Гимназия Святителя Василия Великого
Открытый интегрированный урок по литературе и истории России.
11КЛАСС
«Белый исход»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
I категории
Демина Елена Федоровна
Цели урока:
- Познакомить обучающихся с одной из самых драматичных и нераскрытых страниц истории Отечества, понять причины и смысл эмиграции, её влияние на развитие русской и зарубежной культуры.
- Формировать умение логически, последовательно излагать учебный материал.
- На примерах биографии и судеб деятелей культуры, их произведений воспитывать у обучающихся любовь к Родине, нравственную культуру, эстетический вкус.
Актуализация опорных знании
- Что мы называем Гражданской войной?
- Когда началась гражданская война в России?
- Что вам известно о событиях, происходивших в 1918-1920 гг в Крыму?
- Что стало причиной эмиграции?
Русская эмиграция.
Ты – в сердце, Россия !
Ты – цель и подножье,
Ты в ропоте крови, в смятенье мечты !
И мне ли плутать в этот век бездорожья?
Мне светишь по-прежнему ты…
(В. Набоков )
Русская эмиграция .
Первая эмиграция состояла из наиболее культурных слоев российского дореволюционного общества, с непропорционально большой долей военных. По данным Лиги Наций, всего Россию после революции покинуло 1 миллион 160 тысяч беженцев.Около четверти из них принадлежали к Белым армиям, ушедшим в эмиграцию в разное время с разных фронтов.
Последние дни Романовых в Крыму
Новая власть предстала перед Романовыми в лице комиссара Севастопольского Совета Задорожного. Он объявил, что все Романовы должны переехать в имение в.кн. Петра Николаевича – в «Дюльбер». Задорожный объяснял перемещение Романовых в «Дюльбер» тем, что имение легче охранять от «несознательной части матросов». В течение 5 месяцев Севастопольский Совет охранял Романовых от поползновений других Советов, особенно Ялтинского, порывавшегося несколько раз арестовать сидельцев. Позднее Ф.Ф.Юсупов, в.кн. Ольга Александровна и в.кн.Гавриил Константинович говорили, что «севастопольский комиссар Задорожный был своим человеком, только прикидывающимся большевиком».
Последние дни Романовых в Крыму
Революционные матросы, явившиеся для обыска по распоряжению Севастопольского Совета на виллу Дюльбер. Фото кн. Романа Романова. 1917 г.
Последние дни Романовых в Крыму
- Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна на английском корабле «Мальборо»
1920-й стал годом массовой эвакуации из России, вызванной поражением Белого движения на фронтах гражданской войны.
«Мы шли в сухой и пыльной мгле По раскаленной крымской глине. Бахчисарай, как хан в седле, Дремал в глубокой котловине И в этот день в Чуфут-кале, Сорвав бессмертники сухие, Я выцарапал на скале: Двадцатый год — прощай Россия!»
Н. Туроверов
Ноябрь 1920…Эвакуация…
- В Севастополе, Феодосии, Керчи, Ялте, других крымских портах для эвакуации было подготовлено более 150 кораблей. Генерал Врангель принял на себя ответственность за военных и гражданских лиц, за всех последовавших за ним в эмиграцию. Вместе с тем он предупреждал о неизвестности дальнейшей судьбы отъезжающих, поскольку ни одно из иностранных государств не дало согласия на приём русских беженцев, а правительство Врангеля не имело возможности оказать им помощь ни в пути, ни в дальнейшем устройстве.
Помню горечь соленого ветра, Перегруженный крен корабля; Полосою синего фетра Уходила в тумане земля; Но ни криков, ни стонов,
ни жалоб,
Ни протянутых к берегу рук — Тишина переполненных палуб Напряглась, как натянутый лук, Напряглась и такою осталась Тетива наших душ навсегда. Черной пропастью
мне показалась
За бортом голубая вода.
Командующий Черноморским флотом контр-адмирал М.А. Кедров и главнокомандующий Русской армией генерал барон П.Н. Врангель на борту крейсера «Генерал Корнилов» во время эвакуации. 15–17 ноября 1920 года
Дальнейшие наши пути полны неизвестности.
Ноябрь 1920…Эвакуация…
- Отплывавшие в изгнание, в большинстве своём православные верующие, ощущали особую, библейскую тональность происходившего. В неизвестность со своей паствой отбывали и церковные иерархи Временного Высшего Церковного Управления, составившие затем ядро епископата Русской Православной Церкви Заграницей. Вместе с воинами и гражданскими беженцами Россию покинула чудотворная покровительница русского воинства – Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», в будущем – главная святыня Русского Зарубежья
Русская культура за рубежом
Русская культура за рубежом
За пределами России оказались известные писатели, ученые, артисты, художники, музыканты. По разным причинам и в разное время родину покинули А.Аверченко, К.Бальмонт, И.Бунин, З.Гиппиус, Д.Мережковский, А.Куприн, Игорь Северянин, Саша Черный, М.Цветаева, А.Толстой, П.Милюков, П.Струве, Н.Бердяев, Н.Лосский, П.Сорокин, А.Бенуа, К.Коровин, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и многие другие выдающиеся деятели русской культуры .
