Конспект составила:
учитель начальных классов,
первой категории
Заболотнева Ирина Игоревна
г.Челябинск
МБОУ»С(К)ОШ» № 57
1 класс
Дифференциация звуков С-Ш.
Тема: Дифференциация звуков С-Ш.
Цель:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.
Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
Развитие навыка составления простого предложения по сюжетной картинке.
Развитие навыка различения звуков [с] – [ш].
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.
Воспитывать культуру поведения на занятии.
Формирование начальных учебных навыков.
Ход урока.
Орг.момент.
Слайд 2.
- Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шутник.
Эти человечки приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [с]
- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Соня и Шутник приготовили для вас первое задание. Послушайте незаконченные предложения. из пары похожих по звучанию слов назовите одно, подходящее по смыслу. Объясните его значение:
Слайд 3.
Кто знает, что такое плошка? – правильно, это глубокая, глиняная тарелка.
Кто такой пожарный?— это работник пожарной охраны.
Что такое каска? – Шлем. Кто одевает каски? – военнослужащие, мотоциклисты.
Что такое каша? - это блюдо, состоящее из разваренных в воде (или в молоке) зёрен
Положили в плошку……. (кашку, каску)
Пожарный надевает….(кашку, каску)
Слайд 4.
Что такое басня?- Это стихотворное или прозаическое литературное произведение
Что такое башня? – Это высокое строение
Кто такой поэт? – это тот, кто создаёт стихотворные произведения.
Кто такой художник?- это человек деятель искусства, занимающийся изобразительным
Поэт сочиняет…..(басню, башню)
Художник рисует….(басню, башню)
Слайд 5.
Кто такой медведь? – это дикий зверь. Где зимует медведь? – в берлоге.
Сладко спит в берлоге…(мишка, миска)
На столе с салатам… (мишка, миска)
Слайд 6.
На лицо надета ……(маска, Машка)
Кличка нашей кошки….(маска, Машка)
Слайд 7.
Плохо в комнате …..(шалить, солить)
Кашу следует…..(шалить, солить)
Слайд 8.
Вот сапожник держит….(шило, сила)
У борца большая…..(шило, сила)
Физ.минутка.
Работа на уровне слога.
Слайд 9.
- Соня очень любит малину. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай соберем ягодки вместе с Соней. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по малинкам, напевая песенку.
Слайд 10.
- Шутник очень любит клубнику. Когда он собирает ягодки, то поет свою песенку: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши». Давай соберем ягодки вместе с Шутником.
Работа на уровне слова.
- Соня и Шустрик очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Шутника со звука [ш].
Слайд 11.
Сумка, шорты, шапка, санки, сапоги, шарики, шуба, совок.
Работа по учебнику.
Стр. 46.
Чтение слогов, слов, предложений.
Дифференциация звуков С-Ш в словах с подобным звучанием.
Послушайте пары слов, проговорите их, объясните значение каждого слова:
Шпалы – спали
Слайд 12.
Шалаш – салат
Слайд 13.
Лесок – пушок
Слайд 14.
Работа в тетрадях.
Прочитайте слоги. Подчеркните в слогах букву С синим карандашом, букву Ш – зеленым.
Са – ша ша – са
Со – шо шо – со
Су – шу шу – су
Сы – ши ши – сы
Са – шо шу – са
Су – ши ши – со
Сы – ша ша - сы
Слайд 15. Проверка.
Итог
- С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш]
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].
- Выполним последнее задание. Необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.