) укрепило международное положение Руси  

4) привело к полному исчезновению язычества

5) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры

(в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)

 

В1. Установите правильную последовательность событий.

А. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)

Б.  Крещение Руси

В. Религиозная реформа: провозглашение шести язы­ческих

богов главными божествами Руси

Г. Начало княжения Владимира Святославича

1

2

3

4

 

 

 

 

 

А1

А2

А3

А4

А5

В1

4

3

14

4

35

ВАБ

 

 

 

 

 

4 этап

Рефлексия

5 мин

- Ребята, как вы считаете , достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

Ф.И.

N

Критерии оценки

Макс. балл

Моя оценка

1

Я сегодня активно работал в течении всего урока

5

 

2

Я неоднократно выступал публично

5

 

3

Я активно работал в паре

5

 

4

Я не очень активно работал на уроке

2

 

5

Я не очень активно работал в паре

1

 

6

Я часть времени спал, но вовремя проснулся и чуть поработал

1

 

7

Я был не готов работать на уроке, но кое-что произносил тихо, но не был услышан.

0,5

 

8

Я все знал, но предпочитал молчать (не по мне эта наука)

0.25

 

9

Я даже смотрел и слушал, что вокруг происходит

0.25

 

10

Я вообще не понял, что здесь происходило

0.5

 

11

Я решил стать историком

10

 

         

 

Итого я набрал - ___________баллов.

 

Считаю, что заслужил оценку________      

 

Поставьте галочки в те графы, которые соответствуют вашей работе на уроке

Да.

5 этап

Домашнее задание

Параграф 6, вопросы  с.55, слова найти в словаре – выучить.

 

 

Приложение

Сообщение ученика

          В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик

Просмотр содержимого документа
««Правление князя Владимира и крещение Руси»»

Технологическая карта урока

  1. Класс: 6. Предмет: история

  2. Тема урока: «Правление князя Владимира и крещение Руси»

  3. Место и роль урока в изучаемой теме: третий урок в теме» Русь в IX – первой половине XII в.

  4. Тип урока: комбинированный урок

Цель урока

Подведение учащихся к пониманию роли князя Владимира Святославовича в развитии государства, причин и последствий крещения Руси.

Задачи урока

Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

Развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте, и иллюстрациях, выделять главное.

Воспитательные: формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны, стремление к правдивому изложению исторического прошлого, толерантности по отношению к людям другой национальности и веры.

Планируемые

результаты

Личностные:

– осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства;

– сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам;

– помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;

–развивать навыки общения и совместной деятельности.

Метапредметные:

– уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

–создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Предметные:

учащиеся научатся:

– объяснять причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;

– давать оценку деятельности князя Владимира для развития Русского государства;

учащиеся получат возможность научаться:

– сравнивать свидетельства различных исторических источников;

– составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание событий крещения Руси;

– уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

– извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Основные понятия и термины

Ислам, иудаизм, христианство, митрополит, епископ, монастырь, православие,

язычество, крещение, католичество.

Персоналии

Владимир Первый (Святой)

Основные источники информации

мультимедийная презентация, учебник «История России 6 класс» под редакцией А.В.Торкунова , отрывки из «Повести временных лет».

Оборудование

Карта «Древнерусское государство в 9 – начале 12 веков», проектор, компьютер, раздаточный материал по крещению Руси.

Технологии и методы

Технология смыслового чтения

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


1.этап

Формулировка темы урока, целеполагание и определение путей достижения цели

2 мин

- Ребята, посмотрите на слайд и назовите тему нашего урока.

- Помогите мне навести порядок.

- И так, тема нашего урока: «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Давайте вспомним, какую религию исповедовали Восточные славяне?









- Посмотрите внимательно на тему урока и попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке и сформулировать цель урока.

- А почему они решили изменить свою религию? Мы это знаем?


- Действительно сегодня мы попробуем выяснить какова роль князя Владимира Святославовича в развитии государства, причины и последствия крещения Руси.

- Там что-то напутано.

- «Правление князя Владимира . Крещение Руси»

- Восточные славяне исповедовали язычество. Они верили во многих богов: в бога грома и молнии Перуна, в бога Велеса – покровителя скотоводства, Ярилу - бога Солнца, в Мокош – богиню плодородия и других богов, а так же в нечистую силу: леших, домовых, водяных, русалок.


