О – Ё после шипящих и Ц
Цели урока:
- повторить и систематизирова ть правила о правописани и О-Ё после шипящих и Ц ;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
Проверь и поставь себе оценку.
I вариант II вариант
А1. 3) красИвее А1. 2) бАнты
А3. 4) в полутораста А3. 1) в шестистах метрах
А 13. 2) подарить,хватать А 13 .3) сторона, усмирённый
В1. бессуффиксный В1 .бессуффиксный
А 20. 2)
«5» – 0 ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» - 4 ошибки
О – Ё после шипящих в корне слова
Есть чередование
с Е
Нет чередования
с Е
О
ё
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом , Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
Ш ё пот – ш е птать
Деш ё вый – деш е визна
Ж ё лоб – ж е лоба
Пш ё нка – пш е но
Ж ё рнов – ж е рнова
Печ ё нка – печ е нь
Нач ё с – нач е сать
Беч ё вка – беч е ва
Обратите внимание!
Одинаково звучащие слова, образованные от глагола жечь, пишутся по-разному: в существительных пишется О , в глаголах - Ё
Существительные
О
Глаголы
Сильный ож о г
Переж о г горючего
Обвинение в подж о ге
Недож о г кирпича
Изж о га
Ё
Ож ё г лицо
Переж ё г дрова
Подж ё г дом
Переж ё г топливо
Прож ё г куртку
Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи
В суффиксах существительных и отымённых прилагательных ,
в суффиксах наречий : под ударением – О ,
без ударения - Е
Существит.
ó
балыч о к
галч о нок
реч о нка
княж о н
чащ о ба
Отымённые прилагательн.
Е
Наречия
камыш о вый
парч о вый
холщ о вый
смеш о н
овраж е к
Книж е чка
общ о
горяч о
хорош о
груш е вый
хрящ е вой
певуч е
ещ ё (искл.)
Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи
Глаголы
Причастия
перекоч ё выва ть
размеж ё выва ть
выкорч ё выва ть
раскорч ё выва ть
взбеш ё нн ый
смещ ё нн ый
освещ ё нн ый
улич ё нн ый
В суффиксах
глаголов,
отглагольных существительных ,
отглагольных прилагательных,
страдательных причастий
пишется Ё
Существительные
туш ё нка
сгущ ё нка
копч ё ности
ноч ё вка
корч ё вка
коч ё вка
протяж ё нность
Прилагательные
туш ё ный
копч ё ный
золоч ё ный
береж ё ный
посаж ё ный (отец)
жж ё ный
лущ ё ный
Буквы О – Ё в суффиксах разных частей речи
Исключения:
1) уч ё ба
2) Ё в заимствованных словах с ударным суффиксом -ёр-:
дириж ёр
ретуш ёр
стаж ёр
монтаж ёр
По аналогии
с ними
в русском
ухаж ёр
Буквы О – Ё в окончаниях разных частей речи
В окончаниях существительных и прилагательных
под ударением пишется О,
без ударения – Е,
в окончаниях глаголов - Ё
Существительные
ó
Прилагательные
е
плеч ó
калач ó м
Фомич ó м
Глаголы- Ё
чуж ó й
больш ó го
каш е й
смерч е м
Петрович е м
жж ё шь
береж ё м
печ ё т
колюч е го
старш е го
Правописание О, Е после Ц П осле ц в любой части слова под ударением – О , без ударения – Е (в русских словах), Ë после Ц не пишется никогда. ц ó коль , пальтец ó – зéркальц е отц ó в – колóдц е в облиц ó вывать – облиц е вáть . Исключения: ц о котýха , скéрц о , гéрц о г и др.
Вывод:
Осознанный выбор написания должен сводиться к двум действиям:
и
2) принадлежности слова к части речи.
Первые пять групп : заполните таблицу словами, перечисленными ниже.
1 группа
2 группа
о
3 группа
ё
В суффиксах и окончаниях под ударением
В корне под ударением
4 группа
ё
Медвежонок
Чёрный
В глаголах и отглагольных формах
о
5 группа
ё
Слова-исключения
Точёный
Суффикс -ёр
Шоколад
Тренажёр
Шестая группа. Вставьте пропущенные буквы О или Ё.
