СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание безударной гласной в личном окончании глаголов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов

Основные цели:

Предметные: формирование умения осуществлять выбор буквы, обозначающей безударный  гласный звук в личных окончаниях глаголов, действуя по алгоритму определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием; закрепление знаний о глаголе как части речи; развитие умения образовывать неопределённую форму глаголов совершенного и несовершенного вида; определять спряжение по окончанию (в случаях, когда гласная буква в личном окончании известна и записана) глаголов, не являющихся ни исключениями, ни разноспрягаемыми; закрепление навыка выбора буквы безударного гласного в корне слова, в окончаниях имён существительных и имён прилагательных; развитие речи через упражнение в подборе подходящих по смыслу слов в предложении.

Метапредметные: развитие логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения, умения осуществлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, умения формулировать проблему,  умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, развитие умений строить рассуждение, умения формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации, составлять алгоритм действий, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Личностные: развитие способности к самоопределению, через процесс смыслообразования, создания условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Звучат голоса птиц в записи. 

-Пришла весна. У нас ещё лежит снег, а перелётные птицы уже собираются в свой нелёгкий путь на родину, туда, где они впервые увидели солнце.

 

-Какая птица прилетает к нам самой первой?       (Грач.) Изображение. 

 

-Перед вами пословица. Договорите её. " Птица сильна крылом, а..."

(Птица сильна крылом, а человек умом.)

 

-Как вы её понимаете?

 (Птице для того, чтобы выжить, нужны сильные крылья, а человеку помогает  ум.)

- А вы хотите развивать свой ум?   (Да)

- Как вам в этом помогут  уроки русского языка? Например, зачем вы изучаете так много разных правил? ( Чтобы научиться  выражать свои мысли  и правильно писать).

- Подумайте, достаточно ли вам  знаний и умений, чтобы писать без ошибок? ( Скорее всего нет).

-Вы хотите приобрести ещё одно умение?( Да.)

- Тогда в путь!

- С чего начнём? (Сначала повторим самое необходимое, то, что поможет открыть новое)

II  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Послушайте предложение:

Скворец с . дит на берёзов ..  веточк . и  п . ёт св . ю весёл .. песню.

 -Возьмите карточку, на которой записано это предложение. Она жёлтого цвета. 

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Обозначьте орфограммы. (…)

- Какая орфограмма встретилась в словах?  ( Безударная гласная)

 -Подумайте, на какие  две группы можно разделить эти слова с  безударной гласной?

 По какому признаку? В каких частях слова встретилась безударная гласная?

(В одних словах – в корне, в других –  в окончании.)

- Какими способами выбора безударной  гласной вы пользовались? (…)

( на доске фиксируются эталоны (опорные схемы) способов проверки безударной гласной в корне, в окончании существительного, в окончании прилагательного) 

- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Глагол)

  • Что вы знаете о глаголах? Расскажите по плану:   

                          Глагол – это…

                          Обозначает…

                          Отвечает…

                          Н.ф. –

                          Имеет постоянные признаки…

                          Изменяется по…

- Назовите глаголы, которые  встретились в данном предложении. ( Сидит и поёт)

  -Выделите личное окончание у глаголов «сидит, поёт». Определите спряжение. 

(Сидит, окончание -ит, II спряжение; поёт, окончание -ёт, I спряжение).

- Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам предлагаю.

- Хотите больше узнать о скворце?  Возьмите розовую  карточку.   Прочитайте текст, выпишите из каждого предложения  глаголы в два столбика:

                      1спр.                     2спр.

 

«Скворец имеет короткий хвост и красивое чёрное оперение.  Во время пения он подражает голосам других птиц. Эта птица приносит огромную пользу. Скворец уничтожает различных вредных насекомых. Поэтому человек любит этих птичек и строит для них скворечники».  

 [   Дети рассуждают, выписывают, выделяют окончания. У доски работают 2-3 человека по очереди, остальные работают индивидуально на карточках с заданием. ]

(            1спр.                                 2спр.

имеет                                     приносит

подражает                          любит

уничтожает                      строит)

        - Образуйте н.ф. каждого глагола, выделите глагольные суффиксы.

 

(            1спр.                                          2спр.

имеет - иметь                               приносит -приносить

подражает - подражать            любит - любить

уничтожает  - уничтожать     строит – строить)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

 

Давайте ещё раз вспомним, что мы повторили:

 

- Как проверить безударную гласную в корне   (…),

-В окончании прилагательного (…), в окончании глагола(…)

- Как определить спряжение глаголов?

