СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение учебной мотивации обучающихся в школах с низкими образовательными результатами

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с необходимостью повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами. Мотивация учебной деятельности - это один из главных факторов успешности ребенка, она не формируется сама по себе, это длительная совместная деятельность обучающихся и учителей.

Просмотр содержимого документа
«Повышение учебной мотивации обучающихся в школах с низкими образовательными результатами»

Повышение учебной мотивации обучающихся в школах

с низкими образовательными результатами.

Ключевые слова: учебная мотивация, низкомотивированные обучающиеся, повышение качества знаний, низкие образовательные результаты.

Актуальность: необходимость выхода школы из категории «школа с низкими образовательными результатами».

Объект: учебная мотивация.

Предмет: поиск форм и методов повышения мотивации школьников к учебной деятельности.

Цель: обобщение и систематизация знаний о формах и методах повышения учебной мотивации обучающихся.

Задачи:

  • выявить возможные причины низкой учебной мотивации обучающихся;

  • сформулировать возможные пути повышения учебной мотивации обучающихся;

  • предложить педагогические факторы повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся.

Аннотация: в статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с необходимостью повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами. Мотивация учебной деятельности - это один из главных факторов успешности ребенка, она не формируется сама по себе, это длительная совместная деятельность обучающихся и учителей.


Формирование учебной мотивации обучающихся является одной из приоритетных задач, стоящих перед всей системой российского образования в целом и перед современной школой в частности. Центральной идеей образования становится приоритет социально мотивационных факторов и общечеловеческих ценностей, методологической переориентации образования на личность, на обеспечение активной познавательной позиции субъекта обучения.

Рассматривая возрастные категории обучающихся средней школы, особенно противоречивым является возрастной период с 11-15 лет. С точки зрения физиологии и психологии, это один из самых активных перестроечных периодов. В этом возрасте наблюдается изменения во внимании, мышлении, творческих способностях возникает потребность в самовыражении и самореализации. Именно в этом возрасте происходит идентификация себя как членов общества и ценностные ориентации, прежде всего, формируются как ответ на ценности, культивируемые вокруг.

Для эффективного воздействия на мотивационно-ценностную сферу обучающегося педагогические условия должны соответствовать определенным требованиям. В них четко должна прослеживаться и быть ясной для участников образовательного процесса цель и конечный результат.

Общение, в период среднего школьного возраста не просто является ведущим типом деятельности, оно определяет процесс взаимодействия индивида в образовательном процессе и в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой. Педагогические условия должны соответствовать личностным потребностям обучающихся в их стремлении установки коммуникации с сообществом. А воспитание мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности должны определяться принципами: интерактивности, вариативности, открытости, не формальности, личностной ориентированности.

Непрерывный диалог ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - социум, как в образовательном, так и в познавательном процессе и будет полностью отражать термин интерактивность. Интерактивность процессов взаимодействия в современном образовании осуществляется за счет использования средств цифровой образовательной среды. Открытость, информативность и разнонаправленность цифровой образовательной среды дает возможность реализации принципов свободы и личностно-ориентированного обучения. С позиции активизации познавательного процесса за счет использования интерактивных методов с использованием цифровой среды мы провоцируем зарождение личностной заинтересованности к процессу добывания знаний. Происходит трансформация процесса образования из бессознательного к осознанному.

Неформальным в образовании может быть как способ образования, например внеурочная форма организации образования, так и форма объединения в сообщества и группы. Вариативность как педагогический принцип в образовании осуществляется за счет выбора содержания, форм, методов и средств обучения в условиях цифровой образовательной и коммуникационной среды. Личностная заинтересованность определяется и стимулируется включением обучающегося в познавательную деятельность на основе свободы выбора им средств цифровой среды в коммуникации и образования, поддержанием интерактивности познавательного процесса [5].

В данной статье мне бы хотелось обратить внимание на школу, в которой работаю я уже более 20 лет, выделить её особенности и попытаться дать практические советы педагогам, работающим в школах с низкими образовательными результатами.

МОУ «Торосовская ООШ» располагается на территории АМО «Клопицкое сельское поселение» Волосовского района Ленинградской области, в 72 км. от г. Санкт-Петербург и 10 км. от районного центра г. Волосово. В нашу школу приезжают дети из 6 близлежащих деревень к д.Торосово (из 130 обучающихся 29).

Состав родителей ОО крайне неоднороден: есть как обеспеченные семьи, так и семьи с крайне низким уровнем дохода. Малообеспеченные семьи составляют 31% от общего состава. По данным социального паспорта 30% - многодетные, 30% - неполные. Большая часть родителей являются представителями рабочих профессий - 56%, к категории служащих относятся 23%, безработные родители – 21%. Уровень образования: средне-специальное - 70%, высшее - 10%, общее среднее - 20%.

Для определения степени удовлетворенности образовательными услугами потребителей образовательного процесса был проведен социологический опрос родителей (законных представителей) о качестве предоставляемых образовательных услуг в 2020 г.

