СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по литературе в 10 классе "Белый исход"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке мы с вами познакомимся с историей русской эмиграции, рассмотрим причины, побудившие наших соотечественников покинуть Россию. А также рассмотрим, как воспринимали поэты и писатели, видные деятели начала 20 века свою вынужденную эмиграцию, о чем писали после отъезда из России, как в своих произведениях выражали личное отношение к произошедшим в стране переменам.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературе в 10 классе "Белый исход"»

Гимназия Святителя Василия Великого Открытый интегрированный урок по литературе и истории России. 11КЛАСС «Белый исход» Подготовила учитель русского языка и литературы I категории   Демина Елена Федоровна

Гимназия Святителя Василия Великого

Открытый интегрированный урок по литературе и истории России.

11КЛАСС

«Белый исход»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

I категории  

Демина Елена Федоровна

Цели урока: Познакомить обучающихся с одной из самых драматичных и нераскрытых страниц истории Отечества, понять причины и смысл эмиграции, её влияние на развитие русской и зарубежной культуры.  Формировать умение логически, последовательно излагать учебный материал. На примерах биографии и судеб деятелей культуры, их произведений воспитывать у обучающихся любовь к Родине, нравственную культуру, эстетический вкус.

Цели урока:

  • Познакомить обучающихся с одной из самых драматичных и нераскрытых страниц истории Отечества, понять причины и смысл эмиграции, её влияние на развитие русской и зарубежной культуры.
  • Формировать умение логически, последовательно излагать учебный материал.
  • На примерах биографии и судеб деятелей культуры, их произведений воспитывать у обучающихся любовь к Родине, нравственную культуру, эстетический вкус.
Актуализация опорных знании Что мы называем Гражданской войной? Когда началась гражданская война в России? Что вам известно о событиях, происходивших в 1918-1920 гг в Крыму? Что стало причиной эмиграции?

Актуализация опорных знании

  • Что мы называем Гражданской войной?
  • Когда началась гражданская война в России?
  • Что вам известно о событиях, происходивших в 1918-1920 гг в Крыму?
  • Что стало причиной эмиграции?
Русская эмиграция. Ты – в сердце, Россия ! Ты – цель и подножье, Ты в ропоте крови, в смятенье мечты !  И мне ли плутать в этот век бездорожья? Мне светишь по-прежнему ты… (В. Набоков )

Русская эмиграция.

Ты – в сердце, Россия !

Ты – цель и подножье,

Ты в ропоте крови, в смятенье мечты !

И мне ли плутать в этот век бездорожья?

Мне светишь по-прежнему ты…

(В. Набоков )

Русская  эмиграция . Первая эмиграция состояла из наиболее культурных слоев российского дореволюционного общества, с непропорционально большой долей военных. По данным Лиги Наций, всего Россию после революции покинуло 1 миллион 160 тысяч беженцев.Около четверти из них принадлежали к Белым армиям, ушедшим в эмиграцию в разное время с разных фронтов.

Русская эмиграция .

Первая эмиграция состояла из наиболее культурных слоев российского дореволюционного общества, с непропорционально большой долей военных. По данным Лиги Наций, всего Россию после революции покинуло 1 миллион 160 тысяч беженцев.Около четверти из них принадлежали к Белым армиям, ушедшим в эмиграцию в разное время с разных фронтов.

Последние дни Романовых в Крыму  Новая власть предстала перед Романовыми в лице комиссара Севастопольского Совета Задорожного. Он объявил, что все Романовы должны переехать в имение в.кн. Петра Николаевича – в «Дюльбер». Задорожный объяснял перемещение Романовых в «Дюльбер» тем, что имение легче охранять от «несознательной части матросов».   В течение 5 месяцев Севастопольский Совет охранял Романовых от поползновений других Советов, особенно Ялтинского, порывавшегося несколько раз арестовать сидельцев. Позднее Ф.Ф.Юсупов, в.кн. Ольга Александровна и в.кн.Гавриил Константинович говорили, что «севастопольский комиссар Задорожный был своим человеком, только прикидывающимся большевиком».

Последние дни Романовых в Крыму

Новая власть предстала перед Романовыми в лице комиссара Севастопольского Совета Задорожного. Он объявил, что все Романовы должны переехать в имение в.кн. Петра Николаевича – в «Дюльбер». Задорожный объяснял перемещение Романовых в «Дюльбер» тем, что имение легче охранять от «несознательной части матросов». В течение 5 месяцев Севастопольский Совет охранял Романовых от поползновений других Советов, особенно Ялтинского, порывавшегося несколько раз арестовать сидельцев. Позднее Ф.Ф.Юсупов, в.кн. Ольга Александровна и в.кн.Гавриил Константинович говорили, что «севастопольский комиссар Задорожный был своим человеком, только прикидывающимся большевиком».

