СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку информатики 7 класс. Урок 2. Информация и знания. Восприятие и представление информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку информатики 7 класс. Урок 2. Информация и знания. Восприятие и представление информации»

 Информация и знания Восприятие и представление информации Информация и знания Восприятие и представление информации

Информация и знания

Восприятие и представление информации

Информация и знания

Восприятие и представление информации

План Сообщения-знания-информация Классификация знаний Информативность сообщений Восприятие информации Информация и письменность Языки естественные и формальные Формы представления информации Источники информации Информация об авторах План Сообщения-знания-информация Классификация знаний Информативность сообщений Восприятие информации Информация и письменность Языки естественные и формальные Формы представления информации

План

  • Сообщения-знания-информация
  • Классификация знаний
  • Информативность сообщений
  • Восприятие информации
  • Информация и письменность
  • Языки естественные и формальные
  • Формы представления информации
  • Источники информации
  • Информация об авторах

План

  • Сообщения-знания-информация
  • Классификация знаний
  • Информативность сообщений
  • Восприятие информации
  • Информация и письменность
  • Языки естественные и формальные
  • Формы представления информации

Сообщения-знания-информация Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений. Информация пополняет знания человека. К слову «информация» люди привыкли очень давно. Всё, что знаем, мы когда-то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. Это информация. В свою очередь всё, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация. Учеба в школе – это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше мы учимся, тем больше информации содержит наша память. А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания.

Сообщения-знания-информация

  • Информация для человека – это содержание получаемых им сообщений. Информация пополняет знания человека.

К слову «информация» люди привыкли очень давно. Всё, что знаем, мы когда-то узнали от родителей, учителей, из книг, из личного практического опыта и сохранили в своей памяти. Это информация. В свою очередь всё, что написано в книгах, журналах, газетах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.

Учеба в школе – это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше мы учимся, тем больше информации содержит наша память.

А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания.

Информация и знания Классификация знаний Декларативные знания Я знаю что … Знания: О событиях О свойствах объекта О явлениях О зависимостях Процедурные знания Я знаю как… Знания, определяющие действия для достижения каких-либо целей (3)    Знания Все знания можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что…». Такие знания принято называть декларативными (от слова «декларация», что означает «утверждение», «сообщение»). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал – самое глубокое в мире пресноводное озеро), зависимостях (теорема Пифагора). Знания второй группы, начинаются со слов «Я знаю, как…». Называются процедурными . Они определяют действия для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры). Классификация знаний – очень важный вопрос для науки. Данное выше разделение знаний на декларативные и процедурные является одним из возможных, но не единственным. 4

Информация и знания Классификация знаний

Декларативные знания

Я знаю что

  • Знания:
  • О событиях
  • О свойствах объекта
  • О явлениях
  • О зависимостях

Процедурные знания

Я знаю как…

  • Знания, определяющие действия для достижения каких-либо целей (3)

Знания

Все знания можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что…». Такие знания принято называть декларативными (от слова «декларация», что означает «утверждение», «сообщение»). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал – самое глубокое в мире пресноводное озеро), зависимостях (теорема Пифагора).

Знания второй группы, начинаются со слов «Я знаю, как…». Называются процедурными . Они определяют действия для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).

Классификация знаний – очень важный вопрос для науки. Данное выше разделение знаний на декларативные и процедурные является одним из возможных, но не единственным.

4

Информативность сообщения Сообщения делятся на: Информативные Неинформативные (5) Информативное сообщение, которое является новым – «Гепард на расстоянии 200-300 м может обогнать автомобиль мчась со скоростью более 100км/час». Информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитанного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях, и т.п. Сообщение, которое пополняет наши знания, называют информативным. Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, мы не пополним своих знаний (если, конечно, не знаем китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, называют неинформативными сообщениями. (4) Неинформативные сообщение – «Кремль находится в Москве» 4

Информативность сообщения

Сообщения делятся на:

  • Информативные
  • Неинформативные

(5)

Информативное сообщение, которое является новым – «Гепард на расстоянии 200-300 м может обогнать автомобиль мчась со скоростью более 100км/час».

Информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитанного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях, и т.п. Сообщение, которое пополняет наши знания, называют информативным. Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, мы не пополним своих знаний (если, конечно, не знаем китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, называют неинформативными сообщениями.

