Начнем урок русского языка
с хорошего настроения,
Как у нашего солнышка
Тема урока: « Разбор слова по составу»
Цель наша закрепить полученные
знания на прошлых уроках .
Сегодня у нас будет необычный урок.
Мы с вами отправляемся в сказку
Мы должны будем помочь добру победить зло.
отправляемся в сказку
Закрываем глаза и повторяем
По щучьему велению,
По нашему хотению
Пусть мы окажемся в сказке.
В некотором царстве,
в некотором государстве
жил-был Иван-царевич
со своей
женой Василисой Прекрасной.
Жили они в мире и согласии
Однажды собралась Василиса
в соседнее государство навестить
свою сестру, а все свое хозяйство
мужу оставила
и приказывает:
– Везде ходи, за всем присматривай,
только в чулан в подвале не заглядывай.
Царевич не вытерпел: как только
Василиса Прекрасная уехала, тотчас
бросился в подвал. Подошел Иван
к двери, а открыть ее не может.
А на двери слова написаны:
Иван-царевич знать не знает, ведать
не ведает, что значат эти слова.
Ребята, а вы знаете?
корень, суффикс,
приставка,
окончание.
Задание 1.
Дайте определение корня слова.
- это основная часть слова без приставок и суффиксов, в ней заключен смысл слова. Например: рыба, рыбак, рыбный
Дайте определение приставки.
- значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов . Например: поехал, уехал, приехал
Дайте определение суффикса.
- значимая часть слова, находящаяся после и служащая для образования новых слов. Например: работа- работник
Дайте определение окончания.
- часть слова, которая изменяется.
Например: друг, друга, другу
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
Дверь со скрипом отворилась. Глянул Иван-царевич, а там висит дряхлый старичок, на двенадцати цепях прикован.
– Сжалься надо мной, – просит старик царевича. – Дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил совсем в горле пересохло.
Иван подал ему целое ведро воды; Старик выпил и еще запросил. После третьего ведра воды встряхнул он цепями и сразу все двенадцать порвал.
– Спасибо, – говорит – что меня Коша Бессмертного из плена вызволил. Навсегда запомни этот день. Ведь теперь тебе никогда не видать Василисы Прекрасной. И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Василису прекрасную, подхватил ее и унес к себе.
Шестое декабря.
Классная работа.
Тема: «Разбор слова по составу»
Знание и мудрость украшают человека
Царевич горько заплакал. А куда идти, где искать царство Кощея? И тут вспомнил он, что в золотой шкатулке у Василисы хранится волшебный клубочек. Нашел Иван шкатулку, а открыть ее не может.
Задание2.
Работают у доски капитаны команд.
- Укажите корень в словах рыба, рыбка, рыбак.
- Укажите приставку в словах вход, переход, подход.
- Укажите суффикс в словах волчонок, гусенок, лисенок.
- Найдите окончание в словах гора - горы,
вода - воды, поле - поля.
Задание2. Работают у доски капитаны команд.
- Укажите корень в словах рыба, рыбка, рыбак.
- Укажите приставку в словах вход, переход, подход.
- Укажите суффикс в словах волчонок, гусенок, лисенок.
- Найдите окончание в словах гора - горы,
вода - воды, поле - поля.
Открылась шкатулочка. Бросил царевич
клубочек на пол и пошел за ним следом.
Долго ли шел, коротко ли, долго дело
делается, да недолго сказка сказывается.
Добрался Иван-царевич до царства Кощея.
Увидала Василиса своего милого,
бросилась к нему на шею,
залилась слезами и промолвила:
– Ах, Иван-царевич, зачем ты меня
не послушался, посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного?
– Прости меня, Василиса Прекрасная, не поминай старого. Лучше поедем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного. Авось не догонит?
Собрались, а выехать за ворота не
могут. Впустить впустили ворота, а
обратно не выпускают. Чтобы они
открылись надо выполнить задание.
Задание 3.
работа с учебником.
Страница 102, упражнение 15
Открылись ворота.
Иван царевич и Василиса
Прекрасная уехали.
Кощей тем временем в гостях
был, отдыхал.
- Ребята, вы, наверное, тоже
устали давайте сделаем разминку ?
физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья , начните.
К вечеру Кощей возвращался домой, а под ним добрый конь спотыкается.
– Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь, какую невзгоду?
Отвечает конь:
– Иван-царевич приезжал, Василису Прекрасную увез.
Поскакал Кощей на своем коне, догнал Ивана-царевича.
– Ну, - говорит, - первый раз тебя прощу
за доброту твою, что водой напоил меня;
а в другой раз на куски изрублю.
Отнял у него Василису Прекрасную
и увез.
Поплакал-поплакал Иван-царевич и опять воротился назад за Василисой. А ворота на этот раз его и не впускают, Кощей на них шифр поставил. Помогите царевичу разгадать шифр.
Задание 4. работа с учебником. Страница 102, упражнение 17
Ученик ,портфель , портфеле
Входит царевич во дворец, пробрался в комнату к Василисе она ему говорит:
– За тридевять земель, в тридесятом царстве, живет Баба Яга, у нее есть волшебный конь, который поможет нам быстро ускакать от Кощея.
И вот отправился Иван к Бабе Яге за волшебным конем, несколько дней к ней шел Иван Царевич и наконец пришел
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришел – по своей доброй воле аль по нужде?
– Пришел заслужить у тебя богатырского коня.
– Хорошо. Выполнишь задание – дам тебе богатырского коня, а нет – то не гневайся: тот час тебя в печке зажарю и съем.
Задание 5.
работа с учебником.
Страница 102, упражнение 16
У доски 3 ученика
Верхний
Ширине
Нижний
Делать нечего, отдала Баба Яга царевичу лучшего коня и волшебную булаву в придачу. Приезжает Иван к Василисе. Сели они на коня и поехали.
Почуял что-то неладно Кощей, зашел в комнату к Василисе. А ее нет, понял он что Иван Царевич снова ее забрал, бросился в погоню
Долго ли коротко ли – нагнал Кощей Ивана-царевича, начали они сражаться.
Задание 6.
работа с учебником.
Страница 103, упражнение 19
Раскопках
Ударил Иван Коша Бессмертного волшебной булавой, и победил Кощея. Приехали Иван-царевич и Василиса Прекрасная в свое царство и стали себе жить поживать, да добра наживать.
По щучьему велению,
По нашему хотению
Пусть мы окажемся в классе.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
Страница 103 упражнение 20