По результатам опроса 83,7% родителей (законных представителей) отмечают, что педагогический состав и администрация ОО работает добросовестно и старается удовлетворить имеющиеся запросы участников образовательного процесса. 97,5% опрошенных отмечают, что в ОО создана безопасная среда для получения образования. Однако большинство (68,8%) родителей (законных представителей), отмечают, что имеющийся перечень услуг по дополнительному образованию необходимо расширить.

Тремя основными качествами, способствующими наибольшему спросу образовательных услуг ОО, респонденты называют «Усилия, которые прилагают педагоги, их желание оказать качественную услугу», «Приятная комфортная среда, наличие МТО» и «Вежливость и корректность в обучении».

Деятельность школы направлена на создание образовательной среды, обеспечивающей личностное самоопределение участников образовательного процесса, устойчивое повышение образовательных результатов. Оценка потенциала развития образовательной организации по реализации стратегии развития образования представлена в формате SWOT – анализа. [3]

Факторы, обеспечиващие развитие

SWOT – анализ


Сильные стороны

Слабые

стороны

Возможности

Угрозы

Качество образова-ния

Выполнение муниципального задания на протяжении последних 3 лет соответствует всем установленным показателям.

Отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей обучающихся.

Снижение образовательных результатов

Изменение содержания качества образования в соответствии с требованиями международных исследований предполагает усиление самостоятельной работы обучающихся по обеспечению высоких результатов.

Разработка и реализация курсов/программ по формированию функциональной грамотности.

Потребность усиления индивидуальной составляющей в образовании ребенка должна быть обеспечена ростом профессионального мастерства педагога.


Снижение качества образования в школах определяется наличием низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся.

Уровень учебной мотивации обучающихся нашей школы был изучен с помощью методики Н. Г. Лускановой, которая содержит 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению, и позволяет выявить 5 уровней школьной мотивации. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты анкетирования обучающихся МОУ «Торосовская ООШ»

Классы

Количество анкетированных, чел

Уровень учебной мотивации

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

3

10

2

20

6

60

1

10

1

10

-

-

4

8

1

12,5

1

12,5

4

50

2

25

-

-

5

14

-

-

-

-

9

64

3

21

2

15

6

5

-

-

-

-

1

20

1

20

3

60

7

13

-

-

2

15

3

23

4

31

4

31

8

21

-

-

1

5

6

29

12

57

2

9

9

12

2

16

1

8

4

34

4

34

1

8

Итог:

83

5

6

11

13

28

34

27

33

12

14

По результатам проведенного исследования максимальный балл по выборке составил 30, минимальный – 3. В целом по выборке можно диагностировать преобладание положительного отношения к школе, но при этом школа привлекает детей больше внеучебной деятельностью (28%). Положительная познавательная мотивация выявлена у 19 % обучающихся. Школьная дезадаптация выявлена у 14 % обучающихся.

Результаты данного исследования подчеркивают важность комплексного решения возникающих проблем, с которыми сталкиваются педагоги в школах, где обучающиеся демонстрируют стабильно низкие результаты. Стратегии повышения качества образования не должны ограничиваться только управленческими инструментами. Надо достаточно много внимания отводить повышению учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности школьников.

Можно выделить следующие педагогические факторы повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся в школах с низкими образовательными результатами обучения.

Первый фактор, который важен для осуществления педагогической деятельности, – это обновление используемых учителями технологий. Принимая во внимание, что дети поколения Z психологически отличаются от школьников предыдущих поколений, имеет смысл это учитывать в их обучении. В частности, речь идет о таких психологических особенностях, как клиповое мышление, которое приводит к необходимости использовать больше наглядности при подаче учебного материала. Второй особенностью современных школьников является гиперактивность у большинства детей, повышенная утомляемость и пресыщаемость. Это также требует внимания со стороны педагогов и применения здоровьесберегающих технологий. Включение в урок динамических пауз, релаксационных, в том числе дыхательных, упражнений, позволит школьникам снять излишнее напряжение и продуктивно работать. Еще одна тенденция, проявляющаяся в поведении детей поколения Z, – зависимость от гаджетов и доминирование игровых интересов. Этот аспект также можно обратить в «плюс», применяя в обучении цифровые технологии и геймификацию. Итак, для того чтобы учебная деятельность современных школьников была продуктивной, важно создать условия для повышения качества усвоения информации обучающимися. Этот вопрос можно решить путем применения педагогами межпредметных технологий. Поэтому в качестве первого педагогического фактора повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся назовем применение учителем межпредметных технологий, способствующих интересному и понятному преподнесению информации.

