СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку»

Определяем проблему урока   «Умница!» — сказала мама.   2. «Что же ты за непоседа !» — воскликнула бабушка.

Определяем проблему урока

  • «Умница!» — сказала мама.

2. «Что же ты за непоседа !» — воскликнула бабушка.

         Имена существительные  общего рода   Тема:

Имена существительные общего рода

  • Тема:
Цели урока:  Узнать …   Научиться…

Цели урока:

Узнать …

Научиться…

 Цели урока:   Узнать, какие существительные относятся к общему роду; научиться их правильно употреблять в речи;

Цели урока:

  • Узнать, какие существительные относятся к общему роду;
  • научиться их правильно употреблять в речи;
Задание: отгадайте , о ком идет речь – о мальчике или девочке. Работа по учебнику. Упр. 197   «Умница!» – сказала бабушка внуку.   Тихоня не торопился домой.   Наша Маша – хвастунишка. Как можно определить, к какому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка?  Что обозначают данные слова?

Задание: отгадайте , о ком идет речь – о мальчике или девочке. Работа по учебнику. Упр. 197

«Умница!» – сказала бабушка внуку.

Тихоня не торопился домой.

Наша Маша – хвастунишка.

  • Как можно определить, к какому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка?
  • Что обозначают данные слова?
Умница – внук ( мужской род) Тихоня – торопился ( а не торопилась), (мужской род) Хвастунишка – Маша (женский род)  Вывод : Некоторые существительные с окончанием -а (-я),обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные ОБЩЕГО РОДА.

Умница внук ( мужской род)

Тихоняторопился ( а не торопилась), (мужской род)

ХвастунишкаМаша (женский род)

Вывод : Некоторые существительные с окончанием -а (-я),обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные

ОБЩЕГО РОДА.

 Обратите внимание на схему, род данных существительных мы определяем по половому признаку, если существительное обозначает лиц мужского пола-то это мужской род, если лиц женского пола – то это женский род. род пол мужской женский

Обратите внимание на схему, род данных существительных мы определяем по половому признаку, если существительное обозначает лиц мужского пола-то это мужской род, если лиц женского пола – то это женский род.

род

пол

мужской

женский

Задание: Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в предложениях.  « Какая же ты неряха !» - сказала мама сыну.   Сирота Петя оказалась в трудном положении.   Хитрая забияка Миша снова разлил кружку молока.   Тихоня Маша боялся ответить урок.  Вывод: Чтобы правильно согласовать имена прилагательные, местоимения или глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, надо знать, о ком  ( мужчине или женщине, мальчике или девочке )  говорится в предложении

Задание: Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в предложениях.

« Какая же ты неряха !» - сказала мама сыну.

Сирота Петя оказалась в трудном положении.

Хитрая забияка Миша снова разлил кружку молока.

Тихоня Маша боялся ответить урок.

Вывод: Чтобы правильно согласовать имена прилагательные, местоимения или глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, надо знать, о ком  ( мужчине или женщине, мальчике или девочкеговорится в предложении

 Словарная работа

Словарная работа

Словарная работа грязнуля трудяга ябеда умница соня молодчина зазнайка   работяга лежебока самоучка белоручка чистюля непоседа всезнайка  Вывод: слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола.

Словарная работа

грязнуля трудяга

ябеда умница

соня молодчина

зазнайка работяга

лежебока самоучка

белоручка чистюля

непоседа всезнайка

Вывод: слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола.

Невежи и невежды Проверьте себя Невежда – малообразованный человек Невежа – грубый, невоспитанный человек Что общего у этих слов? Раньше эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать (знать). В современном русском языке значения этих слов разошлись. Это существительные общего рода.

Невежи и невежды

Проверьте себя

Невежда – малообразованный человек

Невежа –

грубый, невоспитанный человек

Что общего у этих слов?

Раньше эти слова имели одно значение. Они были

однокоренными со словом ведать (знать). В современном

русском языке значения этих слов разошлись.

Это существительные общего рода.

  Ф Самопроверка и самооценивание по образцу  Работа по учебнику. Упр. 200, стр. 114    Задание: найти соответствия между словами и их лексическими значениями и отметить стрелками. Цель задания: проверить понимание значений слов. Критерии: понимает значения слов. Действие учащихся: ученики письменно выполняют задание и сверяют с ответами на экране. Очень трудолюбивый, старательный человек разиня Умный человек плакса Неопрятный, грязный человек зазнайка Тот, кто много и часто плачет грязнуля Рассеянный, невнимательный человек трудяга Человек, который зазнается умница

Ф Самопроверка и самооценивание по образцу Работа по учебнику. Упр. 200, стр. 114

  • Задание: найти соответствия между словами и их лексическими значениями и отметить стрелками.

Цель задания: проверить понимание значений слов.

Критерии:

  • понимает значения слов.

Действие учащихся: ученики письменно выполняют задание и сверяют с ответами на экране.