- Какие глагольные суффиксы вы знаете?

  -Вам предлагается задание для пробного действия. На карточке записана известная пословица. Прочитайте её и самостоятельно вставьте безударные гласные:

Ранн..  птичка н.сок прочища.т, а поздн.. глазки продира.т.

Проверим что у вас получилось. 

 (В слове «ранняя» окончание «яя».)

У кого другой вариант?

( В слове «носок» безударная гласная «о»)

У кого другой вариант?

(В слове «прочищает» безударная гласная «е»)

У кого другой вариант?  ( «и»)     

[Комментарий. Скорее всего, ошибок не будет, вариант будет предложен один и правильный. Ниже предлагается два варианта развития ситуации. ]

I вариант.

- Какое задание выполняли?   (Вставляли безударные гласные)

 -Чем пользовались?    (Правилом.)

- В каких словах у нас получились разные варианты?

-  Почему так получилось? В чём ваше затруднение?

Чем эти слова отличаются от других?

(Это - глаголы. Безударная гласная встретилась в личном окончании глаголов. А мы не знаем такого правила)

 

  1. вариант.
  2. I спр. На вопрос «Как ты определил спряжение, если гласная в окончании не записана?» , ответ не последовал.) Тогда переход к следующему этапу будет такой:]

 

III Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Нужно было вставить пропущенные безударные гласные)

-  Какие правила выбора безударной гласной вам известны? (В корне, в окончании существительного, в окончании прилагательного.) [Комментарий. Внимание детей обращается на эталоны (опорные схемы).]

- Почему вы не смогли воспользоваться ими для слов «прочищает», «протирает»? (Так как это другая часть речи -  это глагол).

- Назовите место вашего затруднения. (  Мы не смогли объяснить написание безударных гласных в окончании глагола)

- В чём причина вашего затруднения? (Мы не знаем, как определить безударные гласные в окончании глагола).

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Так какую цель мы поставим перед собой на уроке?

(Научиться писать безударные гласные в окончаниях глаголов)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.(…)

- Ещё раз уточним тему.[ Комментарий. На доске открывается тема урока: «Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов»]

- Какова же цель нашего урока?

(Научиться правильно писать безударные гласные в окончаниях глаголов)

- Ваши следующие шаги? (Составим план действий. )

- Какими  средствами  предлагаете  воспользоваться? (Надо построить алгоритм. Сначала используем знания о глаголе,  воспользуемся  приемами: наблюдения, сравнения, обобщения, потом сделаем вывод, может помочь алгоритм определения спряжения глаголов с ударным окончанием).

  1. Реализация построенного проекта.

- Что вы знаете о гласных в личных окончаниях глаголов? (Мы знаем, что у глаголов I спряжения  в личных окончаниях пишется гласная –е, а в 3-ем лице мн. ч. –у или -ю, а во     II спряжении пишется гласная –и, а в 3-ем лице мн. ч. –а или-я.)

- Значит, если бы вы знали, к какому спряжению относятся эти глаголы, вы смогли бы объяснить какую гласную нужно писать? (Да, значит, нам надо найти способ как определить спряжение глагола не по окончанию).

- Вспомните, в каком задании вы определяли спряжения глаголов. (Когда из текста выписывали глаголы в два столбика, определяя спряжение) Какое ещё задание вы выполнили с этими глаголами? (Поставили их в неопределённую форму).

  -Вернёмся к нашим глаголам.

-Образуем неопределённую форму, найдём глагольный суффикс.

(прочищать, -а-;продирать,-а-)

Понаблюдайте и сравните н.ф.глаголов I-го спр.,  II спр. Что вы замечаете?

 (В 1 спр. глагольные суффиксы –а-,-е-. Во   II спр. –и-.)

- А у наших глаголов ?  (-а-)

- Так в какой же столбик  их запишем? (В 1-ый)

–Тогда какое спряжение у этих глаголов?  (Первое)

- Какая гласная в окончании глаголов 1 спряжения?(е)

-Что нам помогло определить спряжение наших глаголов? (н.ф. ,гл.суф.)

Попробуйте сделать вывод.  ( Можно предположить, что глаголы II спряжения в неопределённой форме имеют глагольный суффикс  -и-,  а у глаголов I спряжения в неопределённой форме другой глагольный суффикс).