Последние дни Романовых в Крыму Революционные матросы, явившиеся для обыска по распоряжению Севастопольского Совета на виллу Дюльбер.  Фото кн. Романа Романова. 1917 г.

Последние дни Романовых в Крыму

Революционные матросы, явившиеся для обыска по распоряжению Севастопольского Совета на виллу Дюльбер. Фото кн. Романа Романова. 1917 г.

Последние дни Романовых в Крыму Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна на английском корабле «Мальборо»

Последние дни Романовых в Крыму

  • Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна на английском корабле «Мальборо»
1920-й стал годом массовой эвакуации из России, вызванной поражением Белого движения на фронтах гражданской войны. «Мы шли в сухой и пыльной мгле  По раскаленной крымской глине.  Бахчисарай, как хан в седле,  Дремал в глубокой котловине  И в этот день в Чуфут-кале,  Сорвав бессмертники сухие,  Я выцарапал на скале:  Двадцатый год — прощай Россия!» Н. Туроверов

1920-й стал годом массовой эвакуации из России, вызванной поражением Белого движения на фронтах гражданской войны.

«Мы шли в сухой и пыльной мгле По раскаленной крымской глине. Бахчисарай, как хан в седле, Дремал в глубокой котловине И в этот день в Чуфут-кале, Сорвав бессмертники сухие, Я выцарапал на скале: Двадцатый год — прощай Россия!»

Н. Туроверов

Ноябрь 1920…Эвакуация… В Севастополе, Феодосии, Керчи, Ялте, других крымских портах для эвакуации было подготовлено более 150 кораблей. Генерал Врангель принял на себя ответственность за военных и гражданских лиц, за всех последовавших за ним в эмиграцию. Вместе с тем он предупреждал о неизвестности дальнейшей судьбы отъезжающих, поскольку ни одно из иностранных государств не дало согласия на приём русских беженцев, а правительство Врангеля не имело возможности оказать им помощь ни в пути, ни в дальнейшем устройстве. Помню горечь соленого ветра,  Перегруженный крен корабля;  Полосою синего фетра  Уходила в тумане земля;  Но ни криков, ни стонов, ни жалоб, Ни протянутых к берегу рук —  Тишина переполненных палуб  Напряглась, как натянутый лук,  Напряглась и такою осталась  Тетива наших душ навсегда.  Черной пропастью мне показалась За бортом голубая вода. Командующий Черноморским флотом контр-адмирал М.А. Кедров и главнокомандующий Русской армией генерал барон П.Н. Врангель на борту крейсера «Генерал Корнилов» во время эвакуации. 15–17 ноября 1920 года

Ноябрь 1920…Эвакуация…

  • В Севастополе, Феодосии, Керчи, Ялте, других крымских портах для эвакуации было подготовлено более 150 кораблей. Генерал Врангель принял на себя ответственность за военных и гражданских лиц, за всех последовавших за ним в эмиграцию. Вместе с тем он предупреждал о неизвестности дальнейшей судьбы отъезжающих, поскольку ни одно из иностранных государств не дало согласия на приём русских беженцев, а правительство Врангеля не имело возможности оказать им помощь ни в пути, ни в дальнейшем устройстве.

Помню горечь соленого ветра, Перегруженный крен корабля; Полосою синего фетра Уходила в тумане земля; Но ни криков, ни стонов,

ни жалоб,

Ни протянутых к берегу рук — Тишина переполненных палуб Напряглась, как натянутый лук, Напряглась и такою осталась Тетива наших душ навсегда. Черной пропастью

мне показалась

За бортом голубая вода.

Командующий Черноморским флотом контр-адмирал М.А. Кедров и главнокомандующий Русской армией генерал барон П.Н. Врангель на борту крейсера «Генерал Корнилов» во время эвакуации. 15–17 ноября 1920 года

 Дальнейшие наши пути полны неизвестности.

Дальнейшие наши пути полны неизвестности.

Ноябрь 1920…Эвакуация…

Ноябрь 1920…Эвакуация…

Отплывавшие в изгнание, в большинстве своём православные верующие, ощущали особую, библейскую тональность происходившего. В неизвестность со своей паствой отбывали и церковные иерархи Временного Высшего Церковного Управления, составившие затем ядро епископата Русской Православной Церкви Заграницей. Вместе с воинами и гражданскими беженцами Россию покинула чудотворная покровительница русского воинства – Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», в будущем – главная святыня Русского Зарубежья
  • Отплывавшие в изгнание, в большинстве своём православные верующие, ощущали особую, библейскую тональность происходившего. В неизвестность со своей паствой отбывали и церковные иерархи Временного Высшего Церковного Управления, составившие затем ядро епископата Русской Православной Церкви Заграницей. Вместе с воинами и гражданскими беженцами Россию покинула чудотворная покровительница русского воинства – Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», в будущем – главная святыня Русского Зарубежья
Русская культура за рубежом

Русская культура за рубежом

Русская культура за рубежом  За пределами России оказались известные писатели, ученые, артисты, художники, музыканты. По разным причинам и в разное время родину покинули А.Аверченко, К.Бальмонт, И.Бунин, З.Гиппиус, Д.Мережковский, А.Куприн, Игорь Северянин, Саша Черный, М.Цветаева, А.Толстой, П.Милюков, П.Струве, Н.Бердяев, Н.Лосский, П.Сорокин, А.Бенуа, К.Коровин, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и многие другие выдающиеся деятели русской культуры .