  • Очень трудолюбивый, старательный человек разиня
  • Умный человек плакса
  • Неопрятный, грязный человек зазнайка
  • Тот, кто много и часто плачет грязнуля
  • Рассеянный, невнимательный человек трудяга
  • Человек, который зазнается умница
Ответ Очень трудолюбивый, старательный человек - трудяга Умный человек - умница Неопрятный, грязный человек - грязнуля Тот, кто много и часто плачет - плакса Рассеянный, невнимательный человек - разиня Человек, который зазнается - зазнайка

Ответ

Очень трудолюбивый, старательный человек - трудяга

Умный человек - умница

Неопрятный, грязный человек - грязнуля

Тот, кто много и часто плачет - плакса

Рассеянный, невнимательный человек - разиня

Человек, который зазнается - зазнайка

Физкультминутка.  Стратегия «Где моя пара?» Объединяются в пары и обсуждают свои записи по теме, приводят примеры.

Физкультминутка. Стратегия «Где моя пара?»

Объединяются в пары и обсуждают свои записи по теме, приводят примеры.

Запомните! Упражнение 199, стр. 114  Инженер, строитель, агроном, экономист, секретарь, кондуктор, архитектор, профессор,программист, маляр,вахтер.  Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода. Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт

Запомните!

Упражнение 199, стр. 114

Инженер, строитель, агроном, экономист, секретарь, кондуктор, архитектор, профессор,программист, маляр,вахтер.

  • Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода.

Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт

 Найдите предложение с  грамматической ошибкой. 1) Писатель талантливо рассказал о том, что его волнует. 2) Нужно проявлять большую заботу о детях. 3) Она прекрасная педагог. 4) Мы радовались успехам выпускников. Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

Найдите предложение с грамматической ошибкой.

  • 1) Писатель талантливо рассказал о том, что его волнует.
  • 2) Нужно проявлять большую заботу о детях.
  • 3) Она прекрасная педагог.
  • 4) Мы радовались успехам выпускников.

Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

Существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по  должности, по роду занятий , обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванов а .
  • Существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий , обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванов а .
 Творческое задание  Прием «Трёхминутное эссе»  Написать эссе на тему «Положительные и отрицательные качества людей»  с употреблением существительных общего рода. Критерии оценивания письменной работы: Полнота раскрытия темы; Использование существительных общего рода; Использование вводных слов; Достаточный словарный запас;

Творческое задание

Прием «Трёхминутное эссе»

  • Написать эссе на тему «Положительные и отрицательные качества людей» 
  • с употреблением существительных общего рода.
  • Критерии оценивания письменной работы:
  • Полнота раскрытия темы;
  • Использование существительных общего рода;
  • Использование вводных слов;
  • Достаточный словарный запас;
При выполнении задания можете использовать вводные слова/словосочетания: 1. В значении выражения чувств, эмоций:  к сожалению, к счастью, к удивлению, на радость; 2. Для оценки говорящим степени достоверности сообщаемого: конечно, несомненно, пожалуй, возможно, кажется, должно быть, разумеется, думаю; 3. Для указания на источник сообщаемого : по-моему, по словам, говорят, по мнению; 4. Для связи мыслей и последовательности их изложения: во-первых, наоборот, таким образом, с одной стороны, с другой стороны.

При выполнении задания можете использовать вводные слова/словосочетания:

1. В значении выражения чувств, эмоций:

к сожалению, к счастью, к удивлению, на радость;

2. Для оценки говорящим степени достоверности сообщаемого: конечно, несомненно, пожалуй, возможно, кажется, должно быть, разумеется, думаю;

3. Для указания на источник сообщаемого : по-моему, по словам, говорят, по мнению;

4. Для связи мыслей и последовательности их изложения: во-первых, наоборот, таким образом, с одной стороны, с другой стороны.

  Оцени выступления одноклассников!  Прием «Две звезды и одно пожелание»   1. 2. 3 .Одно пожелание __________________________

Оцени выступления одноклассников! Прием «Две звезды и одно пожелание»

  • 1.
  • 2.
  • 3 .Одно пожелание __________________________

Работа с текстом. Стр. Стр.113. Прочитаем текст по ролям: слова автора, вожатая, мальчик. Какова основная мысль этого текста? Озаглавьте текст, используя существительные общего рода.

Работа с текстом. Стр.

  • Стр.113.
  • Прочитаем текст по ролям: слова автора, вожатая, мальчик.
  • Какова основная мысль этого текста? Озаглавьте текст, используя существительные общего рода.
Рефлексия Дополните предложения своими впечатлениями по уроку * На уроке я … *Понял(а) … *Научился(ась) … *Самый большой мой успех ̶ это … *Я не знал(а), а теперь знаю … *Я не умел(а), а теперь умею… *Я изменил(а) свое отношение к … *На следующем уроке я хочу …

Рефлексия

  • Дополните предложения своими впечатлениями по уроку
  • * На уроке я
  • *Понял(а) …
  • *Научился(ась) …
  • *Самый большой мой успех ̶ это …
  • *Я не знал(а), а теперь знаю …
  • *Я не умел(а), а теперь умею…
  • *Я изменил(а) свое отношение к …
  • *На следующем уроке я хочу …
Домашняя работа Упр. 204, стр. 115 Составить синквейн к слову РОД

Домашняя работа Упр. 204, стр. 115

Составить синквейн к слову РОД


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!