СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфологический разбор имени прилагательного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Морфологический разбор имени прилагательного»

Цели урока:

Предметные - Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Имя прилагательное»

-умение на практике применять теоретические знания об имени прилагательном;

- овладение навыками анализа морфологических признаков имени прилагательного; усвоение правил написания изученных орфограмм в разделе.

Метапредметные: развивать способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний;

- самостоятельное конструирование новых знаний;

- формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;

- создавать целостное видение проблемы.

Личностные: уметь высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать;    - проявлять свою индивидуальность;

- формировать собственное мнение;

-  высказывать его, уметь аргументировать, учиться слышать и слушать другого человека, вызвать интерес к русскому языку

Задачи:

обучающие:  1) закрепление знаний об имени прилагательном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры; 

                       2) повторить грамматические признаки имени прилагательного;

                      3) обучение умению делать морфологический разбор имени прилагательного;

                     4) развивать познавательные интересы к предмету, умения и навыки грамотного письма

                  5) Воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект.

 

развивающие: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения;

воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения к общему дому-планете- Земля, эстетического вкуса.

Предполагаемый  результат: в ходе урока познакомить учащихся с орфоэпическими , грамматическими, лексическими нормами в употребление имён прилагательных,  формировать  коммуникативные умения в использовании  прилагательных ( эпитетов ) в устной и письменной речи, , повторить морфемные признаки имён прилагательных.

 

 

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: презентация.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Формы работы обучающихся: в парах, индивидуальная.

Основные понятия, изучаемые на уроке: морфологические, синтаксические признаки имени прилагательного.

 

Ход урока.

Организационный этап.

Сядьте ровно, улыбнитесь

И друг к другу повернитесь.

Каждый даст свою ладошку

И пожмет ее немножко.

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Залогина Оксана Валерьевна.  Я рада возможности общения с вами и надеюсь, что наш урок будет продуктивным и полезным для вас.

 Мы живем в замечательное время, время открытий и побед, время покорения космического пространства. «Пер аспера ад астра» говорили древние, подразумевая тернистый жизненный путь познания. И наш урок пройдет под таким же девизом: «Через тернии - к звездам».

Сегодня у нас необычный урок — урок-путешествие в Галактику.  9 марта  самому важному человеку в истории XX века — Юрию Алексеевичу Гагарину исполнилось бы 75 лет.

- В каком году был совершён первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 года).

В наше путешествие отправятся несколько экипажей знатоков русского языка. В каждом из них необходимо выбрать капитана. Он и будет корректировать и работу своей маленькой команды.

Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, а вы знаете, на какую планету мы полетим? Вот вам подсказка:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь?  (Имя прилагательное)

Актуализация.

Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах и звездах Галактики «Имя Прилагательное»: «Грамматическая», «Шифровочная», «Экспериментальная» и «Орфографическая». Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету — пройти контроль.

1.Какая часть речи называется именем прилагательным?

2.Какова синтаксическая роль имени прилагательного в предложении?

3.Как изменяется имя прилагательное?

4. С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

6. Что является начальной формой имени прилагательного?

7. Какую форму могут иметь имена прилагательные?

8. Как определить падеж имени прилагательного?

9. Назовите общее грамматическое значение имён прилагательных.

Проблемный вопрос.

С какой точки зрения мы охарактеризовали имя прилагательное? (как часть речи) Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи? (морфологический)

Формулирование темы и целей урока.

Уточните, пожалуйста, тему нашего урока. Для чего нам необходимо исследовать слово как часть речи? (иметь представление о роли прилагательных в речи; уметь их правильно употреблять)

Учебно-практическая деятельность.

Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе.

Перед нами первая планета «Грамматическая»

Задание 1: Прослушайте текст песни, выпишите имена прилагательные и укажите их число, форму.

Песня «Дети Галактики» Квартет

Безмерно, печальных, высокие, бескрайние, самое главное, дорогая.

Образец

Как безмерно оно, притяженье Земли…

Безмерно – имя прилаг., признак предмета.

 

1. Посмотрите на предложение, докажите что слово безмерно прилагательное

Составьте по образцу алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.

С морфологическим разбором какой части речи вы уже знакомы?

Давайте попробуем составить алгоритм морфологического разбора прилагательного. КЛАСТЕР

I Часть речи. Общее значение.

II Морфологические признаки: начальная форма (И.п., ед.ч.,  м.р.); краткая или полная форма; род (в ед.ч); падеж, число.

III Синтаксическая роль.

Мы составили порядок морфологического разбора, т.е схему, алгоритм.  Такой порядок пошаговых действий называют КЛАСТЕРОМ. Это слово пришло к  нам из английского языка.