-Попробуем составить алгоритм.

- Какой первый шаг алгоритма?

1.Что мы сделали?  (Поставили в  неопределённую форму)

2.- Что дальше? (Выделили глагольный суффикс)

3.- Как рассуждать дальше?

(  Если  не –и-, то 1спр., если- и-, то II  спр.)

Попробуйте составить шаги алгоритма «Как определить спряжение глаголов  с безударным окончанием». 

 

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2.Посмотри какой глагольный суффикс.

3. Если "И", то это глагол II спряжения, пишу гласную И в окончании;  а если не "И", то I спряжения, пишу Е.

 

-Что нужно сделать, чтобы проверить верно ли мы составили алгоритм? (Можно проверить по учебнику)

- Откройте стр… .Прочитайте правило. (Всё правильно, только в правиле указываются не суффиксы, а как оканчивается глагол)  [Комментарий: в разных учебниках правило может отличаться. В учебнике Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О. В.формулировка правила совпадает с первым вариантом составленного алгоритма и внесения изменений не потребовалось. В других случаях можно внести уточнения:] 

- Стоит ли внести уточнения в наш алгоритм? (Внесём)

 

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2.Посмотри какой глагольный суффикс.

3. Если глагол оканчивается на "ИТЬ", то это глагол II спряжения, пишу гласную И в окончании;  а если не на "ИТЬ", то I спряжения, пишу Е.

 

- Сумели ли вы справиться с затруднением? Молодцы!

Физкультминутка.

 

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

- Какой следующий шаг нашей работы?

(Потренироваться в правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов)

- Возьмите зелёную карточку. Перед вами текст о жаворонке. Прочитайте. Вставьте пропущенные гласные.

-Первое предложение разберём вместе, а с  оставшимися поработаете в парах.

   Жаворонок  жив . т  в  поле. Он  устраива . т  себе  гнездо  прямо  в  траве.  Эту  птицу  не  встрет . шь  в  лесу.  Основное  питание  составля . т  растительная  пища.  А  насекомых он  наход . т  прямо  на  земле.  

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Какой следующий этап урока?  ( Выполнить самостоятельную работу. Надо проверить как мы научились писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов).

 -Перед вами две загадки. Прочитайте. О какой птице идёт речь?

Задание для I варианта: Хочет – прямо полет.т.

                                         Хочет в воздухе вис.т.

                                         Камнем пада.т с высот

                                        И в полях поёт, поёт.

                                                                     (Жаворонок)

 Задание для  II варианта:    Прилета.т к нам с теплом,

                                               Путь проделав длинный.

                                               Леп.т домик под окном

                                               Из травы и глины.

                                                                       (Ласточка) 

-Проверим по образцу. Если совпало – ставите +, если не совпало - ?

- Поднимите руку. Кто не испытывал затруднения?

У кого  только плюсы? Поставьте себе пять.

-Кто испытал затруднение? Почему? В чём причина?

 

VIII Включение в систему знаний и повторение.

-Давайте ещё раз вспомним, над какой темой мы сегодня работали?  (…)

- Где нам могут пригодиться эти знания? (…)  

- Я вам предлагаю самим рассказать ещё об одной птичке - ласточке.   Подберите подходящие по смыслу слова и запишите предложения:

    Ласточка … к нам в мае. Она … своё гнездо  из глины под крышей дома. Эта птичка  … насекомых прямо на лету. Есть примета: ласточка …  низко у самой земли,  … дождь.

- Кто хочет зачитать свой вариант?  Не забудьте назвать окончание глагола и аргументировать свой выбор.

 

IX Рефлексия учебной деятельности.                                

-С какой новой орфограммой познакомились?

(Безударная гласная в личных окончания глаголов)

-Какая была тема урока? (..)

-Какая была цель? (Научиться…

-Как мы достигли цель.?  ( Составили алгоритм)

-Проговорите ещё раз, как действовать при выборе гласной в безударном личном окончании глаголов.

- Каков результат вашей учебной деятельности? (Новый эталон.)

-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.

«Лесенка успеха» (с критериями) :

4 ступень: я всё понял, не было ошибок, могу рассказать другим

3 ступень: я понял, но была 1 ошибка

2 ступень: я понял, но было 2 и более ошибки

1 ступень: я не понял, были ошибки

(Я поставил себя на 4 ступень, так как я всё понял и могу рассказать другим, в работе не было ошибок. Я поставил себя на 3 ступень, так как я все понял, но в работе была одна ошибка…)

- Что надо делать, чтобы лучше усвоить новый материал? (Поработать дома.)

