ГБПОУ "Северо - Кавказский лесной техникум"
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
Тема : «Правила вычисления производных»
Преподаватель Валиева Д.В
АЛАГИР 2016
План урока
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
1 курс СПО
Продолжительность урока: 80 минут.
Цель урока: формирование и закрепление умений самостоятельно применять правила дифференцирования для нахождения производных на практике.
Задачи урока:
обучающая: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки при вычислении производных. Проверить умения находить производную функции, используя таблицу производных.
развивающая: Развивать логическое мышление, речь, внимание, наблюдательность, память. умений самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений готовить и слушать.
воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся. Воспитание дружеского отношения между студентами, воспитание отзывчивости.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, плакат с правилами дифференцирования, плакат с таблицей производных.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация.
Повторение пройденного материала.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Формирование умений и навыков.
Домашнее задание.
Итог урока.
Оценка знаний.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие; Проверка отсутствующих; Организация внимания; Проверка готовности к уроку; Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Французский писатель Анатоль Франс (1844–1924) заметил: «Что учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны.
Перед нами стоит задача: повторить и закрепить правила вычисления производных, формулы производной сложной, степенной и тригонометрических функций. Сегодняшний урок пройдет с использованием презентаций.
Проверка домашнего задания.
Найти значение функции в заданной точке:
f ( х) = - х3 + 9х2 + х – 1, х0 = -2 Ответ: 41
f ( х) = х5 -5х4 + 5х3 + 1, х0 = -1 Ответ: - 10
f ( х) = х4 – 3х2 – 9х + 0,2, х0 = 2 Ответ: - 13,8
f (х) = 3х2 –х3 + , х0 = - 3 Ответ: 54
f (х) = - х3 + х2 – х, х0 = 3 Ответ: - 3
Сведения из истории.
Раздел математики, в котором изучаются производные и их применения к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением.
Дифференциальное исчисление создано И.Ньютоном и Г.Лейбницем в конце XVΙΙ столетия.Термин «производная» ввел в 1797 г. Ж.Лагранж, он же ввел современные обозначения у', f '. Ньютон называл производную функцию флюксией, а саму функцию – флюентой. Лейбниц говорил о дифференциальном отношении и ввел обозначение производной , которое встречается в современной литературе. Символ df Лейбниц выбрал для обозначения дифференциала функции f.вспомним основные формулы, которые мы изучили на прошлом занятии
3. Изучение нового материала. Основные правила и формулы дифференциального исчисления.
Обозначения: С – постоянная; х – аргумент; u, v, w – функции от х, имеющие производные.
Основные правила дифференцирования
(u + v- w)' = u' + v'- w'
(u ∙ v)' = u'v + uv'
(C ∙ v)' = C∙ v'
()' =
()' = '
Основные правила и формулы дифференциального исчисления.
Обозначения: С – постоянная; х – аргумент; u, v, w – функции от х, имеющие производные.
Основные правила дифференцирования
(u + v- w)' = u' + v'- w'
(u ∙ v)' = u'v + uv'
(C ∙ v)' = C∙ v'
()' =
()' = '
Формулы дифференцирования.
Функция f (х) | Производная f ' (х). |
1. С | 0 |
2. х | 1 |
3. хп | п ∙ хп - 1 |
4. | |
5. | - |
6. ax | ax ∙lna |
7. ex | ex |
8. sin x | cos x |
9. cos x | - sin x |
10. tg x | |
11. ctg x | - |
12. loga x | |
13. ln x | |
14. arcsin x | |
15. arccos x | - |
16. arctg x | |
17. arcctg x | - |
4.Изучение нового материала. Предложенные примеры решаем вместе (фронтально).
