Урок по письму и развитию речи в 5 классе школы 8 вида
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цели:
Образовательные: учить обозначать корень в словах, ставить
Ударение, находить безударную гласную, требующую проверки, учить делать проверку безударных гласных в корне слова. Использовать в работе на уроке элементы учебно-исследовательской деятельности: сравнение, сопоставление, анализ.
Коррекционно - развивающие: развивать мелкую моторику, работать над каллиграфией, устранять дисграфию, расширять словарный запас учащихся, развивать фонематический слух, развивать зрительную память.
Воспитательные: эстетическое воспитание ,любовь к природе, мотивация к учению.
Оборудование: учебник, таблицы, кроссворд, репродукции картин И.Е.Левитана «Золотая осень» и Рылова «Осень на реке Тосно»,доска, портреты писателей.
Методы: метод зрительной конкретизации(работа с таблицами, картинами, стихами), коллективная работа, учебно-исследовательская работа(сопоставление двух картин, анализ текста, подбор рифмующихся слов….).
Тип урока: сообщение новых знаний.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Разгадать кроссворд.
1Как называется общая часть родственных слов?( 6 букв ) –Корень
2.Как называется гласная буква, которая стоит под ударением? 7букв.(Ударная).
3.Как называется гласная буква, на которую не падает ударение?-10 букв.(Безударная).
Ученики заполняют кроссворд.(Вывешен на доске).
3.Закрепление.
Учитель:
-Сегодня мы продолжим работать над темой»Правописание безударной гласной в корне слова».
-Что же нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?
Ученики рассказывают правило.
Учитель: за окном осень.
-Вам было дано задание выучить отрывки из стихотворений русских поэтов об осени. Найти слова с безударными гласными в корне слова, подобрать проверочные слова. Замечательные русские поэты А.С.Пушкин, С.Есенин, Майков, К.Бальмонт(портреты на доске) написали об осени эти прекрасные стихи.
-Сейчас мы будем работать вместе с учениками, которые выполняли это задание дома.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа
5.Выступают подготовленные ученики. Они читают наизусть отрывки из стихов русских поэтов об осени, выписывают на доску слова с безударными гласными, подбирают проверочные слова. Все записывают их себе в тетради. Например:
Майков
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу
Золотой-золото, позолота
В лесу-лес
Топчу -топчет
Ногой -ноги
Красу- красный
Ученик ставит ударение в словах, подчеркивает безударные гласные
Учитель:
-Великий русский поэт А.С.Пушкин так сказал об осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Учитель:
-Очень много прекрасных стихов написано об осени.Не менее прекрасны и картины русских художников на осеннюю тему.
5.Работа по развитию речи по картинам Рылова «Осень на реке Тосно» ,И.Е.Левитана «Золотая осень».
Задание:
-Сравните картины. Опишите их.
-Что общего в изображении осеннего пейзажа?
-Чем различаются картины?
(Примерный ответ:
-На картине Левитана изображена золотая осень. Картина яркая, художник использует сочные ярко-желтые краски, золотистые тона. Она вызывает хорошее настроение…и так далее)
6.Самостоятельная работа.
-В предложенных словах найти безударные гласные, подобрать проверочные слова, записать в тетрадь.
Слова записаны на доске.
Н ..беса-
Д..ревья-
Р..ка-
(Учитель подбирает сам слова, которые используются для описания картин)
7.Физкультминутка.
8.Работа по учебнику:с.63,упр.100
Ученик читает, пишет на доске, подбирает проверочные слова.
9.Самостоятельная работа(предварительно разобрать) :с.63,упр.97
10.Домашнее задание :доделать упражнение 97,правило на стр.62.
11.Обобщение
-О чем мы говорили на уроке?
-Чему научились?
12.Выставление оценок.