Русская культура за рубежом

За пределами России оказались известные писатели, ученые, артисты, художники, музыканты. По разным причинам и в разное время родину покинули А.Аверченко, К.Бальмонт, И.Бунин, З.Гиппиус, Д.Мережковский, А.Куприн, Игорь Северянин, Саша Черный, М.Цветаева, А.Толстой, П.Милюков, П.Струве, Н.Бердяев, Н.Лосский, П.Сорокин, А.Бенуа, К.Коровин, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и многие другие выдающиеся деятели русской культуры .

Русская культура за рубежом

Русская культура за рубежом

певец Ф.И.Шаляпин Время, когда жил и творил Федор Иванович Шаляпин смело можно назвать Золотым веком русского искусства. Его современниками и партнерами по сцене были: Э. Карузо, Т. Руффо, Л. Собинов, А. Нежданова. Начинал Шаляпин свою деятельность на Императорской сцене под руководством Э.Направника, а стал знаменитым певцом в Частной опере С.И. Мамонтова, где познакомился и подружился с такими художниками как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, братья В. и А. Васнецовы. Картины этих художников, как и прежде, можно увидеть в шаляпинском доме . портрет работы Б. М. Кустодиева

певец Ф.И.Шаляпин

  • Время, когда жил и творил Федор Иванович Шаляпин смело можно назвать Золотым веком русского искусства.
  • Его современниками и партнерами по сцене были: Э. Карузо, Т. Руффо, Л. Собинов, А. Нежданова. Начинал Шаляпин свою деятельность на Императорской сцене под руководством Э.Направника, а стал знаменитым певцом в Частной опере С.И. Мамонтова, где познакомился и подружился с такими художниками как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, братья В. и А. Васнецовы. Картины этих художников, как и прежде, можно увидеть в шаляпинском доме .

портрет работы Б. М. Кустодиева

композитор С. Рахманинов  Рахманинов принадлежал к той породе музыкантов, которые убежденно считали мелодию важнейшим элементом музыки, наиболее гибко проникающим в глубь явления и наиболее точно воссоздающим самые существенные его черты. Но воссоздающим так, что слушателей захватывает и правдивость отражения, отображения действительности, и специфическая манера одноголосного изложения, доставляющая особую эстетическую радость. Манеру эту в просторечии называют мелодичностью.

композитор С. Рахманинов

Рахманинов принадлежал к той породе музыкантов, которые убежденно считали мелодию важнейшим элементом музыки, наиболее гибко проникающим в глубь явления и наиболее точно воссоздающим самые существенные его черты. Но воссоздающим так, что слушателей захватывает и правдивость отражения, отображения действительности, и специфическая манера одноголосного изложения, доставляющая особую эстетическую радость. Манеру эту в просторечии называют мелодичностью.

композитор А. Глазунов;   Глазунов А. — один из крупнейших русских композиторов, продолжавших традиции

композитор А. Глазунов;

  • Глазунов А. — один из крупнейших русских композиторов, продолжавших традиции "Могучей кучки" и Чайковского в конце 19 — начале 20 вв. Основное место в его творчестве занимают жанры симфонической музыки. Г. автор 8 симфоний. В них эпическая монументальность и яркий народно-жанровый колорит соединяются с высоким конструктивным мастерством. Музыка Глазунова А . отличается теплотой, искренностью, ясностью и уравновешенностью эмоционального строя.
И. Бунин Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Бунин говорил: все эти возвышенные слова, дивной красоты песни,

И. Бунин

  • Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Бунин говорил: все эти возвышенные слова, дивной красоты песни, "собоpы-все это нужно, все это создавалось веками...". Одним из источников его творчества была наpодная pечь
  • В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия, как он считал, пpежде всего за "Жизнь Аpсеньева"
А. Куприн В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу

А. Куприн

  • В течение первого десятилетия 1900-х годов талант Куприна достигает наивысшего расцвета. В 1909 году писатель получил за три тома художественной прозы академическую Пушкинскую премию, поделив её с И. А. Буниным. В 1912 году в издательстве Л. Ф. Маркса выходит собрание его сочинений в приложении к популярному журналу "Нина".
  • Очень скучал по Родине. Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде.
М. Цветаева Наряду с Анной Ахматовой, Марина Цветаева занимает в данное время первенствующее место среди русских поэтесс. Ее своеобразный стих, полная внутренняя свобода, лирическая сила, неподдельная искренность и настоящая женственность настроений — качества, никогда ей не изменяющие. Вспоминая свою мучительную жизнь в Москве, я вспомнил также целый ряд ее чарующих стихотворений и изумительных стихотвореньиц ее семилетней девочки Али. Эти строки должны быть напечатаны, и, несомненно, они найдут отклик во всех, кто чувствует поэзию. Константин БАЛЬМОНТ

М. Цветаева

  • Наряду с Анной Ахматовой, Марина Цветаева занимает в данное время первенствующее место среди русских поэтесс. Ее своеобразный стих, полная внутренняя свобода, лирическая сила, неподдельная искренность и настоящая женственность настроений — качества, никогда ей не изменяющие.
  • Вспоминая свою мучительную жизнь в Москве, я вспомнил также целый ряд ее чарующих стихотворений и изумительных стихотвореньиц ее семилетней девочки Али. Эти строки должны быть напечатаны, и, несомненно, они найдут отклик во всех, кто чувствует поэзию.
  • Константин БАЛЬМОНТ
К Бальмонт;   Поэт очень болезненно переживал разлуку с Родиной:

К Бальмонт;

  • Поэт очень болезненно переживал разлуку с Родиной: "...нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться". Тоска по родине, отрыв от родной почвы, утрата корней ("Мое сердце в России, а я здесь, у океана. Бытие неполное",- писал он одному из корреспондентов) - вот основные темы эмигрантского периода творчества, нашедшие отражение в стихотворениях "Прощание с древом", "Узник", "Просветы", "Сны", "Она", "Россия", "Мое - ей", "Я русский" и др.
 И.С.Шмелев «Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев – самый русский. Ни на минуту в своем душевном горении он не перестает думать о России и мучиться ее несчастьями.»  К.Бальмонт.

И.С.Шмелев

«Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев – самый русский. Ни на минуту в своем душевном горении он не перестает думать о России и мучиться ее несчастьями.»

К.Бальмонт.

Солнце   мертвых
  • Солнце   мертвых " - трагическое повествование о кровавых событиях Гражданской войны в России, унесшей жизнь единственного сына И. Шмелева . "Страшней этой книги - есть ли в русской литературе?" - заметил А.Солженицын. "Лето Господне", одно из последних произведений И. Шмелева , признано вершиной творчества автора, пронизано светом, любовью и теплыми воспоминаниями. « Солнце   мертвых » – глубоко личностная книга, в которой каждая конкретная деталь вырастает в библейское по духу обобщение. Да и сам стиль  Шмелева  – библейский. Ритмика его книги перекликается с ритмикой и напевностью псалмов царя Давида. Писатель переплавил в творческой реторте самый разнородный материал и создал нечто небывалое, ранее невиданное. 
Художник К. Коровин.   Коровин хорошо знал западную живопись, высоко ценил достижения импрессионистов. Это сказалось на творчестве художника: его парижские работы наиболее импрессионистичны. К. А. Коровин мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров. Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов.

Художник К. Коровин.

  • Коровин хорошо знал западную живопись, высоко ценил достижения импрессионистов. Это сказалось на творчестве художника: его парижские работы наиболее импрессионистичны. К. А. Коровин мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров. Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов.
Картины К.Коровина

Картины К.Коровина

Художник Н. Рерих.    Творчество Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

Художник Н. Рерих.

  • Творчество Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.
Картины Н.Рериха

Картины Н.Рериха

ГЕРОИНЯ ФРАНЦИИ Музей инвалидов в Париже — специальное место для захоронения ветеранов войны. Его построил архитектор Брюан, выполнивший поручение короля-“солнце” Людовика XIV. 407 лет прошло с тех пор, как в Музее инвалидов были торжественно погребены первые останки великих людей Франции, храбрейших ее солдат. Восемь лет назад такой же чести была удостоена кабардинка Ирина (Елмасхан) Хагундокова, единственная женщина, похароненная в Пантеоне.

ГЕРОИНЯ ФРАНЦИИ

  • Музей инвалидов в Париже — специальное место для захоронения ветеранов войны. Его построил архитектор Брюан, выполнивший поручение короля-“солнце” Людовика XIV. 407 лет прошло с тех пор, как в Музее инвалидов были торжественно погребены первые останки великих людей Франции, храбрейших ее солдат.
  • Восемь лет назад такой же чести была удостоена кабардинка Ирина (Елмасхан) Хагундокова, единственная женщина, похароненная в Пантеоне.
Урок разработан учителем русского языка и литературы Дёминой Еленой Фёдоровной.

Урок разработан учителем русского языка и литературы Дёминой Еленой Фёдоровной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!