- Речь пойдет о принятии восточными славянами новой религии.

Нет. Следовательно

цель урока – выяснить: что заставило славян переменить религию. Как это было.

2.этап

Изучение новой темы

2 мин

- Послушайте мнения различных историков о Владимире.

1. «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

2. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин

3. «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.

4. «Повесть временных лет» характеризует князя как женолюбца «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове».

Повесть временных лет


Проблемный вопрос.


- Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? Сможете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

- Ответ на этот вопрос вы сможете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.





















Ответ на этот вопрос мы сможем дать, когда познакомимся с деятельностью князя.


Как Владимир пришел к власти

3 мин

Рассказ учителя

После гибели в 972 году князя Святослава остались три его сына: Ярополк, Олег, Владимир. Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. В ходе этой войны Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав наместника Ярополка.

За тем Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына рабыни, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга сильно унизили Владимира, так как намекали на статус его матери.

Затем с большим варяжским войском и новгородской дружиной он осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи подкупленный Владимиром киевский воевода Блуд, убедил Ярополка в том, что в городе зреет мятеж. Ярополк бежал из Киева в городок Родень. Затем Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка Владимир насильно взял себе в жены. Так князь Владимир оказался на киевском престоле.


Учащиеся слушают


Деятельность князя по укреплению своей власти над всем государством

Укрепление обороны страны.

6 мин

Вопросы:

- Что было сделано князем для укрепления своей власти?

(работа с картой на стр.60)

- Что было сделано для укрепления обороны страны?

(отрывок видеоурока Правление князя Владимира. «Крещение Руси»3.5 мин.)

(Смысловое чтение текста Прием «Показ отрывка из фильма»)











- Владимир подавил сопротивление славянских племен, которые перестали подчиняться Киеву - вятичей и радимичей; покорил Полоцкое княжество на Западной Двине, разгромил Волжскую Булгарию, отвоевал у Польши Червень и Перемышль.


- Для обороны были построены города-крепости, засеки, валы, система оповещения.


Причины принятия христианства

7 мин

Следующее, что было сделано князем Владимиром – это религиозная реформа.

Я предлагаю вам познакомиться с текстом Параграф 6, п. 2, чтобы выяснить причины религиозной реформы, и понять, почему было выбрано именно православное христианство?

(Смысловое чтение текста - стратегия «чтение с остановками»)

1-й абзац СТОП

- Какую цель преследовал Владимир, проводя религиозную реформу?


2 и 3-й абзацы СТОП

- Достиг ли он поставленной цели? Почему?


Я предлагаю вам послушать историю, после которой Владимир, как указывает летописец, задумался над вопросом: «А так ли хороша религия – язычество?».

(Сообщение ученика).

В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

-  Федор и Иван стали первыми известными мучениками на Руси за веру.

- А какие языческие обряды и традиции нельзя назвать цивилизованными?

После тщательных раздумий князь все-таки пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога.

4-й абзац СТОП

- Я прошу на карте показать территории соседних государств, которые верили в одного бога и назвать их религию. (карта в учебнике с.47)






1-я пара работает с текстом из «Повести временных лет» на стр. 55


(Смысловое чтение текста Прием: анализ исторического документа)

- Кто автор этого документа?

- О чем рассказывается в документе?

- Где происходило событие, о котором идет речь в документе?

- Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры? - Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры достоверным?








2-я и 3-я пары работает с текстом п.2 с. 51

Вопрос:

- Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры?


(Смысловое чтение текста Прием: работа с вопросником)











Он хотел объединить все земли восточных славян при помощи единой веры

Нет. Многие племена были недовольны принижением своих божеств и возвышением Перуна.















(жертвоприношение, кровная месть, многоженство, вместе со знатным человеком хоронили одну из его жен).




– Хазарский каганат (хазары – иудаизм)

– Византия (православие),

– Волжская Булгария (ислам),

–Польша (католики)

(Показывают на карте)



1-я пара. Отверг ислам из-за запрета на употребление свинины и питья вина, иудаизм – евреи отвергнуты богом и рассеяны по миру;

католичество – у немцев не увидел красоты в религиозной службе. Это скорее легенда, чем правда.