А теперь давайте произведём письменный разбор прилагательного.

Безмерно(оно) – прилаг.

I Оно (каково?) безмерно

II Н.ф. – безмерный; кратк. форма,  И.п., ед.ч., ср.р.

III Оно (каково есть?) безмерно

Физкультминутка.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да, осмотром я доволена –

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!                      

Закрепление

Станция «Экспериментальная»

- У каждого экипажа данный текст на столах. Сейчас совместно, коллективно попытайтесь восстановить деформированный текст. Экипаж, который справится с заданием быстрее, сигнализирует об этом поднятой рукой и зачитывает получившийся текст.

«Марс – удивительная планета. Она сплошь покрыта слоем космической пыли. Повсюду можно наблюдать неровности: кратеры, расщелины, впадины. Необъятны и непостижимы тайны этой планеты! Космические путешественники внимательно и настойчиво изучают историю её возникновения, природные особенности».

- Скажите, ребята, к какому типу текста относится данный текст? Докажите. (описание, много определений, достаточно нарисовать только одну картинку – изображение планеты)

- Какова его тема? Основная мысль? Как можно озаглавить?

- Какие предложения по интонации содержит данный текст?

- Найдите прилагательные.

- Укажите все признаки каждого прилагательного.

Нас принимает планета «Шифровочная».

1) Учащиеся записывают примеры, выполняют задание, в результате которого находят новое слово.

А) Записать предложение, найти определение и выделить в нем приставку:

Это был беспокойный человек.

Б) Записать предложение, найти корень в сказуемом:

Моряки не страшатся бурь.

В) Добавить суффикс прилагательного прелестный.

Г) Добавить окончание определения:

Огромный шар поднялся в воздух.

- С полученным словом бесстрашный составить предложение.

- Ученики читают свои предложения, одно из них записывают на доске, делают разбор прилагательного бесстрашный.

Бесстрашный – прилаг.

I Поступок (какой?)  бесстрашный

II Н.ф. – бесстрашный; полн. форма,  И.п., ед.ч., м.р.

III Поступок (Какой?) бесстрашный

Немного устали, путешествуя по Галактике. А сейчас выход в открытый космос. Покажите, как вы себя будете вести там.

Мы приближаемся к планете «Орфографическая".

Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Имя Прилагательное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата»

Словарная работа

- Рассмотрите запись на доске. Прочитайте. Что можете сказать?

Безопас…ный, извес…ный, кре…кий, разв…сёлый, лун…ый, к…смический.

 

+ Это имена прилагательные.

+ Эти прилагательные стоят в начальной форме.

+ В этих прилагательных пропущены орфограммы в корне.

+ Здесь есть прилагательные с приставками и без приставок.

+ Здесь есть сложное прилагательное

Подумайте, какие задания мы можем выполнить, используя эти прилагательные?

+ Мы можем вставить пропущенные орфограммы.

 + Составить предложения.

+  Выполнить морфологический разбор

+ Разобрать эти слова по составу.

+ Подобрать к данным словам синонимы и антонимы.

+ Можно распределить слова на группы.

Выберите из предложенных задание, которое будет вам по силам. Какое задание необходимо выполнить абсолютно всем?

Контроль.

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие

Б) признак предмета

В) признак признака

Г) признак действия

2. Морфологические признаки прилагательного это:

А) род, число

Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо

Г) лицо, число

 

3. Синтаксические признаки прилагательного это:

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстоятельство

 

4. В предложении полное прилагательное чаще всего является

1.       обстоятельством

2.       подлежащим

3.       сказуемым

4.       определением

5.       дополнением

 

5. В предложении краткое прилагательное чаще всего является

1.     подлежащим

2.     сказуемым

3.     определением

4.     обстоятельством

5.     дополнением

Подведение итогов.

Возвращение на Землю.

Рефлексия

Ура! Мы дома. Успешно приземлились. Чтобы адаптироваться, нам нужно подвести итоги полета и поделиться своими впечатлениями о путешествии.

- Какова тема сегодняшнего космического исследования?

- Какие морфологические признаки прилагательных повторили?

- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

- С какими трудностями столкнулись и как их преодолевали?

- С каким настроением вы покидаете свои космические корабли?

СИНКВЕЙН

- Урок получился какой? Запишите ответ прилагатльным.

- Понравилось ли вам космическое путешествие?

Урок

Интересный, яркий, полезный

На уроке было интересно.

Польза

 

Домашнее задание:  §105 . Выучить план разбора 1) Записать 2-3 предложения на космическую тему. Произвести морфологический разбор 1 прилагательного.

2) Написать сочинение  «Почему людей  на протяжении тысячелетий  манят  бескрайние просторы космоса?»