На учебную мотивацию и в целом желание учиться влияет комфортность образовательной среды, которая определяется, как правило, бесконфликтной коммуникацией. Однако в каждом классе встречаются обучающиеся с признаками агрессии, склонностью к отклоняющемуся поведению, которые могут нарушать в классе дисциплину, срывать уроки. Такое поведение мешает как самим таким школьникам усваивать информацию, так и другим ученикам полноценно учиться. Не умея конструктивно взаимодействовать с такими детьми, не понимая мотивы их поведения, учитель чаще применяет авторитарные, директивные приемы, которые приводят к конфликтам. Поэтому важно педагогам понимать мотивы поведения сложных учеников и выбирать соответствующие стратегии. В этом плане можно найти хорошие рекомендации у С.В. Кривцовой в книге «Учитель и проблемы дисциплины», где автор выделяет четыре мотива «плохого поведения» ребенка на уроке и предлагает стратегии их преодоления, а также экстренные меры реагирования в той или иной ситуации. Ценные советы на тему «Как говорить с детьми, чтоб они учились» дают зарубежные специалисты – А. Фабер, Э. Мазлиш. Пользуясь предложенными рекомендациями, учителя из школ, где дети демонстрируют низкие результаты, отчасти связанные с их недисциплинированностью, могут найти подход практически к каждому ребенку. Таким образом, в числе педагогических факторов повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся можно назвать применение педагогами бесконфликтной коммуникации с учащимися, основанной на выявлении мотивов трудного поведения и выборе адекватных стратегий по его регуляции.

Учебная мотивация и продуктивность учебной деятельности учащихся определяются не только усилиями ученика или педагога, но и уровнем родительской ответственности в этом вопросе. Поэтому большое значение в школах с низкими результатами обучения сегодня придается сотрудничеству с родителями низкомотивированных и слабоуспевающих школьников. Как правило, часть таких детей воспитывается в так называемых неблагополучных семьях, в части семей родители слишком заняты вопросами материального обеспечения. Также в ряде семей наблюдаются неконструктивные модели воспитания, сопряженные с гиперопекой, авторитарным или попустительским стилем воспитания. Соответственно педагогам важно уметь взаимодействовать с различными категориями семей для привлечения их внимания к качественной учебной деятельности ребенка. В этой связи педагоги могут обратиться к новым исследованиям, посвященным вопросам адресной поддержки родителей, имеющих различный уровень ответственности [Хаджиев С.М. Влияние осознанной родительской ответственности на образовательные результаты старшеклассников. Сибирский педагогический журнал. 2019; № 3: 45 – 57.]. Кроме того, сегодня разрабатываются новые модели психологического просвещения родителей (кейс-технологии, форумы, онлайн-конференции, конкурсы, акции, коммуникационные проекты), в которые можно постепенно вовлекать родителей. Все перечисленные форматы просвещения родителей представлены на одной из платформ «Я – родитель» (https://www.ya-roditel.ru/). Материалы данного сайта могут быть полезны родителям и педагогам, с ними взаимодействующим. Итак, ещё один педагогический фактор повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся мы определяем, как выстраивание эффективных стратегий сотрудничества с родителями, имеющими разный уровень родительской ответственности [2].

Итак, мы выделили следующие педагогические факторы повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности школьников из школ с низкими образовательными результатами:

  • применение межпредметных технологий, способствующих интересному и понятному преподнесению информации;

  • актуализация бесконфликтной коммуникации с учащимися, основанной на выявлении мотивов трудного поведения и выборе адекватных стратегий по регуляции;

  • выстраивание эффективных стратегий сотрудничества с родителями, имеющими разный уровень родительской ответственности.

Педагогические условия, основанные на принципах интерактивности, вариативности, открытости, не формальности, личностной ориентированности, позволяют создать образовательную среду, при которых мотивационная и ценностная сферы личности обучающихся получают стимул к формированию и развитию. Потенциал цифрового образовательного пространства расширяет выбор методов, форм, средств, используемых в системе воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности обучающихся среднего школьного возраста. Интерактивность образовательного процесса создаёт прочную основу для повышения уровня мотивации к познавательной деятельности и возможность для повышения уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся основной школы.

Педагогам школ с низкими образовательными результатами имеет смысл осваивать новые инструменты повышения качества образования. Хочется верить, что учет учителями описанных педагогических факторов повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности позволит преодолеть синдром школы с низкими результатами обучения.




Библиографический список:

  1. Е.В.Гаврилова. Влияние образовательной среды на формирование индивидуально-психологических особенностей учащихся и школьной мотивации // Сибирский педагогический журнал. – 2013. - № 6.

  2. Д.Ф. Ильясов, Е.А. Селиванова. Педагогические факторы повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся в школах с низкими результатами обучения // Мир науки, культуры, образования. – 2020. - № 6 (85).

  3. Программа развития МОУ «Торосовская ООШ» на 2021-2023 годы «Школа – территория успеха»

  4. Е. В. Романова, Н. А. Пронина. Особенности развития познавательной мотивации младших подростков // Научно-педагогическое обозрение. – 2021. - №1(35).

  5. Е.И.Санина, Л.А.Зенкова. Педагогические условия воспитания мотивационно-ценностного отношения к познавательной деятельности у обучающихся основной школы // Педагогика.


Предоставила Погорелова Е.В.

Волосовский район

МОУ «Торосовская ОШ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!