МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов
младших школьников с помощью
сетевых проектов
Учитель начальных классов
высшей категории МАОУ «СОШ № 76»
Думнова И.А.
Достижение высоких учебных результатов обучения возможно тогда, когда у учащихся будет сформирована мотивация к приобретению необходимых новых внутренних качеств в учебной деятельности
Требования к результатам освоения ООП
Миссия школы – содействовать переводу обучающегося в режим саморазвития
Предметные результаты
Личностные результаты
На информационном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодня актуальной становится задача индивидуального развития ученика с творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, сформированным умением ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.
Особенности нового ФГОС:
Ориентирован на достижение трёх групп результатов: предметных, личностных и метапредметных;
Деятельностный подход;
Приоритет внеурочной деятельности.
Многие учителя активно используют проектную деятельность, которая обладает значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов. В процессе проекта совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Метапредметные результаты
/ 2 2
Модель стандартизации системы образования
Деятельность - единственный путь к знанию.
Джордж Бернард Шоу
Системно-деятельностный подход предполагает:
Готовность учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих требованиям информационного общества и инновационной экономики
Признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания мира, способов организации учебной деятельности
Новое качество образования связывают с информатизацией, именно поэтому нынешняя образовательная система может быть обогащена включением школьников в сетевую проектную деятельность, которая обладает значительными ресурсами в достижении результатов, потому что она интегративна. Она объединяет в себя познавательную, исследовательскую, игровую, учебную деятельность, что будет способствовать формированию предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников, что и определяет актуальность нашей темы.
3 / 2 2
Можно по этому образцу сделать новый слайд про этот год
Можно по этому образцу сделать новый слайд про этот год
Сетевой проект. Что это?
C етевой (телекоммуникационный) проект – это сетевое удаленное взаимодействие учащихся из разных регионов и стран.
У участников проекта должны быть едиными:
Под сетевым (телекоммуникационным) проектом следует понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (д.п.н., проф. Е.С. Полат)
3
Условия
Гипотеза
3 / 2 2
Сетевые проекты будут влиять на формирование
предметных, личностных и метапредметных результатов
1) Последовательность включения детей в сетевые проекты (предварительный, подготовительный, основной и заключительный этапы);
2) Сотрудничество между всеми участниками сетевых проектов (ученик – родитель – учитель – организаторы);
3) Будут формироваться соответствующие умения, связанные с реализацией сетевых проектов.
Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального положения дел в школе позволили нам выявить противоречия : между необходимостью совершенствования процесса обучения, в рамках нового ФГОС НОО, ориентацией на деятельностную основу обучения и недостаточным использованием ресурсов сетевой проектной деятельности в общеобразовательной школе.
Объект исследования
3 / 2 2
Цель исследования – определить условия и разработать методику организации сетевых проектов как средства формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников.
сетевые проекты как средство формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников
3
Проектные умения
Организационные
Содержание умений
Коммуникативные
УУД
умение планировать и
организовывать свою работу
регулятивные
умение работать совместно,
налаживать сотрудничество
Творческие
(в том числе и исследовательские)
Презентационные
коммуникативные
умения, связанные с работой
по поиску и обработке
информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний
познавательные
умения подготовить и продемонстрировать
результат работы
IT умения
регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные
умения вводить, сохранять информацию,
умения работать
с электронной почтой и т.д.
регулятивные, коммуникативные,
познавательные, личностные
В ходе работы мы доказывали, что сетевые проекты влияют на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников по следующим причинам:
Темы проектов затрагивают увлечения детей и удовлетворяют познавательные потребности;
В ходе проекта дети занимаются интересными и новыми видами деятельности, что связано с мотивацией;
Овладевают проектными умениями, которые можно сопоставить универсальными учебными действиями, что позволяет реализовывать познавательный интерес в других видах деятельности.
Экспериментальная работа
Контрольный
этап
Формирующий этап
методические рекомендации учителям по участию в сетевых проектах.
Констатирующий этап
Проверка гипотезы исследования,
на основе включения детей в сетевую проектную деятельность.
- Изучение литературы;
- Определение основ исследования;
- Выявление уровня мотивации;
«Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Северска стала базой для исследования, которое проводилось с сентября 2009 года по май 2014 года. В эксперименте на разных его ступенях приняли участие 49 учащихся 7-10 лет, 45 родителей. Организация исследования проводилась в три этапа.
Во время эксперимента были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы, опросно-диагностические методы, (наблюдение, анкетирование, тестирование), диагностика мотивационной сферы Н.Г. Лускановой, Гинзбурга, педагогический эксперимент.