(4)

Неинформативные сообщение – «Кремль находится в Москве»

4

Информативность сообщений Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному(новому), от простого к сложному. И тогда каждое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новую  информацию для человека. Информативность сообщений Понятность Новизна Принцип последовательности в обучении Для того, чтобы сообщение было информативным, оно должно быть понятно принимающему его человеку. Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными. Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному(новому), от простого к сложному. И тогда каждое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новому информацию для человека. Информативное сообщение содержит новые сведения, ранее не известные человеку. Новые знания Логическая связь Сообщение несёт информацию(является информативным) если в нём содержится сведения новые и понятные для человека. (1) 4

Информативность сообщений

Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному(новому), от простого к сложному. И тогда каждое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новую

информацию для человека.

Информативность сообщений

Понятность

Новизна

Принцип последовательности в обучении

Для того, чтобы сообщение было информативным, оно должно быть понятно принимающему его человеку.

Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.

Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному(новому), от простого к сложному. И тогда каждое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новому информацию для человека.

Информативное сообщение содержит новые сведения, ранее не известные человеку.

Новые знания

Логическая связь

Сообщение несёт информацию(является информативным) если в нём содержится сведения новые и понятные для человека. (1)

4

Восприятие информации Человек воспринимает информацию из внешнего мира при помощи всех своих органов чувств, которые являются информационными каналами, связывающими человека  с внешним миром. (1) Зрение Слух Осязание Восприятие информации Человек воспринимает информацию из внешнего мира при помощи всех своих органов чувств, которые являются информационными каналами, связывающие человека с внешним миром. Существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств. Через которые она поступает: через зрение мы получаем информацию в виде изображения; через слух воспринимается информация в звуковом виде; через обоняние воспринимается информация в виде запахов; через вкус – информация от вкусовых ощущений; через осязание – информация в виде осязательных (тактильных) ощущений.  Обоняние Вкус (3) 4

Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из внешнего мира при помощи всех своих органов чувств, которые являются информационными каналами, связывающими человека

с внешним миром. (1)

Зрение

Слух

Осязание

Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из внешнего мира при помощи всех своих органов чувств, которые являются информационными каналами, связывающие человека с внешним миром.

Существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств. Через которые она поступает:

  • через зрение мы получаем информацию в виде изображения;
  • через слух воспринимается информация в звуковом виде;
  • через обоняние воспринимается информация в виде запахов;
  • через вкус – информация от вкусовых ощущений;
  • через осязание – информация в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Обоняние

Вкус

(3)

4

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи , и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания. (2) 4

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи , и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Можно сказать, что зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других каналов. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

(2)

4

Информация и письменность

символы слова фразы

Звуковая

письменность

символ + символ + . . . = слово слово + слово + . . . = фраза

иероглиф = слово фразы

Китайская (древне-шумерская, древне-египетская) письменность

Идеографическая

письменность

Слоговая

письменность

значок = слог слова фразы

Японское письмо

Информация и письменность

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку.

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т.е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т.п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых, и других знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов – фразы. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь. Сначала появилась речь, потом – письменность. Письменность нужна для того, чтобы фиксировать на бумаге человеческую речь.

Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. В ней отдельные буквы или сочетания букв обозначают звуки речи, а знаки препинания – паузы, интонацию. А вот китайская письменность называется идеографической. В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова. А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма – это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например дорожные знаки – это пиктограммы.

пиктограмма = понятие (сообщение)

Пиктографическая

письменность

Примеры: дорожные знаки, значки на рабочем столе Windows .

(3)

4

Языки естественные  и формальные  Язык – это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме. Естественные языки имеют как устную так и письменную форму. Примеры: русский, английский, итальянский языки. Формальные языки как правило несут профессиональный характер. (1) Языки естественные и формальные Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы. Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, эти языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математически; нотную грамоту – формальным языком музыки. 4

Языки естественные и формальные

  • Язык – это знаковый способ представления информации. Общение на языках – это процесс передачи информации в знаковой форме.
  • Естественные языки имеют как устную так и письменную форму. Примеры: русский, английский, итальянский языки.
  • Формальные языки как правило несут профессиональный характер. (1)

Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, эти языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математически; нотную грамоту – формальным языком музыки.

