Восьмое ноября.
Классная работа.
Лингвистическая разминка
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Назовите это слово
вероисповЕдание
оптОвый
прИнятый
назвАлась
рвалА
назвалАсь
2. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Назовите это слово
черпАть
досУг
цепОчка
донЕльзя
прожИвший
чЕрпать
3. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку:
пара ЯБЛОК
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
ПОЕЗЖАЙ быстрее
около ПЯТИСТА километров
несколько СОТЕН
пятисот
4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
- орб..тальный
- сув..ренитет
- разг..релся
- выб..рать
- прик..саться
орбитальный
5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
- пр..контролировать, р..зослать
- пр..обрести, непр..рывный
- и..пуг, не..гибаемый
- по..скочить, о..гадать
- без..дейный, контр..гра
испуг несгибаемый
6. Определите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И
- потч..вать
- придирч..вый
- ореш..к
- коч..вой
- намер..ваться
придирчивый
7. Определите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
- обнаруж..нный
- завис..шь
- поссор..вшиеся
- раска..вшись
- догон..шь
обнаруженный
Прочитайте задание и определите его формат
Формулировка темы, цели и задач урока
Тема урока:
Сложные предложения. Расстановка знаков препинания в сложных предложениях. Применение полученных на уроке практических навыков для подготовки к ЕГЭ.
Цель урока: Систематизировать, закрепить и применить на практике полученные знания по теме
« Сложные предложения. Расстановка знаков препинания в сложных предложениях. Применение полученных на уроке практических навыков для подготовки к ЕГЭ».
Задачи урока :
1. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме:
«Сложные предложения. Расстановка знаков препинания в сложных предложениях. Подготовка к ЕГЭ»;
2. Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
3. Развивать навыки анализа и самоанализа;
4. Развивать умение грамотно работать с заданиями ЕГЭ.
5.Умение применять полученную информацию для решения практических задач.
.:
Зарядка для глаз
Дополнительный материал к уроку:
1.Малюшкин А.Б. «Учебные таблицы 5-11 классы по русскому языку»,стр.171-173, 174-180,180-183.
2. Учебник «Русский язык 10-11 классы,ч.2,базовый уровень, авторы: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин,М.Мищерина,стр.125-185,парагр.97-101.
3.КИМ под редакцией И. П. Цыбулько.
4.Папки обучающихся по подготовке к ЕГЭ.
5.Раздаточнай материал в виде схем и таблиц.
6.Лист самоконтроля обучающегося.
Сложные предложения
Союзные
Бессоюзные
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Знаки препинания в сложных предложениях:
Знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения.
Знаки препинания между частями сложного предложения: выделение придаточного предложения в составе СПП, разделение простых предложений в составе ССП,БСП
Алгоритм выполнения заданий
1 . Найди грамматическую (ие) основу (ы).
1 основа
2 и более
основы
ПП
2. Определи средство связи
Сочините льный сою з
Интонация
, ; : -
Подчините льный союз
сСп
ппс
Распределительная работа
1 ряд – ССП 2 ряд – СПП 3 ряд – БСП
1. Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. 2. Через окно я увидел как большая черная птица села на ветку клена в саду. 3. Ему казалось будто все вокруг радовались его счастью. 4. Прыгают чирикают возятся как пьяные воробьи урчат медовыми голосами голуби. 5. Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях. 6. Еще заря не встала над селом еще лежат в саду десятки теней еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений.
РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
В работе пользуйтесь алгоритмом!!!
Проверим:
Распределительная работа
1 ,5 – ССП 2,3 – СПП 6 – БСП
1. Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. 2. Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду. 3. Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. 4. Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные воробьи, урчат медовыми голосами голуби. 5.Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях. 6. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений.
Какой номер предложения выпал из распределения и почему?
Запишите предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания, устно дайте характеристику предложениям:
1. Солнце еще согревало верхушки сосен когда мы дошли до места.
2. Метель не утихала небо не прояснялось.
3. Летний день угасал и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина.
4. Чудесный вечер сменил жаркий день и принёс с собой прохладу.
Проверим!
1. Солнце еще согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.
2. Метель не утихала, небо не прояснялось.
3. Летний день угасал, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина.