В раннее весеннее утро, когда солнце ещ.. не горяч.. и в воздухе свеж., ребята во главе со стаж..ром провели в старом саду борьбу с листож..ром на груш..вых и алыч..вых деревьях. В камыш..вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч..нка, из-под пиджака выглядывает холщ..вая рубаш..нка, на шее кумач..вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ..тки и трещ..тки, затем угощает всех спелым крыж..вником. А ребята предлагают ему ш..коладки.
Седьмая группа . Найдите и исправьте ошибки.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Проверка
Заполнить таблицу словами, перечисленными ниже .
Корч_вка, орош_нный, дириж_р, долж_к, ож_г руки, ож_г руку, нож_вка, княж_н, беч_вка, чащ_ба, выкорч_вывать, книж_нка, печ_нка, ретуш_р, туш_нка, холщ_вый, деш_вый, стаж_р, смеш_н, горяч_, ухаж_р, кипяч_ное, ш_пот, обж_ра, маж_рный, крыж_вник, сраж_н, ч_порный
1 группа
2 группа
о
3 группа
ё
В суффиксах и окончаниях под ударением
4 группа
В корне под ударением
ё
медвежонок
должок
чёрный
В глаголах и отглагольных формах
о
5 группа
Слова-исключения
бечёвка
ё
точёный
ножовка
княжон
печёнка
шоколад
Суффикс -ёр
корчёвка
ожог руки
дешёвый
чащоба
тренажёр
орошённый
книжонка
шёпот
дирижёр
ожёг руку
обжора
мажорный
ретушёр
холщовый
выкорчёвывать
стажёр
крыжовник
тушёнка
смешон
чопорный
ухажёр
кипячёное
горячо
сражён
Вставьте пропущенные буквы О или Ё.
В раннее весеннее утро, когда солнце ещё не горяч и в воздухе свеж , ребята во главе со стаж ром провели в старом саду борьбу с листож ром на груш вых и алыч вых деревьях. В камыш вом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапч нка, из-под пиджака выглядывает холщ вая рубаш нка, на шее кумач вый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щ тки и трещ тки, затем угощает всех спелым крыж вником. А ребята предлагают ему
ш коладки.
о
о
ё
о
е
о
о
о
о
о
о
ё
о
о
о
Найдите и исправьте ошибки.
Исходный текст.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Исправленный текст.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвеж о нка и научил его танц е вать. Подражая медвеж о нку, он выступает то в роли танцора, то дириж ё ра. Затем мы ставим вместо стола боч о нок и садимся обедать. Из сумок достаём туш ё нку, сгущ ё нку, пирожки с печ ё нкой, копч ё ности. Девч о нки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся ш о рох и показывается зайч о нок. Увлеч ё нные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Работа с текстом
Берёза милое русское дерево. Это (по)истине крестьянское дерево; в нём есть всё и бабий деш_вый ситц_вый платок и побелё(н, нн)ая хата и русская печ_ и холщ_вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле.
Всматр_ваясь в берёзовый лес, вслуш_ваясь в его ш_пот вспоминаешь мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяж_лую работу ...
А молодые берёзки тоненькие пряменькие с ш_лковыми косами как бы на ц_почках пр_поднявшиеся к весеннему куполу неба напоминают девичью красоту радуют глаз и душу.
Проверка.
Берёза - милое русское дерево . Это поистине крестьянское дерево ; в нём есть всё: и бабий деш ё вый ситц е вый платок , и побелё нн ая хата , и русская печ ь , и холщ о вая рубаха , и даже молоко , которое пьют на всей земле.
Всматр и ваясь в берёзовый лес, вслуш и ваясь в его ш ё пот, вспоминаешь мозолистые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяж ё лую работу ...
А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, с ш ё лковыми косами, как бы на ц ы почках пр и поднявшиеся к весеннему куполу неба, напоминают девичью красоту .
- В1. Из предложения 2 выпишите все частицы.
- В3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.