План-конспект урока рефлексии по технологии деятельностного метода.
1.Предмет: русский язык
2. Класс: 5
3.Тема и номер урока в теме: Урок №36 «Правописание безударных гласных в корне слова»
4.Базовый учебник: Л.М. Рыбченкова, О.А.Александрова «Русский язык»
5.Цель урока: формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова, развитие орфографической зоркости.
6.Задачи:
образовательные: повторить способы действия по работе с орфограммой
Развивающие: развивать навыки связной речи, коммуникативной грамотности
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову
7. Тип урока: урок - рефлексия по технологии деятельностного метода
8. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
9.Необходимое техническое оборудование: ИКТ, справочник – приложение по
русскому языку.
10.Структура и ход урока
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Над каким разделом языка вы работаете?
Что изучает орфография?
Что вам известно о происхождении слов?
Какие разделы русской орфографии вы можете назвать?
Какие вы знаете группы правил первого раздела орфографии «Правописание морфем»?
3. Локализация затруднений.
Слайд№1
Ч..рный, г..лубиный, прогл..тишь, заж..гать, ш..пот, п..нал, выр..сти, з..гореть, п..ртфель, раст..реть.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель:
В какой морфеме пропущены гласные?
Как вы думаете, на сколько групп можно разделить слова?
5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления). Предлагаю поработать в группах.
В процессе работы дети группируют слова в виде следующей таблицы:
Слайд№1.
Безударная проверяемая гласная в корне слова | Безударная непроверяемая гласная в корне слова | О-Ё после шипящих в корне слова | Чередующаяся гласная в корне слова |
Голубиный | пенал | чёрный | растереть |
Проглотить | портфель | шёпот | загореть |
Слайд№2
Способы проверки
1. Изменение слова ( образование формы слова)
2. Подбор однокоренных слов
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Уд..вительный, ст..рожка, п..чальный, скв..рец
7. Включение в систему знаний и повторение.
Используя способы проверки безударной гласной в корне слова, выполните задание в парах.
Слайд№3
Разв..вать память – разв..ваться по ветру
Пол..скать бельё – пол..скать котёнка
Пос..деть на берегу – пос..деть от горя
Подбирая проверочное слово, что вы учитывали? (лексическое значение слова)
Как называются такие корни? (омонимичные корни)
Попробуйте сформулировать определение омонимичных корней.
Как отличать омонимичные корни? ( в контексте)
Вернёмся к слайду№1. Как вы думаете, почему в слове пенал пишется гласная е, а в слове портфель – гласная о?
Дети работают в паре.
Что необходимо знать для написания безударной непроверяемой гласной в корне слова? (этимологию слова)
Что же такое этимология? (наука о происхождении слов)
Слайд№4
Пенал - по латыни «писчее перо». Слово это в английский язык попало из латыни.
Там же существовало и слово, называющее ящик для перьев, его потомком
и является слово пенал.
Портфель – слово заимствовано из французского языка в XIX веке, в котором portefeile-
porto – «носить», feile – «бумаги, документы (листы)». Первоначально «папка
для бумаг».
Учитель:
Слайд№5
В..лшебник, бл..знец, г..ртань
Какие гласные, на ваш взгляд, надо писать и почему?
В случае затруднения можете обратиться к этимологическому словарику(стр 15).
Учитель:
Вы сегодня повторили правописание безударных гласных в корне слова, показали хорошие знания, попробуем выполнить упражнение №71 стр35.
8. Рефлексия учебной деятельности.
Ребята, вам понравился наш урок?
Как работали?
Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?
Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей» класса. Выберите для себя нужный цвет и наклейте на доску.
Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными – выберите желтый цвет, а если совсем не постарались – тогда зеленый цвет.
Как замечательно получилось!
Наш урок окончен. Спасибо за работу!