СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударных гласных в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Урок - рефлексия  по технологии деятельностного метода "Правописание безударных гласных в корне слова" в 5 классе УМК Л.М.Рыбченковой. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударных гласных в корне слова»

План-конспект урока рефлексии по технологии деятельностного метода. 
1.Предмет: русский язык
2. Класс: 5
3.Тема и номер урока в теме: Урок №36 «Правописание безударных гласных в корне слова»
4.Базовый учебник:  Л.М. Рыбченкова, О.А.Александрова «Русский язык»
5.Цель урока: формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова, развитие орфографической зоркости.

6.Задачи:

  • образовательные: повторить способы действия по работе с орфограммой

  • Развивающие: развивать навыки связной речи, коммуникативной грамотности

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову

7. Тип урока: урок - рефлексия по технологии деятельностного метода

8. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
9.Необходимое техническое оборудование:  ИКТ, справочник – приложение по

русскому языку.

10.Структура и ход урока
 Ход урока. 
1.Самоопределение к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

  • Над каким разделом языка вы работаете?

  • Что изучает орфография?

  • Что вам известно о происхождении слов?

  • Какие разделы русской орфографии вы можете назвать?

  • Какие вы знаете группы правил первого раздела орфографии «Правописание морфем»?

3. Локализация затруднений. 

Слайд№1

Ч..рный, г..лубиный, прогл..тишь, заж..гать, ш..пот, п..нал, выр..сти, з..гореть, п..ртфель, раст..реть.

4. Построение проекта выхода из затруднения. 

Учитель:

В какой морфеме пропущены гласные?

  • Как вы думаете, на сколько групп можно разделить слова?

5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).   Предлагаю поработать в группах.

В процессе работы дети группируют слова в виде следующей таблицы:

Слайд№1.

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Безударная непроверяемая гласная в корне слова

О-Ё после шипящих в корне слова

Чередующаяся гласная в корне слова

Голубиный

пенал

чёрный

растереть

Проглотить

портфель

шёпот

загореть

  • Какие вы знаете способы проверки безударной гласной в корне слова?

Слайд№2

Способы проверки

1. Изменение слова ( образование формы слова)

2. Подбор однокоренных слов

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 

Уд..вительный, ст..рожка, п..чальный, скв..рец

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • Используя способы проверки безударной гласной в корне слова, выполните задание в парах.

Слайд№3

Разв..вать память – разв..ваться по ветру

Пол..скать бельё – пол..скать котёнка

Пос..деть на берегу – пос..деть от горя

  • Подбирая проверочное слово, что вы учитывали? (лексическое значение слова)

  • Как называются такие корни? (омонимичные корни)

  • Попробуйте сформулировать определение омонимичных корней.

  • Как отличать омонимичные корни? ( в контексте)

  • Вернёмся к слайду№1. Как вы думаете, почему в слове пенал пишется гласная е, а в слове портфель – гласная о?

Дети работают в паре.

  • Что необходимо знать для написания безударной непроверяемой гласной в корне слова? (этимологию слова)

  • Что же такое этимология? (наука о происхождении слов)

Слайд№4

Пенал - по латыни «писчее перо». Слово это в английский язык попало из латыни.

Там же существовало и слово, называющее ящик для перьев, его потомком

и является слово пенал.

Портфель – слово заимствовано из французского языка в XIX веке, в котором portefeile-

porto – «носить», feile – «бумаги, документы (листы)». Первоначально «папка

для бумаг».

Учитель:

  • Предлагаю поразмышлять над правописанием слов:

Слайд№5

В..лшебник, бл..знец, г..ртань

  • Какие гласные, на ваш взгляд, надо писать и почему?

  • В случае затруднения можете обратиться к этимологическому словарику(стр 15).

Учитель:

  • Вы сегодня повторили правописание безударных гласных в корне слова, показали хорошие знания, попробуем выполнить упражнение №71 стр35.

8. Рефлексия учебной деятельности. 

  • Ребята, вам понравился наш урок?

  • Как работали?

  • Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?

Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей» класса. Выберите для себя нужный цвет и наклейте на доску. 
Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными – выберите желтый цвет, а если совсем не постарались – тогда зеленый цвет.
Как замечательно получилось! 
Наш урок окончен. Спасибо за работу!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!