2-я и 3-я пары - Христиане не посягали на славянские территории;

- существовали давние торговые связи с Византией:

- княгиня Ольга – бабушка Владимира была христианкой;

- греческая церковь способствовала укреплению императорской власти;

- стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси


Крещение Руси

1-2 мин

Итак, решение было принято. Из всех религий было принято Православное христианство. Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и тот обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму - Херсонес, получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, вернув Корсунь в качестве выкупа за невесту.



10 мин

1 пара Текст №1

«Повесть временных лет» о крещении Руси.

«Князь Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор».

Вопросы: - Когда и где происходили описанные события? - Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему?

- Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение.





2 пара Текст №2 «Повесть временных лет» о крещении киевлян

«….Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам».


Вопрос: Какое событие описано в отрывке из «Повести временных лет»? Как восприняли крещение киевляне?




3 пара Текст №3 Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» о крещении Новгорода

«Всполошились новгородцы, когда проведали, что Добрыня идет крестить их, – собрали вече, поклялись не пускать его в город и не давать кумиров на поругание. Когда же он пришел, новгородцы разобрали наскоро мост, ведущий через Волхов в самый город, и взялись за оружие. Попробовал Добрыня уговаривать их, – они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины его. Епископ со священниками остановились на Торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей сколько могли, в два дня успели окрестить несколько сот человек. На другой же стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне среди народа и кричал:

– Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание!

Разъяренный народ кинулся на дом Добрыни, разорил, разграбил его имение, убил жену и некоторых родичей. …… Окружили они маленький отряд Путяты, и началась злая сеча; но на рассвете подоспел на помощь ему Добрыня с людьми своими и велел для острастки мятежникам зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались и запросили пощады,… Добрыня приказал уничтожить идолы: деревянные сжечь, а каменные разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами умоляли не трогать их богов; но Добрыня с насмешкой сказал им:

– Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя! Какой пользы вы можете ждать от них?

Он приказал всем креститься: многих удалось уговорить, и они шли по своей воле; но были и такие, которых воины тащили силою. О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»». Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина»


- Как новгородцы отнеслись к крещению? Какая поговорка сложилась о новгородцах?




- Подумайте, почему в южных землях, люди чаще крестились добровольно, новая религия распространялась мирно, без сильного сопротивления, а на севере, в Новгороде, люди чаще оказывали сопротивление?


(Смысловое чтение текста Прием: работа с вопросником)




















988г. Киев.

Наказание было следующим: привязать к хвосту коня и волочить с горы, колотить его палками для поругания беса, который обманывал людей в этом образе.

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения.



















Крещение Руси. Киевляне восприняли крещение с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре".Но, возможно они и боялись противиться воле князя.






























Новгородцы сопротивлялись, подняли восстание и их пришлось усмирять с помощью оружия. О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»

На юге, в Киеве христианство уже давно получило распространение, там до крещения уже были христиане, там более сильным было влияние Византии. На севере язычество было прочным. Людям вообще очень трудно отказаться от своей веры.


Русская православная церковь

1-2 мин

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.


ПАТРИАРХ

(глава Византийской церкви и всех

церквей, принявших крещение от Византии)

МИТРОПОЛИТ

(глава церкви на Руси, назначался

константинопольским патриархом;

управлял митрополией)

ЕПИСКОПЫ

(возглавляют отдельные области-епархии)

Белое духовенство Черное духовенство

(священники, служившие в

городских и сельских церквях) (монахи в монастырях)

К сер. XIII в. на Руси было уже 16 епархий – по числу крупных русских княжеств.



Значение принятия христианства

5 мин

Работа с текстом стр. 54

1 группа 1-2абзаца

2-я и 3-я группы п.4

-Как изменилась жизнь на Руси после принятия христианства?










- Как вы ответите на вопрос, поставленный в начале урока? Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

- Действительно, трудно поверить, что человек может так измениться. Не вероятно, но факт подтверждается историческими документами.

- изменился быт

- запретили многоженство, кровную месть, жертвоприношение, умыкание невест;

- способствовало развитию культуры: распространялись письменность и грамотность, появились школы, начали строить храмы, появилась живопись;

- возрос международный авторитет Русского государства.

Князь Владимир под влиянием новой религии сам сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго.

3 этап

Закрепление

5 мин

Тест. Правление князя Владимира

А1. Откуда на Русь пришло христианство?

