СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация опыта работы по теме "Технология интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы по теме "Технология интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"»



МОУ «Котикская СОШ»

Зенчик Ирина Владимировна


Технология интерактивного обучения

на уроках русского языка и литературы


«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л.Н.Толстой


И действительно, хорошо знаем и понимаем мы лишь то, что смогли узнать самостоятельно, добыв нужную информацию.

21 век даёт заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивные технологии легко вписываются в учебную программу, не мешая традиционным способам обучения. Появляются мотивы для изменения поведения. В подростковой среде они связаны с желанием сохранить свои позиции в группе, упрочить их, расширить зону своего влияния и контролировать ситуацию. Возникает потребность постоянно приспосабливать свое поведение к изменяющимся обстоятельствам. Они учатся создавать свои жизненные проекты, а это требует умственных усилий.

Интерактивные технологии пробуждают весь спектр чувств, связанных с лидерством, конкуренцией, взаимоотношениями, решением образовательных задач. Дети активно включаются в учебный процесс, и это всё способствует личностному росту.

Эффективность работы с применением интерактивных методов обучения зависит от многих факторов. Прежде всего, от готовности самого учителя изменить свой взгляд на традиционную систему обучения. Еще это зависит от готовности класса к тому, чтобы перейти на новые формы отношений. Также успех зависит от веры в то, что эти методы работают на образовательные цели. Очень важно, чтобы учитель обладал коммуникативной компетентностью, умел вести диалог.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Д. Пойа

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

Идея сотрудничества исходит ещё от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии.

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений:

а) учителя с детьми;
б) детей друг с другом;
в) каждого ребёнка с учителем;
г) ученика с коллективом.

В педагогической практике давно применяют термин активные методы и формы обучения. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активной учебной деятельности школьников.

В последнее время получил распространение ещё один термин — интерактивное обучение.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Иначе говоря, интерактивное обучение — это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивные методы обучения — система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

Использование интерактивных методов обучения на уроке позволяет решать следующие задачи:

  • активно включать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; повышать познавательную мотивацию учащихся;

  • обучать навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);

  • развивать навыки самостоятельной учебной деятельности (умения определять ведущие и промежуточные задачи, предусматривать последствия своего выбора, давать ему объективную оценку);

  • воспитывать лидерские качества;

  • учить работать с командой и в команде;

  • быть ответственным за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Интерактивное обучение — это обучение посредством опыта, это переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация), осмысление полученного опыта, его обобщение, применение на практике.

Основные особенности интерактивного обучения:

  • принудительная активизация познавательной деятельности;

  • самостоятельный поиск решения проблемы;

  • изменение роли учителя на роль организатора или консультанта;

  • исключение монологического преподнесения материала;

  • диалоговый характер.

Основной признак интерактивного обучения — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Кроме того, это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения — таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель — ученик, ученик — ученик. При этом учитель и ученик — равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый участник вносит свой вклад, в результате чего происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Для этого на своих уроках организую (виды работ) индивидуальную, парные и групповые виды работы, применяю метод исследовательских проектов, ролевые игры, провожу работу с документами и различными источниками информации, использую творческие виды работы.

Применение интерактивных методов обучения позволяет:

  • формировать интерес к изучаемому предмету;

  • развивать самостоятельность учащихся;

  • обогащать социальный опыт учащихся путём переживания жизненных ситуаций;

  • комфортно чувствовать себя на занятиях;

  • учащимся проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

Внедрение интерактивных технологий требует от учителя понимания сути модели обучения, умения старательно планировать свою работу, значительного количества времени, особенно на начальных этапах. Вводить элементы интерактивных технологий на отдельных уроках следует поступательно, начиная с простейших — с работы в малых группах, парах, тройках, применять такие методы, как «мозговой штурм», «микрофон» и др.

Педагогу следует уяснить:

  • содержанием такого урока является программный материал;

  • целью — реализация учебных целей, общее развитие учеников, оказание каждому из них оптимальной возможности в личном становлении и развитии, расширение возможностей самоопределения;

  • результатом — создание дидактических условий для ситуации успеха ребёнка в процессе учебной деятельности, обогащение его мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Классификация интерактивных технологий

1. Лекция — устная или с применением современных технических средств, презентация и т. д. Незаменима при передаче сравнительно большого объёма информации в структурированной форме. Отсутствие обратных связей.

2. Семинар — коллективное обсуждение определённой проблемы или темы в различных формах. Активизация восприятия информации путём взаимодействия преподавателя и обучающегося. Ограничения по продолжительности, количеству участников, их подготовленности.

3. Имитационная игра — модель среды обитания, определяющая поведение людей и механизмы их действий в экстремальных ситуациях («Конфликт», «Кораблекрушение», «Робинзон» и др.). Позволяет получить навыки адаптации к новой среде. Преподаватель, не владеющий коммуникативной компетентностью, не научит новому опыту.