/ 2 2
1 группа – 25 учащихся, которые обучались с 2009 по 2013 гг.с 1 по 4 класс
/ 2 2
2 группа – 24 учащихся, которые обучаются с 2013г.
по н.в.
Получены результаты диагностики первой и второй групп. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо развивать и повышать познавательную мотивацию, для этого нужно построить процесс обучения и воспитания так, чтобы ребята хотели учиться, шли в школу с желанием узнавать, общаться. Как же вовлечь в сетевые проекты, чтобы они стали средством повышения мотивации и формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников.
Можно по этому образцу сделать новый слайд про этот год
Надо выбрать проект
Организаторы предлагают:
- визитку проекта(образец);
- буклет для координатора (содержит необходимую информацию);
- вводную презентацию (для погружения детей в проект);
- пакет документов по сопровождению проекта (для формирующего оценивания в ходе проекта);
- инструкции (по ходу прохождения проекта - образец);
- форум (где можно задать любой вопрос организаторам проекта)
Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka . com . Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым . К каждому проекту организаторы предлагают:
/ 2 2
Этапы включения детей в сетевые проекты
/ 2 2
идет выбор и знакомство с правилами участия в сетевом проекте;
"Космические ученики" - Северск. Этап 1. Предполётная подготовка
2) Подготовительный этап - регистрация команды, погружение в проект, первые задания;
На этом этапе определяются дети, желающие участвовать в проектах, это становится отправной точкой для формирования: коммуникативных умений (дети учатся работать в группе, согласовывать свои идеи), IT умений (работа с почтой, знакомство с сайтом). Учитель должен наладить сотрудничество: координатор – дети - родители.
Проект "Про палочку выручалочку, мешок яблок и дружбу"
Этапы включения детей в сетевые проекты
3) Основной этап – участие в сетевом проекте:
Как изучалось задание?
Как выполнялось задание?
Как шло взаимодействие?
Какие трудности возникли?
Какие проектные умения формировали:
Северчане-Северск. Проект "Дом, который построил..."
- Организационные
- Коммуникативные
- Творческие
- Презентационные
- IT умения
Участники приходили в школу не к 9:00, а к 8:30, так как перед уроками им необходимо было вместе на сайте прочитать задания и совместно их выполнять. Другие задания в рамках проекта выполнялись после уроков.
/ 2 2
4) Заключительный этап –
подведение итогов, рефлексия
/ 2 2
После проекта самые активные ребята получают знаки отличия (это такие «картинки», которые выставляют организаторы проекта на личную страничку участника), а команда – сертификат. И всё-таки главным итогом мы считаем, не количество пройденных станций или значков, а гораздо более важный результат: мы получили возможность всем вместе делать общее дело, когда на первое место становится сам процесс коллективной работы, удовольствие от того, что сообща мы можем добиваться очень многого.
Рефлексивные тексты "Я в проекте "
Таблица личного участия в проекте
/ 2 2
Что можно освоить в ходе сетевого проекта
В проекте каждый имеет возможность проявить себя с самой лучшей стороны. Создаваемые ребятами творческие работы используются на уроках, транслируются на персональном сайте. Мы учимся обмениваться цифровыми материалами и делать это грамотно. Мы уважаем друг друга и радуемся успехам друзей так же, как собственным. Учёба происходит незаметно и очень познавательно. Данные проекты дают хорошую возможность, как детям, так и учителям совершенствовать свои познания и умения в работе на компьютере, а отсюда сетевое образование позволяет экономить ресурсы. Именно там имеется возможность делиться знаниями, спрашивать и учиться у других людей, искать единомышленников и совершать действия, которые не под силу совершить в одиночку. Кроме того, сетевые проекты это дистанционное обучение, использование современной образовательной технологии, повышение ИКТ-компетентности педагога и ученика за счет освоения новых сервисов. Кроме того, именно в проектах заключены межпредметные связи, и ребята будут применять свои знания по истории, краеведению, литературному чтению, русскому языку, математике, ИКТ в нестандартных ситуациях.