Русская культура за рубежом
певец Ф.И.Шаляпин
- Время, когда жил и творил Федор Иванович Шаляпин смело можно назвать Золотым веком русского искусства.
- Его современниками и партнерами по сцене были: Э. Карузо, Т. Руффо, Л. Собинов, А. Нежданова. Начинал Шаляпин свою деятельность на Императорской сцене под руководством Э.Направника, а стал знаменитым певцом в Частной опере С.И. Мамонтова, где познакомился и подружился с такими художниками как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, братья В. и А. Васнецовы. Картины этих художников, как и прежде, можно увидеть в шаляпинском доме .
портрет работы Б. М. Кустодиева
композитор С. Рахманинов
Рахманинов принадлежал к той породе музыкантов, которые убежденно считали мелодию важнейшим элементом музыки, наиболее гибко проникающим в глубь явления и наиболее точно воссоздающим самые существенные его черты. Но воссоздающим так, что слушателей захватывает и правдивость отражения, отображения действительности, и специфическая манера одноголосного изложения, доставляющая особую эстетическую радость. Манеру эту в просторечии называют мелодичностью.
композитор А. Глазунов;
- Глазунов А. — один из крупнейших русских композиторов, продолжавших традиции "Могучей кучки" и Чайковского в конце 19 — начале 20 вв. Основное место в его творчестве занимают жанры симфонической музыки. Г. автор 8 симфоний. В них эпическая монументальность и яркий народно-жанровый колорит соединяются с высоким конструктивным мастерством. Музыка Глазунова А . отличается теплотой, искренностью, ясностью и уравновешенностью эмоционального строя.
И. Бунин
- Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Бунин говорил: все эти возвышенные слова, дивной красоты песни, "собоpы-все это нужно, все это создавалось веками...". Одним из источников его творчества была наpодная pечь
- В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия, как он считал, пpежде всего за "Жизнь Аpсеньева"
А. Куприн
- В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу "Нина".
- Очень скучал по Родине. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде.
М. Цветаева
- Наряду с Анной Ахматовой, Марина Цветаева занимает в данное время первенствующее место среди русских поэтесс. Ее своеобразный стих, полная внутренняя свобода, лирическая сила, неподдельная искренность и настоящая женственность настроений — качества, никогда ей не изменяющие.
- Вспоминая свою мучительную жизнь в Москве, я вспомнил также целый ряд ее чарующих стихотворений и изумительных стихотвореньиц ее семилетней девочки Али. Эти строки должны быть напечатаны, и, несомненно, они найдут отклик во всех, кто чувствует поэзию.
- Константин БАЛЬМОНТ
К Бальмонт;
- Поэт очень болезненно переживал разлуку с Родиной: "...нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться". Тоска по родине, отрыв от родной почвы, утрата корней ("Мое сердце в России, а я здесь, у океана. Бытие неполное",- писал он одному из корреспондентов) - вот основные темы эмигрантского периода творчества, нашедшие отражение в стихотворениях "Прощание с древом", "Узник", "Просветы", "Сны", "Она", "Россия", "Мое - ей", "Я русский" и др.
И.С.Шмелев
«Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев – самый русский. Ни на минуту в своем душевном горении он не перестает думать о России и мучиться ее несчастьями.»
К.Бальмонт.
- Солнце мертвых " - трагическое повествование о кровавых событиях Гражданской войны в России, унесшей жизнь единственного сына И. Шмелева . "Страшней этой книги - есть ли в русской литературе?" - заметил А.Солженицын. "Лето Господне", одно из последних произведений И. Шмелева , признано вершиной творчества автора, пронизано светом, любовью и теплыми воспоминаниями. « Солнце мертвых » – глубоко личностная книга, в которой каждая конкретная деталь вырастает в библейское по духу обобщение. Да и сам стиль Шмелева – библейский. Ритмика его книги перекликается с ритмикой и напевностью псалмов царя Давида. Писатель переплавил в творческой реторте самый разнородный материал и создал нечто небывалое, ранее невиданное.
Художник К. Коровин.
- Коровин хорошо знал западную живопись, высоко ценил достижения импрессионистов. Это сказалось на творчестве художника: его парижские работы наиболее импрессионистичны. К. А. Коровин мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров. Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов.
Картины К.Коровина
Художник Н. Рерих.
- Творчество Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.
Картины Н.Рериха
ГЕРОИНЯ ФРАНЦИИ
- Музей инвалидов в Париже — специальное место для захоронения ветеранов войны. Его построил архитектор Брюан, выполнивший поручение короля-“солнце” Людовика XIV. 407 лет прошло с тех пор, как в Музее инвалидов были торжественно погребены первые останки великих людей Франции, храбрейших ее солдат.
- Восемь лет назад такой же чести была удостоена кабардинка Ирина (Елмасхан) Хагундокова, единственная женщина, похароненная в Пантеоне.
Урок разработан учителем русского языка и литературы Дёминой Еленой Фёдоровной.