-Те ребята, которые не испытывали трудностей на уроке дома выполнят упр.№.., если у вас еще возникали затруднения выполните упр.№….

-Спасибо за урок.

 

Используемая литература:

 1. Методические рекомендации к  надпредметному курсу «Мир деятельности» под  ред. Л.Г. Петерсон.

2. Учебник «Русский язык» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О. В., 4 класс

Комментарии: сценарий урока может быть использован при работе с любым учебником по русскому языку для 4 класса

3.Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для I-IVклассов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения («Школа 2000…»). - М., 2007.

4.Петерсон Л.Г.  Статья «Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…». Журнал «Начальная школа», № 11, 2008.

Просмотр содержимого документа
«Правописание безударной гласной в личном окончании глаголов.»

Ф. И. О. педагога: Петрова Ольга Николаевна

Номинация: урок образовательной области «Филология» с учащимися начальной школы

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Тема: Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов

Основные цели:

Предметные: формирование умения осуществлять выбор буквы, обозначающей безударный гласный звук в личных окончаниях глаголов, действуя по алгоритму определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием; закрепление знаний о глаголе как части речи; развитие умения образовывать неопределённую форму глаголов совершенного и несовершенного вида; определять спряжение по окончанию (в случаях, когда гласная буква в личном окончании известна и записана) глаголов, не являющихся ни исключениями, ни разноспрягаемыми; закрепление навыка выбора буквы безударного гласного в корне слова, в окончаниях имён существительных и имён прилагательных; развитие речи через упражнение в подборе подходящих по смыслу слов в предложении.

Метапредметные: развитие логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения, умения осуществлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, умения формулировать проблему, умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, развитие умений строить рассуждение, умения формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации, составлять алгоритм действий, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Личностные: развитие способности к самоопределению, через процесс смыслообразования, создания условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Демонстрационный материал:

Птица сильна крылом, а человек…

Д-1 Пословица к этапу №1


Д-2 Изображения птиц: грача, скворца, жаворонка, ласточки.


Д-3 «Лесенка успеха» из комплекта учебного пособия надпредметного курса «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон..


Д-4 Эталоны выбора безударных гласных в корне слова, в окончании существительных, в окончании прилагательных, в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени.





О Ó _ Ó О

















по

прил. вопросу

глаг. н.ф.

спр.









сущ. скл. +

слово - помощник





сущ. скл. +

падеж







Д-5 Алгоритм определения спряжения глаголов с ударным личным окончанием.

Выдели окончание





Посмотри на гласную





Е ( или у, ю)



и (или а, я)



I спр.

II спр.





Д-6 Алгоритм определения безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

Д-6-1 Д-6-2

Поставь в неопределённую форму

Поставь в неопределённую форму







Не на -ить

На -ить

не -и -

не -и -



-и-






I спр.

II спр.

I спр.

II спр.







Пишу е

или у (ю)





Пишу и

или а (я)

Пишу е

или у (ю)



Пишу и

или а (я)







Д-7 План повторения по теме «Глагол».

Глагол – это ….

Н.ф. - ….



Отвечает на вопросы …



Пост. признаки…

Обозначает …

Изменяются по …

Раздаточный материал: задания для этапов № 2, 6, 7, 8.

Р-1 к этапу №2

Скв . рец с . дит на берёзов . . веточк . и п . ёт св . ю весёл . . песню.



I спр.

II спр.







Р-2

Скворец имеет короткий хвост и красивое чёрное оперение. Во время пения он подражает голосам других птиц. Эта птица приносит огромную пользу. Скворец уничтожает различных вредных насекомых. Поэтому человек любит этих птичек и строит для них скворечники.



Р-3 для пробного действия:

Вставьте пропущенные безударные гласные:

Ранн.. птичка н.сок прочища.т, а поздн.. глазки продира.т.



Р-4 к этапу №6

Вставьте пропущенные буквы:

Жаворонок жив . т в поле. Он устраива . т себе гнездо прямо в траве. Эту птицу не встрет . шь в лесу. Основное питание составля . т растительная пища. А насекомых он наход . т прямо на земле.




Р-5 к этапу №7

I вариант. II вариант.


Хочет - прямо полет . т. Прилета . т к нам с теплом

Хочет - в воздухе вис . т. Путь проделав длинный.