4. Чудесный вечер сменил жаркий день и принёс с собой прохладу.
Распределите предложения на 2 группы: ССП и ПП с однородными членами. Пользуйтесь алгоритмом. Запишите номера предложений в таблицу:
1. Я заблудился в вечернем лесу, зато на глаза мне попалась семейка иволги.
2. Я ушёл в отведён?ую мне комнату и до рассвета пролежал, (не)сомкнув глаз.
3. Лёд стоял на реке уже несколько дней, но перебраться по нему на противоположный берег мы не рискнули.
4. И..возчик (не)утомимо погонял лошадей и во всё горло ра..певал песни.
Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы
ССП
ПП
1 3
2 4
Найдите общий второстепенный член предложения, объясните отсутствие запятой:
1. У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк.
2. Вдалеке за городом прогремел гром и блеснула яркая молния.
3. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину.
4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
Запомните!
В случае повтора союза в ССП с общей частью запятая ставится :
В лесу и ветра не было , и солнце светило ярче.
Уже совсем рассвело и народ стал
подниматься
когда я вернулся в свою комнату .
Уже совсем рассвело и народ стал
подниматься ,
когда я вернулся в свою комнату .
[ Уже совсем рассвело ] и [ народ стал
подниматься ] ,
( когда я вернулся в свою комнату ).
Запятая в ССП не ставится перед союзами и, да (= и), или, либо
- в состав ССП входят вопросительные, восклицательные или побудительные предложения:
Как ярко светит солнце и как тепло от этого на душе!
Расставьте знаки препинания, объясните постановку, пользуясь алгоритмом:
1. Весной радостно чирикают воробьи и поют синички.
2. Очевидно багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.
3. Не то тучи разойдутся не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
4. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.
5. В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
6. Как чудесно он говорит и насколько искренни его слова!
Расставьте знаки препинания, объясните постановку, пользуясь алгоритмом:
1. Весной радостно чирикают воробьи и поют синички.
2. Очевидно ,багаж мой уже забрали и кто-то добрый привел квартиру в порядок.
3. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.
4. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика.
5. В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.
6. Как чудесно он говорит и насколько искренни его слова!
№ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений:
) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.
2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.
3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.
4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
5) Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.
45
№ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений:
1)Чибисы то кричали то молча перебегали по кочкам.
2)В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.
3)Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
4) Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек.
5) В этом лесу на соснах вы можете заметить белку или дятла.
13
№ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений:
1 ) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными оборонительными сооружениями.
2) Много желал да ничего не поймал.
3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.
4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.
5) Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее.
25
Стык союзов
Это пространство в предложении
между двумя подчинительными союзами или между сочинительным и подчинительным союзом
Сформулируйте и запишите правило , регулирующее постановку знаков препинания на стыке союзов
- Смотри учебник ,стр.159,таблицы в дополнительном материале к уроку.
Правильный ответ:
Задание19
Задание 20
Онлайн-тестирование
5splusom-school.ru›Онлайн-тестирование›Русский язык
Онлайн тесты по ЕГЭ и ОГЭ по школьной программе.
Домашнее задание:
Для ребят с0 средней мотивацией к обучению: упр.№97,в.№7,задание 4,7,16.
Для ребят с высокой мотивацией к обучению: в.№10,задание4,7,9-21.
Продолжаем накапливать теоретический и практический материал по подготовке к ЕГЭ
Дополнительное задание
- Написать сочинение-миниатюру на тему «Прекрасное вокруг нас», используя разные виды сложных предложений.
Вывод по материалам урока (функциональная грамотность на уроках русского языка)
- построение успешной траектории своего развития
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию
- поиск информации
- понимание прочитанного — смысловое чтение
- работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) —критическое мышление.
- применение информации для решения своих задач.
Оценивание:
41-38 баллов- «5»
37-30 баллов -«4»
29-16 баллов - «3»
15 баллов и менее – «2»
Рефлексия
Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу и состояние на уроке? Прочитать и объяснить свою точку зрения.
- Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания. (Афоризм)
2. Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)
3. Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
(Б. Пастернак)
4. Мы все учились понемногу
Чему – нибудь и как – нибудь. (А. Пушкин)
5. Я усталым таким еще не был. (С. Есенин)
Хорошего вам настроения !