Определяем проблему урока
- «Умница!» — сказала мама.
2. «Что же ты за непоседа !» — воскликнула бабушка.
Имена существительные общего рода
Цели урока:
Узнать …
Научиться…
Цели урока:
- Узнать, какие существительные относятся к общему роду;
- научиться их правильно употреблять в речи;
Задание: отгадайте , о ком идет речь – о мальчике или девочке. Работа по учебнику. Упр. 197
«Умница!» – сказала бабушка внуку.
Тихоня не торопился домой.
Наша Маша – хвастунишка.
- Как можно определить, к какому роду относятся слова умница, тихоня, хвастунишка?
- Что обозначают данные слова?
Умница – внук ( мужской род)
Тихоня – торопился ( а не торопилась), (мужской род)
Хвастунишка – Маша (женский род)
Вывод : Некоторые существительные с окончанием -а (-я),обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные
ОБЩЕГО РОДА.
Обратите внимание на схему, род данных существительных мы определяем по половому признаку, если существительное обозначает лиц мужского пола-то это мужской род, если лиц женского пола – то это женский род.
род
пол
мужской
женский
Задание: Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в предложениях.
« Какая же ты неряха !» - сказала мама сыну.
Сирота Петя оказалась в трудном положении.
Хитрая забияка Миша снова разлил кружку молока.
Тихоня Маша боялся ответить урок.
Вывод: Чтобы правильно согласовать имена прилагательные, местоимения или глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, надо знать, о ком ( мужчине или женщине, мальчике или девочке ) говорится в предложении
Словарная работа
Словарная работа
грязнуля трудяга
ябеда умница
соня молодчина
зазнайка работяга
лежебока самоучка
белоручка чистюля
непоседа всезнайка
Вывод: слова общего рода могут иметь положительную и отрицательную эмоциональную окраску в характеристике людей, лиц мужского и женского пола.
Невежи и невежды
Проверьте себя
Невежда – малообразованный человек
Невежа –
грубый, невоспитанный человек
Что общего у этих слов?
Раньше эти слова имели одно значение. Они были
однокоренными со словом ведать (знать). В современном
русском языке значения этих слов разошлись.
Это существительные общего рода.
Ф Самопроверка и самооценивание по образцу Работа по учебнику. Упр. 200, стр. 114
- Задание: найти соответствия между словами и их лексическими значениями и отметить стрелками.
Цель задания: проверить понимание значений слов.
Критерии:
Действие учащихся: ученики письменно выполняют задание и сверяют с ответами на экране.
- Очень трудолюбивый, старательный человек разиня
- Умный человек плакса
- Неопрятный, грязный человек зазнайка
- Тот, кто много и часто плачет грязнуля
- Рассеянный, невнимательный человек трудяга
- Человек, который зазнается умница
Ответ
Очень трудолюбивый, старательный человек - трудяга
Умный человек - умница
Неопрятный, грязный человек - грязнуля
Тот, кто много и часто плачет - плакса
Рассеянный, невнимательный человек - разиня
Человек, который зазнается - зазнайка
Физкультминутка. Стратегия «Где моя пара?»
Объединяются в пары и обсуждают свои записи по теме, приводят примеры.
Запомните!
Упражнение 199, стр. 114
Инженер, строитель, агроном, экономист, секретарь, кондуктор, архитектор, профессор,программист, маляр,вахтер.
- Слова врач, профессор, архитектор, депутат, экскурсовод, автор, называющие лицо по профессии, роду деятельности, не относятся к существительным общего рода, а являются существительными мужского рода.
Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт
Найдите предложение с грамматической ошибкой.
- 1) Писатель талантливо рассказал о том, что его волнует.
- 2) Нужно проявлять большую заботу о детях.
- 3) Она прекрасная педагог.
- 4) Мы радовались успехам выпускников.
Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт.
- Существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий , обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванов а .
Творческое задание
Прием «Трёхминутное эссе»
- Написать эссе на тему «Положительные и отрицательные качества людей»
- с употреблением существительных общего рода.
- Критерии оценивания письменной работы:
- Полнота раскрытия темы;
- Использование существительных общего рода;
- Использование вводных слов;
- Достаточный словарный запас;
При выполнении задания можете использовать вводные слова/словосочетания:
1. В значении выражения чувств, эмоций:
к сожалению, к счастью, к удивлению, на радость;
2. Для оценки говорящим степени достоверности сообщаемого: конечно, несомненно, пожалуй, возможно, кажется, должно быть, разумеется, думаю;
3. Для указания на источник сообщаемого : по-моему, по словам, говорят, по мнению;
4. Для связи мыслей и последовательности их изложения: во-первых, наоборот, таким образом, с одной стороны, с другой стороны.
Оцени выступления одноклассников! Прием «Две звезды и одно пожелание»
- 2.
- 3 .Одно пожелание __________________________
Работа с текстом. Стр.
- Прочитаем текст по ролям: слова автора, вожатая, мальчик.
- Какова основная мысль этого текста? Озаглавьте текст, используя существительные общего рода.
Рефлексия
- Дополните предложения своими впечатлениями по уроку
- * На уроке я …
- *Понял(а) …
- *Научился(ась) …
- *Самый большой мой успех ̶ это …
- *Я не знал(а), а теперь знаю …
- *Я не умел(а), а теперь умею…
- *Я изменил(а) свое отношение к …
- *На следующем уроке я хочу …
Домашняя работа Упр. 204, стр. 115
Составить синквейн к слову РОД