Камнем пада.т с высот Леп . т домик под окном

И в полях поёт, поёт. Из травы и глины.

(Жаворонок). (Ласточка).

Р-6 к этапу №8

Ласточка ….. к нам в мае. Она … своё гнездо под крышей дома. Эта птичка ……. насекомых прямо на лету. Есть примета: ласточка………. низко у самой земли, …….. дождь.





Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Звучат голоса птиц в записи.

-Пришла весна. У нас ещё лежит снег, а перелётные птицы уже собираются в свой нелёгкий путь на родину, туда, где они впервые увидели солнце.


-Какая птица прилетает к нам самой первой? (Грач.) Изображение. (Д-2)


-Перед вами пословица. Договорите её. (Д-1)

(Птица сильна крылом, а человек умом.)


-Как вы её понимаете?

(Птице для того, чтобы выжить, нужны сильные крылья, а человеку помогает ум.)


- А вы хотите развивать свой ум? (Да)

- Как вам в этом помогут уроки русского языка? Например, зачем вы изучаете так много разных правил? ( Чтобы научиться выражать свои мысли и правильно писать).

- Подумайте, достаточно ли вам знаний и умений, чтобы писать без ошибок? ( Скорее всего нет).

-Вы хотите приобрести ещё одно умение?( Да.)

- Тогда в путь!

- С чего начнём? (Сначала повторим самое необходимое, то, что поможет открыть новое)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Послушайте предложение:


Скворец с . дит на берёзов .. веточк . и п . ёт св . ю весёл .. песню.


-Возьмите карточку, на которой записано это предложение. Она жёлтого цвета. (Р-1)

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Обозначьте орфограммы. (…)

- Какая орфограмма встретилась в словах? ( Безударная гласная)

-Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова с безударной гласной?

По какому признаку? В каких частях слова встретилась безударная гласная?

(В одних словах – в корне, в других – в окончании.)

- Какими способами выбора безударной гласной вы пользовались? (…)

( на доске фиксируются эталоны (опорные схемы) способов проверки безударной гласной в корне, в окончании существительного, в окончании прилагательного) (Д-4)

- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Глагол)

-Что вы знаете о глаголах? Расскажите по плану: (Д-7)

Глагол – это…

Обозначает…

Отвечает…

Н.ф. –

Имеет постоянные признаки…

Изменяется по…

- Назовите глаголы, которые встретились в данном предложении. ( Сидит и поёт)

-Выделите личное окончание у глаголов «сидит, поёт». Определите спряжение. ( Д-5)

(Сидит, окончание -ит, II спряжение; поёт, окончание -ёт, I спряжение).

Выдели окончание





Посмотри на гласную





Е ( или у, ю)



и (или а, я)



I спр.

II спр.





- Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам предлагаю.

- Хотите больше узнать о скворце? (Д-2) Возьмите розовую карточку. (Р-2) Прочитайте текст, выпишите из каждого предложения глаголы в два столбика:

1спр. 2спр.

«Скворец имеет короткий хвост и красивое чёрное оперение. Во время пения он подражает голосам других птиц. Эта птица приносит огромную пользу. Скворец уничтожает различных вредных насекомых. Поэтому человек любит этих птичек и строит для них скворечники».

[ Дети рассуждают, выписывают, выделяют окончания. У доски работают 2-3 человека по очереди, остальные работают индивидуально на карточках с заданием. ]

( 1спр. 2спр.

имеет приносит

подражает любит

уничтожает строит)

- Образуйте н.ф. каждого глагола, выделите глагольные суффиксы.


( 1спр. 2спр.

имеет - иметь приносит -приносить

подражает - подражать любит - любить

уничтожает - уничтожать строит – строить)

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.


Давайте ещё раз вспомним, что мы повторили:


- Как проверить безударную гласную в корне (…),

-В окончании прилагательного (…), в окончании глагола(…)

- Как определить спряжение глаголов?

- Какие глагольные суффиксы вы знаете?

-Вам предлагается задание для пробного действия. На карточке записана известная пословица.( Р-3) Прочитайте её и самостоятельно вставьте безударные гласные:


Ранн.. птичка н.сок прочища.т, а поздн.. глазки продира.т.


Проверим что у вас получилось.

(В слове «ранняя» окончание «яя».)

У кого другой вариант?

( В слове «носок» безударная гласная «о»)

У кого другой вариант?