Найти производную функции:
Функция f (х) | Производная f ' (х) | Функция f (х) | Производная f ' (х) | |
4х3 | 12х2 | 5 | |
8 cos x | - 8 sin x | -3ax | -3 ax ∙lna |
13х-2 | - 26х-3 | | |
у = 3х – 2х5 + е2
у' = (3х – 2х5 + е2)'= (3х)' – 2 ∙(х5)' + (е2)'=3х ln3 – 10х4
у = 2х ∙ х3
у' = (2х ∙ х3)' = (2х)'∙ х3 + 2х ∙( х3)' = 2х ∙ ln2∙ х3 + 2х ∙3х2 = 2х ∙ х2(х∙ ln2 + 3)
у =
у' = = = =
= =
у = 3 +2- х-2 + 4
у' = (3 +2- х-2 + 4)'= 3()' +2()' – (х-2)' + (4)'=
= 3∙+ 2 ∙- (-2)= ++2х-3
у = 3х – 2х5 + е2
у' = (3х – 2х5 + е2)'= (3х)' – 2 ∙(х5)' + (е2)'=3х ln3 – 10х4
у = 2х ∙ х3
у' = (2х ∙ х3)' = (2х)'∙ х3 + 2х ∙( х3)' = 2х ∙ ln2∙ х3 + 2х ∙3х2 = 2х ∙ х2(х∙ ln2 + 3)
у =
у' = = = =
= =
у = 3 +2- х-2 + 4
у' = (3 +2- х-2 + 4)'= 3()' +2()' – (х-2)' + (4)'=
= 3∙+ 2 ∙- (-2)= ++2х-3
Самостоятельная работа
Функция | Производная | Функция | Производная |
4х2 | | -3х2+1 | |
7- 6х | | 4- 2х | |
- 9 sin x | | 5sin x | |
2х + 3х-4 | | 3х - 6х-2 | |
| | | |
3(2х5+6) | | - 4(2х-3+8) | |
3 cos x - 11 | | 6cos x - 9 | |
-8х2 – 4х-3 | | 3х2 + 2х-5 | |
5 ln x+ | | - 4ln x | |
6+7х3 | | 10х3 + 5 | |
5 Формирование умений и навыков
Найти значение производной функции в точке | Производная | Значение производной функции в точке | Ответ | Буква |
| | | -3 | о |
| | | 1 | к |
| | | 5 | н |
| | | - 1 | ь |
| | | -3 | о |
| | | 8 | л |
| | | 46 | р |
| | | 2 | т |
Таблица соответствия:
- 3 | 1 | 5 | - 1 | 8 | 46 | 2 | |
о | к | н | ь | л | р | т | |
Из получившихся букв сложить слово. Получится – контроль.
Критерий выставления оценок за это задание:
Количество выполненных примеров | Оценка |
8 | 5 |
7-6 | 4 |
5-4 | 3 |
Меньше 4 | 2 |
6 Домашнее задание.
Подготовить презентацию на тему : "Применение производной к исследованию функции"
7 Оценка знаний.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Анализ
открытого урока по дисциплине
"Математика: алгебра и начала математического анализа"в 1группе 1 курса специальность:35.02.01 "Лесное и лесопарковое хозяйство" преподавателя математики по теме «Правила вычисления производных»
Северо- Кавказского лесного техникума
Валиевой Джульеты Валикоевны
15.03.2015 год
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
1 курс СПО
Продолжительность урока: 80 минут.
Цель урока: формирование и закрепление умений самостоятельно применять правила дифференцирования для нахождения производных на практике.
Задачи урока:
обучающая: Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки при вычислении производных. Проверить умения находить производную функции, используя таблицу производных.
развивающая: Развивать логическое мышление, речь, внимание, наблюдательность, память. умений самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, умений готовить и слушать.
воспитательная: Воспитывать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию мышления познавательной и творческой активности учащихся. Воспитание дружеского отношения между студентами, воспитание отзывчивости.
Урок соответствовал интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развитию учащихся. Обучающиеся были активны на всех этапах урока.
Урок проходил в быстром темпе . На протяжении всего урока поддерживался интерес обучающихся. Наглядный материал был достаточен и уместен. Он использовался для решения обучающих задач и для эмоциональной поддержки учащихся.
Деятельность на уроке организовали преподаватель и сами обучающиеся; в зависимости от ситуации. Психологическая атмосфера урока была доброжелательной. Урок достиг своих целей, у обучающихся были сформированы знания о многоугольниках. Урок развивал интерес у учащихся к данному предмету .