1) из Волжской Булгарии

2) из Рима

3) из Хазарского каганата

4) из Византии


А2. Когда произошло Крещение Руси?

1) в 980г.

2) в 960г.

3) в 988г.

4) в1988г.


А3*. Причинами принятия христианства на Руси было стремление:

1)укрепить международный авторитет Киевской Руси;

2) князя Святослава породниться с правителями европейских стран

3) киевских князей избежать порабощения хазарами

4) киевских князей упрочить государство и свою власть

5) жителей Киевской Руси перейти в христианство

(в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)


А4. Деятельность князя Владимира была направлена на:

1) установление определенных норм сбора дани

2) ведение военных походов против Тюркского каганата

3) строительство городов Новгорода и Киева

4) строительство оборонительных рубежей на южных

границах государства


А5*. Принятие христианства:

1) замедлило развитие культуры

2) привело к созданию Древнерусского государства

3) укрепило международное положение Руси

4) привело к полному исчезновению язычества

5) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры

(в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)


В1. Установите правильную последовательность событий.

А. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)

Б. Крещение Руси

В. Религиозная реформа: провозглашение шести язы­ческих

богов главными божествами Руси

Г. Начало княжения Владимира Святославича

1

2

3

4






А1

А2

А3

А4

А5

В1

4

3

14

4

35

ВАБ






4 этап

Рефлексия

5 мин

- Ребята, как вы считаете , достигли ли мы поставленной в начале урока цели?

Ф.И.

N

Критерии оценки

Макс. балл

Моя оценка

1

Я сегодня активно работал в течении всего урока

5


2

Я неоднократно выступал публично

5


3

Я активно работал в паре

5


4

Я не очень активно работал на уроке

2


5

Я не очень активно работал в паре

1


6

Я часть времени спал, но вовремя проснулся и чуть поработал

1


7

Я был не готов работать на уроке, но кое-что произносил тихо, но не был услышан.

0,5


8

Я все знал, но предпочитал молчать (не по мне эта наука)

0.25


9

Я даже смотрел и слушал, что вокруг происходит

0.25


10

Я вообще не понял, что здесь происходило

0.5


11

Я решил стать историком

10



Итого я набрал - ___________баллов.


Считаю, что заслужил оценку________


Поставьте галочки в те графы, которые соответствуют вашей работе на уроке

Да.

5 этап

Домашнее задание

Параграф 6, вопросы с.55, слова найти в словаре – выучить.




Приложение

Сообщение ученика

В 983 г. Владимир ходил войной на вятичей и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши боги – неправильные, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

1 пара Текст №1 «Повесть временных лет» о крещении Руси.

«Князь Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор».

Вопросы: - Когда и где происходили описанные события?

- Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему?

- Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение.

2 пара Текст №2 «Повесть временных лет» о крещении киевлян

«….Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам».

Вопрос:

- Какое событие описано в отрывке из «Повести временных лет»?

- Как восприняли крещение киевляне?













3 пара Текст №3 Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» о крещении Новгорода

«Всполошились новгородцы, когда проведали, что Добрыня идет крестить их, – собрали вече, поклялись не пускать его в город и не давать кумиров на поругание. Когда же он пришел, новгородцы разобрали наскоро мост, ведущий через Волхов в самый город, и взялись за оружие. Попробовал Добрыня уговаривать их, – они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины его. Епископ со священниками остановились на Торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей сколько могли, в два дня успели окрестить несколько сот человек. На другой же стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне среди народа и кричал:

– Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание!

- Как новгородцы отнеслись к крещению?

- Какая поговорка сложилась о новгородцах?

Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» о крещении Новгорода

Разъяренный народ кинулся на дом Добрыни, разорил, разграбил его имение, убил жену и некоторых родичей. …… Окружили они маленький отряд Путяты, и началась злая сеча; но на рассвете подоспел на помощь ему Добрыня с людьми своими и велел для острастки мятежникам зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались и запросили пощады,… Добрыня приказал уничтожить идолы: деревянные сжечь, а каменные разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами умоляли не трогать их богов; но Добрыня с насмешкой сказал им:

– Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя! Какой пользы вы можете ждать от них?

Он приказал всем креститься: многих удалось уговорить, и они шли по своей воле; но были и такие, которых воины тащили силою. О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»».

- Как новгородцы отнеслись к крещению?

- Какая поговорка сложилась о новгородцах?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!