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Морфологический разбор имени прилагательного»

10




Тема: «Морфологический разбор имени прилагательного»

Цели урока:

Предметные - Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Имя прилагательное»

-умение на практике применять теоретические знания об имени прилагательном;

- овладение навыками анализа морфологических признаков имени прилагательного; усвоение правил написания изученных орфограмм в разделе.

Метапредметные: развивать способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний;

- самостоятельное конструирование новых знаний;

- формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;

- создавать целостное видение проблемы.

Личностные: уметь высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать; - проявлять свою индивидуальность;

- формировать собственное мнение;

- высказывать его, уметь аргументировать, учиться слышать и слушать другого человека, вызвать интерес к русскому языку

Задачи:

обучающие: 1) закрепление знаний об имени прилагательном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры;

2) повторить грамматические признаки имени прилагательного;

3) обучение умению делать морфологический разбор имени прилагательного;

4) развивать познавательные интересы к предмету, умения и навыки грамотного письма

5) Воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект.



развивающие: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения;

воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения к общему дому-планете- Земля, эстетического вкуса.

Предполагаемый результат: в ходе урока познакомить учащихся с орфоэпическими , грамматическими, лексическими нормами в употребление имён прилагательных, формировать коммуникативные умения в использовании прилагательных ( эпитетов ) в устной и письменной речи, , повторить морфемные признаки имён прилагательных.



Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ: презентация.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Формы работы обучающихся: в парах, индивидуальная.

Основные понятия, изучаемые на уроке: морфологические, синтаксические признаки имени прилагательного.



Ход урока.

Организационный этап.

Сядьте ровно, улыбнитесь

И друг к другу повернитесь.

Каждый даст свою ладошку

И пожмет ее немножко.

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Залогина Оксана Валерьевна. Я рада возможности общения с вами и надеюсь, что наш урок будет продуктивным и полезным для вас.

Мы живем в замечательное время, время открытий и побед, время покорения космического пространства. «Пер аспера ад астра» говорили древние, подразумевая тернистый жизненный путь познания. И наш урок пройдет под таким же девизом: «Через тернии - к звездам».

Сегодня у нас необычный урок — урок-путешествие в Галактику. 9 марта самому важному человеку в истории XX века — Юрию Алексеевичу Гагарину исполнилось бы 75 лет.

- В каком году был совершён первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 года).

В наше путешествие отправятся несколько экипажей знатоков русского языка. В каждом из них необходимо выбрать капитана. Он и будет корректировать и работу своей маленькой команды.

Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, а вы знаете, на какую планету мы полетим? Вот вам подсказка:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь? (Имя прилагательное)

Актуализация.

Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах и звездах Галактики «Имя Прилагательное»: «Грамматическая», «Шифровочная», «Экспериментальная» и «Орфографическая». Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету — пройти контроль.

1.Какая часть речи называется именем прилагательным?

2.Какова синтаксическая роль имени прилагательного в предложении?

3.Как изменяется имя прилагательное?

4. С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

6. Что является начальной формой имени прилагательного?

7. Какую форму могут иметь имена прилагательные?

8. Как определить падеж имени прилагательного?

9. Назовите общее грамматическое значение имён прилагательных.

Проблемный вопрос.

С какой точки зрения мы охарактеризовали имя прилагательное? (как часть речи) Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи? (морфологический)

Формулирование темы и целей урока.

Уточните, пожалуйста, тему нашего урока. Для чего нам необходимо исследовать слово как часть речи? (иметь представление о роли прилагательных в речи; уметь их правильно употреблять)

Учебно-практическая деятельность.

Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе.

Перед нами первая планета «Грамматическая»

Задание 1: Прослушайте текст песни, выпишите имена прилагательные и укажите их число, форму.

Песня «Дети Галактики» Квартет

Безмерно, печальных, высокие, бескрайние, самое главное, дорогая.

Образец

Как безмерно оно, притяженье Земли…

Безмерно – имя прилаг., признак предмета.



1. Посмотрите на предложение, докажите что слово безмерно прилагательное

Составьте по образцу алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.

С морфологическим разбором какой части речи вы уже знакомы?

Давайте попробуем составить алгоритм морфологического разбора прилагательного. КЛАСТЕР

I Часть речи. Общее значение.

II Морфологические признаки: начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.); краткая или полная форма; род (в ед.ч); падеж, число.

III Синтаксическая роль.

Мы составили порядок морфологического разбора, т.е схему, алгоритм. Такой порядок пошаговых действий называют КЛАСТЕРОМ. Это слово пришло к нам из английского языка.

А теперь давайте произведём письменный разбор прилагательного.