(В слове «прочищает» безударная гласная «е»)

У кого другой вариант? ( «и»)

[Комментарий. Скорее всего, ошибок не будет, вариант будет предложен один и правильный. Ниже предлагается два варианта развития ситуации. ]

I вариант.

- Какое задание выполняли? (Вставляли безударные гласные)

-Чем пользовались? (Правилом.)

- В каких словах у нас получились разные варианты?

- Почему так получилось? В чём ваше затруднение?

Чем эти слова отличаются от других?

(Это - глаголы. Безударная гласная встретилась в личном окончании глаголов. А мы не знаем такого правила)


II вариант.

[Комментарий. Скорее всего, дети справятся с заданием и возможно без ошибок, но не смогут объяснить свой выбор для написания гласной в окончании глагола. ( Они объясняют так: в слове «прочищает» безударная гласная –е, т.к. это глагол I спр. На вопрос «Как ты определил спряжение, если гласная в окончании не записана?» , ответ не последовал.) Тогда переход к следующему этапу будет такой:]


III Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Нужно было вставить пропущенные безударные гласные)

- Какие правила выбора безударной гласной вам известны? (В корне, в окончании существительного, в окончании прилагательного.) [Комментарий. Внимание детей обращается на эталоны (опорные схемы).]

- Почему вы не смогли воспользоваться ими для слов «прочищает», «протирает»? (Так как это другая часть речи - это глагол).

- Назовите место вашего затруднения. ( Мы не смогли объяснить написание безударных гласных в окончании глагола)

- В чём причина вашего затруднения? (Мы не знаем, как определить безударные гласные в окончании глагола).



IV Построение проекта выхода из затруднения.

- Так какую цель мы поставим перед собой на уроке?

(Научиться писать безударные гласные в окончаниях глаголов)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.(…)

- Ещё раз уточним тему.[ Комментарий. На доске открывается тема урока: «Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов»]

- Какова же цель нашего урока?

(Научиться правильно писать безударные гласные в окончаниях глаголов)

- Ваши следующие шаги? (Составим план действий. )

- Какими средствами предлагаете воспользоваться? (Надо построить алгоритм. Сначала используем знания о глаголе, воспользуемся приемами: наблюдения, сравнения, обобщения, потом сделаем вывод, может помочь алгоритм определения спряжения глаголов с ударным окончанием).

V Реализация построенного проекта.

- Что вы знаете о гласных в личных окончаниях глаголов? (Мы знаем, что у глаголов I спряжения в личных окончаниях пишется гласная –е, а в 3-ем лице мн. ч. –у или -ю, а во II спряжении пишется гласная –и, а в 3-ем лице мн. ч. –а или-я.)

- Значит, если бы вы знали, к какому спряжению относятся эти глаголы, вы смогли бы объяснить какую гласную нужно писать? (Да, значит, нам надо найти способ как определить спряжение глагола не по окончанию).

- Вспомните, в каком задании вы определяли спряжения глаголов. (Когда из текста выписывали глаголы в два столбика, определяя спряжение) Какое ещё задание вы выполнили с этими глаголами? (Поставили их в неопределённую форму).

-Вернёмся к нашим глаголам.

-Образуем неопределённую форму, найдём глагольный суффикс.

(прочищать, -а-;продирать,-а-)

Понаблюдайте и сравните н.ф.глаголов I-го спр., II спр. Что вы замечаете?

(В 1 спр. глагольные суффиксы –а-,-е-. Во II спр. –и-.)

- А у наших глаголов ? (-а-)

- Так в какой же столбик их запишем? (В 1-ый)

–Тогда какое спряжение у этих глаголов? (Первое)

- Какая гласная в окончании глаголов 1 спряжения?(е)

-Что нам помогло определить спряжение наших глаголов? (н.ф. ,гл.суф.)

Попробуйте сделать вывод. ( Можно предположить, что глаголы II спряжения в неопределённой форме имеют глагольный суффикс -и-, а у глаголов I спряжения в неопределённой форме другой глагольный суффикс).

-Попробуем составить алгоритм.

- Какой первый шаг алгоритма?

1.Что мы сделали? (Поставили в неопределённую форму)

2.- Что дальше? (Выделили глагольный суффикс)

3.- Как рассуждать дальше?

( Если не –и-, то 1спр., если- и-, то II спр.)

