Культура Киевской Руси.
В 10 веке вместе с христианской верой из Византии на Русь приходит христианская культура.
Изобразительное искусство
Строительство храмов
Христианская религия
Декоративно-
Письменность
прикладное искусство
Храм, церковь, собор
- специальная постройка для поклонения Богу.
Сразу после крещения князь Владимир велел построить в Киеве Церковь пресвятой Богородицы и приказал жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена.
Начало строительства Десятинной церкви
Поэтому церковь прозвали Десятинной. Это была первая каменная церковь на Руси. Строили её греческие мастера.
Церковь была богато украшена резными мраморными и шиферными плитами, иконами, крестами и посудой, привезенными из Византии. До наших дней она не сохранилась.
София Киевская в XI в. Реконструкция.
Храм Святой Софии в Константинополе
Первоначально русские храмы почти полностью повторяли храмы Византии. В 1037-1040 году в Киеве был построен Софийский собор, получивший своё название в честь главного храма Константинополя. Собор в Киеве был построен греческими мастерами и очень напоминал константинопольский храм.
София Киевская в XI в. Реконструкция.
Современный вид
Софийский собор в Киеве один из древнейших русских храмов, сохранившихся до наших дней. Первоначально его стены были сложены из рядов камня, чередующихся с широкими плоскими кирпичами и розовым известковым раствором. Сейчас вид собора значительно отличается от прежнего: добавилось несколько куполов, изменилась их форма, стены оштукатурили и побелили.
Софийский собор в Новгороде 1045-1050 гг
Почти в то же время был построен Софийский собор в Новгороде. Он является древнейшим храмом, сохранившимся на территории России. На его строительстве трудились и русские «каменных дел мастера». Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника - Киевского - компактностью объемов и строгостью форм. В его облике есть особенные черты русского храма – купола в форме шлема или луковицы.
Золотые купола
Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих. Отличительной особенностью русских церквей стало большое количество куполов – луковиц, покрытых позолотой.
Купол храма венчается восьмиконечным православным крестом – символом христианской веры.
Внутреннее убранство собора – дома Бога, приводило людей того времени в трепет и восхищение.
Стр. 142 Фрески -
Фреска- живопись красками по свежей, сырой штукатурке. При высыхании штукатурки образуется тончайшая пленка, защищающая красочный слой.
Стр. 142 Мозаика -
Вдавленные в сырую штукатурку кусочки цветных стёклышек образуют долговечные, не тускнеющие изображения.
Стр. 142 Иконы -
Иконе - изображению Иисуса, Богоматери и святых на специальной доске, церковь придаёт священное значение.
Вместе со строительством церквей на Русь приходит колокольный звон. Поначалу, чтобы звонить раскачивали сам колокол, как это делали в европейских странам, позже изобрели русский способ звона – раскачивали язык колокола, звон получался громкий, ясный.
К 12-13 веку искусство русских серебряных и золотых дел мастеров достигло
высочайшего расцвета
и поражало европейских
путешественников.
Русские мастера сохранили древние
славянские традиции и освоили новые техники и узоры,
переняв их у мастеров
Востока и Византии.
Зернь – множество, иногда тысячи, мелких металлических бусинок напаивались на изделие, что создавало удивительную игру света.
Скань (филигрань) – ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, гладкой или перевитой.
Золочение - серебряную или бронзовую основу обивали тончайшим золотым листом (холодное золочение).
Чернь – на серебряном изделии процарапывали рисунок, втирали в углубления чёрную краску.
Выемчатая эмаль – на медной или бронзовой поверхности вырезали рисунок. Углубления заполняют стеклянным порошком и обжигают.
Перегородчатая эмаль - на гладкую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей проволокой. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия.
В 10-12 веке культура Киевской Руси достигла высокого уровня, присоединив к достижениям древнеславянской культуры достижения христианской культуры Византии.
Домашнее задание: стр. 138-142