4. Деловая игра — модель взаимодействия обучающихся в процессе достижения целей, имитирующих решение комплексных задач в конкретной ситуации. Позволяет овладеть системой навыков, умений, моделями поведения и социально-психологических отношений в реальной ситуации.

5. Ролевая игра — метод «проигрывания» ролей (инсценировки). Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени. Игра содержит долю риска и приносит результат только тогда, когда группа готова в неё включиться. Не всегда удаётся воспроизвести реальную жизненную ситуацию.

6. Ситуационный анализ (разбор конкретных ситуаций, кейс-стадии, инцидент, баскет-метод). Даёт возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с её угрозами, риском, тревогой о неприятных последствиях в случае неправильного решения. При столкновении с реальной проблемой у обучающегося вряд ли окажутся в распоряжении такое же время, знания и безопасные лабораторные условия, чтобы справиться с ней.

7. Эвристические технологии генерирования идей: «мозговой штурм», ассоциации (метафоры) При этом идеи генерируют, активизируются интуиция и воображение, происходит выход за пределы стандартного мышления. Но! Неумелое руководство со стороны преподавателя может привести к уходу от реальной проблемы, потере времени, слабому результату и др.

Алгоритм проведения интерактивного урока

  1. Мотивация — 2 мин (5%).

  2. Постановка задачи — 2 мин (5%).

  3. Исходная информация и инструктаж — 2 мин (5%).

  4. Практическое усвоение материала через интерактивное задание — 24 мин (70%).

  5. Подведение итогов, рефлексия — 10 мин (15%).

На своих уроках я применяю следующие виды интерактивных методов:

  • эвристические технологии генерирования идей («мозговой штурм», метод ассоциаций);

  • методы активизации учебного процесса (проекты, анализ конкретных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, метод содержательного анализа рассказа, моделирование художественно-творческого процесса, дискуссии);

  • деловые игры и социальные тренинги, которые так любят подростки.

Технология урока:

1. Начало урока — стадия вызова (актуализация опорных знаний)

  • «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

  • Синквейн («восточный стих»)

  • Хук (притча, игра, «крючок»)

  • Кластеры

  • Обсуждение домашней творческой работы

2. Смысловая часть — подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга). Это может быть: незаконченное предложение, юмористический рассказ, сказка, глоссарий (составление словаря опорных слов и понятий урока)

3. Рефлексия — получение обратной связи.

При оценивании результатов интерактивного обучения учитываю:

  • работу в группе;

  • самооценку участника групповой работы;

  • свободу мышления;

  • овладение культурными формами работы;

  • коммуникацию в учебном диалоге.

На этапе актуализации опорных знаний часто провожу упражнение «Микрофон». Учащимся предлагаю высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. Пускает по классу бутафорский микрофон. Каждый, получивший такой микрофон, обязан чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

На этапе познавательной деятельности применяю такие интерактивные формы:

  1. «Обучая — учусь»
    Делю материал урока на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала.

  2. «Карусель»
    Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнёру. Иногда предварительно предлагаю учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

  3. «Два, четыре — вместе»
    Учащимся предлагаю проблему или информацию, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, и далее объединяются в группы по 4 человека. После принятия совместного решения в группах происходит обговаривание вопроса и выступление с ответом.

  4. «Синтез идей»
    Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги 1-я группа выполняет первое задание, 2-я — второе и т. д. После выполнения заданий 1-я группа отдаёт свой листок для доработки 2-й группе, вторая — третьей и т. д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учётом дополнений одноклассников. Перед началом работы можно создать отдельную экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы всех групп.

  5. «Мозговой штурм»
    Для решения проблемного вопроса учащимся предлагаю найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксирую на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводятся анализ и обговаривание.

Если мы запустим механизм познания, если школьник будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я…». Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал…

Мотивация — это основное условие интерактивного обучения.

Таким образом, использование интерактивных форм на уроках русского языка и литературы способствуют созданию неформальной обстановки, которая позволяет учащимся раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве и это делает уроки интересными, разнообразными, содержательными.

Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:

• задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);

• в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);

• учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.


Использование интерактивных методов обучения позволяет повысить мотивацию и познавательную активность обучающихся, сделать качественным усвоение новых знаний, вызвать у ребят заинтересованность, творческий настрой, товарищеские взаимоотношения. Кроме того, подобные методы оказывают  мотивирующее действие и на меня, поскольку позволяют сохранять работоспособность и хорошее настроение. Конечно, трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором.

И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики.

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем, меняется лишь содержание.

Спасибо за внимание!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ! 3 № 2 (62) февраль 2016 г

  2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_ 1.pdf. —
    http://human.snauka.ru/2011/10/104 
    http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_4_62_14111.pdf
    http://lit-helper.com

  3. Задорожная Н.В., Мелекесова В.Д. Современные педагогические технологии: сборник материалов для педагогов. Челябинск: Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я.П. Осадчего, 2012. 93 с.

  4. Ермолаева М.Г. Интерактивные методики в современном образовательном процессе. М.: Просвещение, 2014. 42 с.


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!