Безмерно(оно) – прилаг.

I Оно (каково?) безмерно

II Н.ф. – безмерный; кратк. форма, И.п., ед.ч., ср.р.

III Оно (каково есть?) безмерно

Физкультминутка.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да, осмотром я доволена –

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!

Закрепление

Станция «Экспериментальная»

- У каждого экипажа данный текст на столах. Сейчас совместно, коллективно попытайтесь восстановить деформированный текст. Экипаж, который справится с заданием быстрее, сигнализирует об этом поднятой рукой и зачитывает получившийся текст.

«Марс – удивительная планета. Она сплошь покрыта слоем космической пыли. Повсюду можно наблюдать неровности: кратеры, расщелины, впадины. Необъятны и непостижимы тайны этой планеты! Космические путешественники внимательно и настойчиво изучают историю её возникновения, природные особенности».

- Скажите, ребята, к какому типу текста относится данный текст? Докажите. (описание, много определений, достаточно нарисовать только одну картинку – изображение планеты)

- Какова его тема? Основная мысль? Как можно озаглавить?

- Какие предложения по интонации содержит данный текст?

- Найдите прилагательные.

- Укажите все признаки каждого прилагательного.

Нас принимает планета «Шифровочная».

1) Учащиеся записывают примеры, выполняют задание, в результате которого находят новое слово.

А) Записать предложение, найти определение и выделить в нем приставку:

Это был беспокойный человек.

Б) Записать предложение, найти корень в сказуемом:

Моряки не страшатся бурь.

В) Добавить суффикс прилагательного прелестный.

Г) Добавить окончание определения:

Огромный шар поднялся в воздух.

- С полученным словом бесстрашный составить предложение.

- Ученики читают свои предложения, одно из них записывают на доске, делают разбор прилагательного бесстрашный.

Бесстрашный – прилаг.

I Поступок (какой?) бесстрашный

II Н.ф. – бесстрашный; полн. форма, И.п., ед.ч., м.р.

III Поступок (Какой?) бесстрашный

Немного устали, путешествуя по Галактике. А сейчас выход в открытый космос. Покажите, как вы себя будете вести там.

Мы приближаемся к планете «Орфографическая".

Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Имя Прилагательное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата»

Словарная работа

- Рассмотрите запись на доске. Прочитайте. Что можете сказать?

Безопас…ный, извес…ный, кре…кий, разв…сёлый, лун…ый, к…смический.


+ Это имена прилагательные.

+ Эти прилагательные стоят в начальной форме.

+ В этих прилагательных пропущены орфограммы в корне.

+ Здесь есть прилагательные с приставками и без приставок.

+ Здесь есть сложное прилагательное

Подумайте, какие задания мы можем выполнить, используя эти прилагательные?

+ Мы можем вставить пропущенные орфограммы.

+ Составить предложения.

+ Выполнить морфологический разбор

+ Разобрать эти слова по составу.

+ Подобрать к данным словам синонимы и антонимы.

+ Можно распределить слова на группы.

Выберите из предложенных задание, которое будет вам по силам. Какое задание необходимо выполнить абсолютно всем?

Контроль.

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Общее грамматическое значение прилагательного это:
А) действие

Б) признак предмета

В) признак признака

Г) признак действия

2. Морфологические признаки прилагательного это:

А) род, число

Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо

Г) лицо, число

 

3. Синтаксические признаки прилагательного это:

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстоятельство


4. В предложении полное прилагательное чаще всего является

  1. обстоятельством

  2. подлежащим

  3. сказуемым

  4. определением

  5. дополнением


5. В предложении краткое прилагательное чаще всего является

  1. подлежащим

  2. сказуемым

  3. определением

  4. обстоятельством

  5. дополнением

Подведение итогов.

Возвращение на Землю.

Рефлексия

Ура! Мы дома. Успешно приземлились. Чтобы адаптироваться, нам нужно подвести итоги полета и поделиться своими впечатлениями о путешествии.

- Какова тема сегодняшнего космического исследования?

- Какие морфологические признаки прилагательных повторили?

- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

- С какими трудностями столкнулись и как их преодолевали?

- С каким настроением вы покидаете свои космические корабли?

СИНКВЕЙН

- Урок получился какой? Запишите ответ прилагатльным.

- Понравилось ли вам космическое путешествие?

Урок

Интересный, яркий, полезный

На уроке было интересно.

Польза



Домашнее задание: §105 . Выучить план разбора 1) Записать 2-3 предложения на космическую тему. Произвести морфологический разбор 1 прилагательного.

2) Написать сочинение «Почему людей на протяжении тысячелетий манят бескрайние просторы космоса?»










Скачать

© 2017 3262 32

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!