Попробуйте составить шаги алгоритма «Как определить спряжение глаголов с безударным окончанием». (Д-6-1)

Поставь в неопределённую форму





не -и -



-и-







I спр.

II спр.





Пишу е

Пишу и



-Что нужно сделать, чтобы проверить верно ли мы составили алгоритм? (Можно проверить по учебнику)

- Откройте стр… .Прочитайте правило. (Всё правильно, только в правиле указываются не суффиксы, а как оканчивается глагол) [Комментарий: в разных учебниках правило может отличаться. В учебнике Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О. В.формулировка правила совпадает с первым вариантом составленного алгоритма и внесения изменений не потребовалось. В других случаях можно внести уточнения:]

- Стоит ли внести уточнения в наш алгоритм? (Внесём) (Д-6-2)

Поставь в неопределённую форму





Не на -ить

На -ить







I спр.

II спр.





Пишу е

Пишу и





- Сумели ли вы справиться с затруднением? Молодцы!

Физкультминутка.


VI Первичное закрепление во внешней речи.

- Какой следующий шаг нашей работы?

(Потренироваться в правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов)

- Возьмите зелёную карточку. Перед вами текст о жаворонке. (Д-2) Прочитайте. Вставьте пропущенные гласные.

-Первое предложение разберём вместе, а с оставшимися поработаете в парах.

Жаворонок жив . т в поле. Он устраива . т себе гнездо прямо в траве. Эту птицу не встрет . шь в лесу. Основное питание составля . т растительная пища. А насекомых он наход . т прямо на земле. Р-4


VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Какой следующий этап урока? ( Выполнить самостоятельную работу. Надо проверить как мы научились писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов).

-Перед вами две загадки. (Р-5) Прочитайте. О какой птице идёт речь?

Задание для I варианта: Хочет – прямо полет.т.

Хочет в воздухе вис.т.

Камнем пада.т с высот

И в полях поёт, поёт.

(Жаворонок)

Задание для II варианта: Прилета.т к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Леп.т домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка) (Д-2)

-Проверим по образцу. Если совпало – ставите +, если не совпало - ?

- Поднимите руку. Кто не испытывал затруднения?

У кого только плюсы? Поставьте себе пять.

-Кто испытал затруднение? Почему? В чём причина?


VIII Включение в систему знаний и повторение.

-Давайте ещё раз вспомним, над какой темой мы сегодня работали? (…)

- Где нам могут пригодиться эти знания? (…)

- Я вам предлагаю самим рассказать ещё об одной птичке - ласточке. (Р-6). Подберите подходящие по смыслу слова и запишите предложения:

Ласточка … к нам в мае. Она … своё гнездо из глины под крышей дома. Эта птичка … насекомых прямо на лету. Есть примета: ласточка … низко у самой земли, … дождь.

- Кто хочет зачитать свой вариант? Не забудьте назвать окончание глагола и аргументировать свой выбор.


IX Рефлексия учебной деятельности.

-С какой новой орфограммой познакомились?

(Безударная гласная в личных окончания глаголов)

-Какая была тема урока? (..)

-Какая была цель? (Научиться…

-Как мы достигли цель.? ( Составили алгоритм)

-Проговорите ещё раз, как действовать при выборе гласной в безударном личном окончании глаголов.

Гл. – спр. по н.ф.

- Каков результат вашей учебной деятельности? (Новый эталон.)

-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.

«Лесенка успеха» (с критериями) (Д-3):

4 ступень: я всё понял, не было ошибок, могу рассказать другим

3 ступень: я понял, но была 1 ошибка

2 ступень: я понял, но было 2 и более ошибки

1 ступень: я не понял, были ошибки

(Я поставил себя на 4 ступень, так как я всё понял и могу рассказать другим, в работе не было ошибок. Я поставил себя на 3 ступень, так как я все понял, но в работе была одна ошибка…)

- Что надо делать, чтобы лучше усвоить новый материал? (Поработать дома.)

-Те ребята, которые не испытывали трудностей на уроке дома выполнят упр.№.., если у вас еще возникали затруднения выполните упр.№….

-Спасибо за урок.


Используемая литература:

1. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон.

2. Учебник «Русский язык» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О. В., 4 класс

Комментарии: сценарий урока может быть использован при работе с любым учебником по русскому языку для 4 класса

3.Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для I-IVклассов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения («Школа 2000…»). - М., 2007.

4.Петерсон Л.Г. Статья «Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…». Журнал «Начальная школа», № 11, 2008.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!