4

Естественные ЯЗЫКИ  Формальные ЯЗЫКИ  Формы представления информации человеком  ЯЗЫК – это знаковый способ представления информации    Графическая форма представления информации  Формы представления информации человеком: - текст на естественном языке в устной или письменной форме; - графическая форма: рисунки, карты, схемы, графики, диаграммы; - символы формального языка: числа, математические и химические формулы, ноты, дорожные знаки пр. Мимика и жесты                 (3) 11

Естественные ЯЗЫКИ

Формальные ЯЗЫКИ

Формы представления информации человеком

ЯЗЫК – это знаковый способ

представления информации

Графическая форма

представления

информации

Формы представления информации человеком:

- текст на естественном языке в устной или письменной форме;

- графическая форма: рисунки, карты, схемы, графики, диаграммы;

- символы формального языка: числа, математические и химические формулы, ноты, дорожные знаки пр.

Мимика и жесты

       

(3)

11

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ Информация и знания Информационные процессы Представление информации Внутренняя п а м я т ь  Символьная ф о р м а ( я з ы к и )  Х р а н е н и е информации Классификация з н а н и й  Графическая ф о р м а В н е ш н я я п а м я т ь  Декларативные з н а н и я   Естественные я з ы к и  Формальные я з ы к и  Передача информации Процедурные з н а н и я  Источник информации Измерение информации алфавитный подход Восприятие информации Информационный канал Сводная таблица по теме: «Человек и информация»  Мощность алфавита  Информационный вес символа  Информационный объем текста Приемник информации  ОРГАНЫ ЧУВСТВ  информационные  каналы человека  ( зрение, слух, вкус,  осязание, обоняние )  Обработка информации Единицы информации: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт  Поиск информации (3) 11

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

Информация и знания

Информационные процессы

Представление информации

Внутренняя

п а м я т ь

Символьная

ф о р м а

( я з ы к и )

Х р а н е н и е

информации

Классификация

з н а н и й

Графическая

ф о р м а

В н е ш н я я

п а м я т ь

Декларативные

з н а н и я

Естественные

я з ы к и

Формальные

я з ы к и

Передача информации

Процедурные

з н а н и я

Источник информации

Измерение информации

алфавитный подход

Восприятие

информации

Информационный канал

Сводная таблица по теме: «Человек и информация»

  • Мощность алфавита
  • Информационный вес символа
  • Информационный объем текста

Приемник информации

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

информационные

каналы человека

( зрение, слух, вкус,

осязание, обоняние )

Обработка информации

Единицы информации: бит, байт,

килобайт, мегабайт, гигабайт

Поиск информации

(3)

11

ВОПРОСЫ: Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется: а) Способом передачи сообщения б) Временем приема сообщения в) Наличием новых знаний и понятностью а) Способом передачи сообщения б) Временем приема сообщения в) Наличием новых знаний и понятностью

ВОПРОСЫ:

  • Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:

а) Способом передачи сообщения

б) Временем приема сообщения

в) Наличием новых знаний и понятностью

  • а) Способом передачи сообщения б) Временем приема сообщения в) Наличием новых знаний и понятностью

2. Из предложенных сообщений выбрать декларативное а) А. С. Пушкин – великий поэт б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются в) На улице сегодня замечательная погода. г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок. а) А. С. Пушкин – великий поэт б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются в) На улице сегодня замечательная погода. г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.

2. Из предложенных сообщений выбрать декларативное

а) А. С. Пушкин – великий поэт

б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются

в) На улице сегодня замечательная погода.

г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.

  • а) А. С. Пушкин – великий поэт б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются в) На улице сегодня замечательная погода. г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.
3. Из предложенных сообщений выбрать процедурное: Чтоб открыть дверь, нужно вставить ключ в замок. Земля круглая. Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение делить на известный множитель.

3. Из предложенных сообщений выбрать процедурное:

  • Чтоб открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.
  • Земля круглая.
  • Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение делить на известный множитель.
4. Что может означать запись 15-10 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда , ученика на уроке математики?

4. Что может означать запись 15-10 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда , ученика на уроке математики?

  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 1,2 (читать, учить определения). Письменно выполнить задания 1-3.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§ 1,2 (читать, учить определения). Письменно выполнить задания 1-3.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!