Открытый урок по русскому языку на тему:
«Правописание безударных гласных в корне слова»
Задачи:
- учить распознавать данные орфограммы и доказывать правильность своего выбора;
- продолжать работу над предложением и текстом, над разбором слов по составу;
- развивать начальные представления о словообразовании;
- тренировать в грамотном написании словарных слов;
- развивать речь, память, внимание, логическое мышление, творческую активность;
- воспитывать умение работать самостоятельно, воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, способность к преодолению препятствий.
Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД: аргументировать своё мнение.
Оборудование:
· картонные изображения яблок с буквами а, о, и, е, я;
Ход урока
I. Организационные моменты
Проверка готовности рабочих мест.
- Сегодня я предлагаю вам продолжить путешествие – открытие по стране Знаний.
- Скажите, какими качествами должен обладать человек, который отправляется в путешествие – открытие? (Наблюдательным, внимательным, сообразительным, выносливым…).
- Всех внимательных, пытливых
Важные открытия ждут.
По дороге школьных знаний
Вас к успеху приведут!
Работа в тетради.
– Каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа (это место нашего открытия).
- Я думаю, что мы будем работать, совершать открытия «засучив рукава».
- Что это за выражение? (это фразеологизм)
- Когда так говорят?
II. Актуализация знаний
– Внимание на доску! Перед вами кроссворд. Здесь – словарные слова, решив его, вы – называете тему урока.
III. Словарная работа. Кроссворд
Вопросы подготовлены заранее отдельными учащимися.
Огородное растение с завивающимися в кочан листьями, которые употребляют в пищу. (Капуста).
Огородное растение с клубнями, богатыми крахмалом. Подземные клубни этого растения употребляются в пищу. (Картофель).
Кустарниковое ягодное растение с душистыми сладкими ягодами обычно красного цвета. (Малина).
Огородное растение со сладковатым корнеплодом удлиненной формы оранжевого цвета. (Морковь).
Яровой злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу. (Овёс).
- Ребята, где вы взяли эту информацию? (Из БТС русского языка).
- Что можно сказать о словах - отгадках? (Это словарные слова).
IV. Упражнения в написании слов с безударными гласными и парными согласными в корне
1. Составление алгоритма рассуждения.
Какое слово было зашифровано? (Колос).
Данное слово будет являться словарным? (Нет).
А почему? (В нём две орфограммы: безударная гласная в корне слова и парная согласная в корне слова).
Давайте составим алгоритм рассуждения (к первой орфограмме).
1. Подобрать однокоренные слова.
2. Выделить корень.
3. Что такое корень? (Главная часть слова).
4. Подобрать проверочное слово.
- Как? (Следует изменить форму числа проверяемого слова или подобрать к нему однокоренное слово так, чтобы безударный гласный корня был под ударением) - два способа проверки.
- Алгоритм рассуждения ко второй орфограмме (аналогичный).
- Как подобрать проверочное слово? (Надо изменить число или подобрать однокоренное слово с гласным после парного согласного) - два способа проверки.
- Итак, какова же тема нашего урока? (Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова).
- Работать будем под девизом:
“Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно её ставь под ударение”.
Игра "Волшебная яблоня"
- На доске нарисована яблоня, к ветвям прикреплены картонные изображения яблок с буквами а, о, и, е, я. В столбик занесены слова с пропущенными буквами. Тренажер на слайде/
- Ребята, на этой яблоне выросли необычные яблоки. На них написаны буквы. Сорвать яблоко сможет тот, кто найдёт слово, которое подходит к правилу: правописание безударных гласных в корне и обоснует свой выбор.
Вывод. Над каким правилом мы работали? (Правописание безударных гласных в корне слова).
Только ли в корне встречаются безударные гласные? (Не только в корне, но и в других частях слова).
Назовите безударные гласные, которые мы всегда проверяем. (а, о, и, е, я).
Физкультминутка
Работа по учебнику (стр. 105, упражнение 196)
В данных предложениях найдите слова с безударными гласными и парными согласными в корне.
Подчеркните данные орфограммы, выделите корень.
Проверка (устно).
Работа по карточкам.
Вставить пропущенные орфограммы, выделить корень.
Взаимопроверка.
Сдача карточек.
V. Подведение итогов урока
– В завершении нашего путешествия по стране Знаний, ответьте на вопросы:
Над закреплением какой орфограммы мы работали?
Как проверить написание слов с безударной гласной в корне?
- Под каким девизом мы работали?
(“Если гласная у вас вызвала сомнение,
Обязательно её ставь под ударение”.)
- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. (оценки)
VI. Домашнее задание – стр. 106, упражнение 198 (по теме овощей)
Таблица по рефлексии
1. На уроке я работал
Активно / пассивно
2. Своей работой на уроке
Доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
Коротким / длинным
4. За урок я
Не устал / устал
5. Мое настроение
Стало лучше / стало хуже
6. Материал урок мне был
Понятен / не понятен
Интересен / скучен
Легким / трудным
7. Домашнее задание
Интересно / не интересно
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Правописание безударных гласных в корне слова""»