Освоили образовательные ресурс ы
Ментальная карта на http://www.spiderscribe.net
«Ломоносов – гений русской науки»
Лента времени http://www.dipity.com/ «Отечественная война 1812года»
Фотошоу на http://photopeach.com/ "И жизнь, и смерть, и подвиг, и любовь! "
Интерактивные задания на http://learningapps.org/ «Кроссворд «Типи»
Карты Google «Экскурсия «Северск-город атомщиков»
Хранилище презентаций http://www.slideboom.com/
«Картинный словарь Северского редута»
Аудиоспектакль по книге Дж. Родари "Какие бывают ошибки "
Совместные презентации участников проекта «Слон-больше, чем животное»
Облако слов http://www.wordle.net/ команды «Северский обоз»
Видеоспектакль на канале http://www.youtube.com/ «Осень на пороге»
/ 2 2
Участие в проектах за три года
/ 2 2
Чему ты научился в ходе проекта
Первая экспериментальная группа за время исследования стала участником восьми сетевых проектов.
После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты, мы составили диаграмму «Чему ты научился в ходе проекта». Когда ребенок понимает, что он не только сам научился, но теперь может научить других, у него появляется уверенность в своих силах и желание узнать новое.
Самым интересным в проекте было
В сетевых проектах создаются условия для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты 4 проектов, составили диаграмму, из которой видно, как проект не только повышает познавательную активность, но и сплачивает ребят, учит работать в команде.
/ 2 2
Результаты контрольного этапа с 1 группой
/ 2 2
Результаты контрольного этапа со 2 группой
Диагностика на контрольном этапе экспериментальной работы с обеими группами показала, что количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился, а уровень низкой школьной мотивации понизился. 1 группа: количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 5 до 52 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 38 до 0%. (1 диаграмма). Количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 12 до 33 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 8 до 0%. (2 диаграмма)
/ 2 2
Количественные показатели достижения предметных результатов обучающихся
Качество знаний обучающихся
за 3 года
Таким образом, мы можем сделать вывод, что участие младших школьников в сетевых проектах будет способствовать повышению мотивации к учению и познанию. Кроме того, проанализировав индивидуальный маршрут каждого участника сетевого проекта, можно констатировать, повышение уровня учебной мотивации, что, несомненно, отражается в учебно-познавательной деятельности на уроках. Поэтому участие младших школьников в сетевых проектах способствует формированию мотивации младших школьников в учебно-познавательной деятельности. Также можно констатировать тот факт, что участие ребят в сетевых проектах положительно отразилось на качестве учебы. Об этом свидетельствуют результаты административных контрольных работ и диктантов, подтверждается муниципальными и региональными мониторингами качества знаний
ФГОС
Учебный
процесс
УУД
СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ
Деятельность
ИКТ
Межпредметные
знания
Признание воспитательной компоненты как основополагающей в формировании личности школьника и его успешной социализации
Целью любого проекта являются образовательные приращения участников проекта (личностные,
предметные и
метапредметные результаты)
Актуальность сетевых проектов заключается в том, что они закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные цели и результат. Только при этих условиях в процессе обучения будет формироваться учебно-познавательная мотивация. В ходе проекта видны образовательные приращения участников проекта: личностные, предметные и метапредметные результаты. Формируемые на данной ступени умения и навыки обеспечат не только настоящее, но и дальнейшее развитие ребенка, а также его отношение к жизни и ценностям.
/ 2 2
Публикации автора
«Участие в сетевых проектах педагога и учащихся как ресурс личностного роста и фактор повышения качества образования» (материалы Х VII Международной конференции «Наука и образование»(2013г.),
«Организация внеурочной деятельности младших школьников с использованием сетевых проектов для повышения мотивации к учению и познанию» (материалы II Всероссийского научно-практического симпозиума «Информационная среда школы как ресурс исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса» (2013г.)
Результаты исследования нашли отражение в публикациях, в выступлениях с докладом на конференциях, курсах повышения квалификации, семинарах для студентов и учителей. Сама я точно знаю дальнейший свой маршрут в самообразовании: организация сетевого проекта. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя.
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания учителя как активного субъекта , познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития ученика.
«Сетевые проекты как ресурс совместной деятельности педагога, ребенка и родителей» (материалы Всероссийской научно-практической конференция «Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: работа с семьей» (2012г.)
/ 2 2
Список используемой литературы и сетевых ресурсов для презентации
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591 / , свободный.
Критериальное оценивание О.Ф.Брыксина
Сайт учебного сетевого проекта
Полат Е.С, д.п.н., проф. , ИОСО РАО Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
Сайт Летописи, ru
Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века
Смирнова М.А. http://www.nachalka.com/network_projects
Логотип сайта Nachalka - http://www.nachalka.com
Рождественская Л.В. Создание интерактивной учебной э-среды для для формирования метапредметных умений учащихся
Рисунки и картинки, используемые в презентации:
http://goo.gl/vDqQll
Человечки http://1warezz.ru/1889-3d-figury-chelovechkov.html
/ 2 2