Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов Деменчукова В.Г.
ЗАПОМИНАНИЕ
уч-
!
10% то, что читаем
словесная
20% то, что слышим
расшифровка
Восприятие
слов
30% то, что видим
Иллюстрация
Мотивация
Фильмы, выставки,
экскурсии
50% то, что
видим и слышим
70% то, что говорим
Участие в дискуссиях
90% то, что говорим и делаем
Имитация участия
в реальном процессе
Все в твоих руках!
Тема: Устная и письменная речь
Ролевая игра « Вы пришли в библиотеку или магазин…»
-С кем будете говорить?
-Зачем пришли?
-О чем будете говорить?
Лингвистический эксперимент « Билет»
А) Кто-то уронил билет, вы его подобрали и ищите владельца. Вы должны обратиться к окружающим.
Б) Вы контролер. Ваша цель-проверить наличие проездных билетов у пассажиров автобуса. Вы поочередно обращаетесь к каждому, требуя показать билет.
В) Поезд прибывает в пункт конечного назначения. Проводник вагона раздает пассажирам билеты.
Игра « Кто быстрее и грамотнее выполнит задание?»
Мотивизация учебной деятельности
Цель : положительный настрой на работу, установление контакта между учениками
Упражнение « Пожелание здоровья»
Метод « Здороваемся глазами»
Метод « Добро в ладошках»
Учащиеся соединяют ладоши, «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Энергизатор «Передай энергию по кругу»
За окном весна шагает,
нас к работе приглашает.
Вы согласны со мной, друзья?
Возьмитесь за руки тогда.
Пусть моя энергия
передастся вам по кругу.
Метод «Метод « Улыбка»
- Снимите пальчиками улыбку и передайте ее
- соседу. Украсьте улыбкой свое лицо.
Выяснений целей, ожиданий, опасений
Метод « Фруктовый сад»
Метод « Костюмчик»
Запишите свои ожидания,
опасения и способы
преодоления опасений
( футболка- ожидания ,
брюки – опасения) .
Метод « Песочные часы»
АМ «АКВАРИУМ»
Этот метод уместен при составлении плана работы по теме и рассчитан на сильных учащихся. 3-4 учащихся- «золотые рыбки» после недолгого обсуждения предлагают перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над данной темой.
А вот что предложили во 2 классе « золотые рыбки» на уроке литературное чтение по теме «А.С. Пушкин»:
- Детство поэта
- Произведения А.С. Пушкина для детей
АМ презентации учебного материала
Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся .
Метод « Угадай- ка» Метод « Верно- неверно»
1. Здесь написаны только местоимения:
они, ко мне, один, мы, со мной, у нас, от двух
2. В предложении местоимения бывают
только подлежащим
3. В предложении местоимения бывают
второстепенным членом
4. Местоимения могут быть 1,2 или 3 лица
5.Местоимения изменяются по падежам и
числам
Метод « Кластер»
ЦЕЛЬ: систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
АМ «СИНКВЕЙН»
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Проведение: Ученики разбиваются на 4-5 групп. Они расходятся по остановкам. Там на листах записаны вопросы и надо записать ответ за 5 минут. По команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи,
сделанные предыдущей
группой нельзя. Когда группа
возвращается к своей первой
остановке, она в течение 3 минут
знакомится со всеми записями
и определяет участника группы,
который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
Закрепление материала
Метод «Дуэль» активизирует познавательную деятельность учащихся. Внимание! «Дуэль» для наших групп: придумайте вопросы для своих товарищей…
кто больше назовет ….,
правильно напишет…,
найдет «4-е лишнее»,
предлагаю задания на смекалку, логику( в парах).
Например, 1.Сколько из перечисленных действий совершает комар?:
Кусает, летает, сосет, чешет, чихает?
2.Отметьте слова с одинаковыми приставками.
ОТМЕРЯТЬ, ОТРАВИТЬ, ОТВАР, ОТЧИЗНА.
Метод « Ранжирование»
Цель: выделить главное в новой информации.
Учащиеся читают новый материал по частям, выделяют главное и записывают на доске. Можно работать коллективно и главные мысли записывать на доске. Можно работать самостоятельно в группах. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности.
Урок "Окружающий мир". Тема: Пресные воды суши. У учащихся получились такие пункты:
- Большая часть земли покрыта соленой водой.
- Соленую воду пить нельзя.
- Пресная вода — в реках, ледниках, озерах.
После этого учитель просит расставить пункты с точки практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?
«Фруктовый сад»
«Синквейн»
«Солнышко и туча»
«Светофор»
«Угадай-ка»
Активные методы
« Улыбка»
«Ковёр идей»
«Четыре стихии»
«Добро в ладошках»
«Автобусная
«Воздушный шарик»
остановка»
«Разминка»
«Кластер»
«Поздоровайся
«Угадай-ка»
локтями»
Здороваемся глазами»