СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение мотивации на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы и методы работы с учащимися со слабой учебной мотивацией из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Повышение мотивации на уроках английского языка»


«Повышение мотивации на уроках английского языка»


Главной целью обучения английскому языку в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на английском языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей человека, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов. Когда школьники приступают к занятиям английским языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Поэтому главной задачей учителя английского языка применять в своей практике такие методы и приемы, которые бы повышали мотивацию при изучении английского языка.

Работая в школе, я также столкнулась с данной проблемой. Для ее решения в своей работе я использую различные методы и приемы.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.


Во время проведения урока нужно применять основные принципы:

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.

Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка", поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта.

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: Представьте, что вы переезжаете в квартиру своей мечты и вам нужно её обставить. Давайте сделаем это!

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на самого вежливого собеседника.- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?

-"Снежный ком".

У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.

У2. -Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло: и т.д.

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников.

- рифмовки;

- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик - семицветик (речевая задача - развитие умения называть цвет, опрос лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки - общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки -игру, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

Что касается практической деятельности, в своей работе применяю следующие приемы.

На начальном этапе в 2 классе использую игру «Spell the word» (при подготовке к контрольной работе) в качестве повторения изученного материала. Перед тем, как нам писать слово на доске, начинаем с такого упражнения–написать слово в воздухе и произнести по буквам. Ученикам сложно произносить слово по буквам, поэтому делаем это вместе. Затем пишем на доске. Если кто-то ошибается, дети пишут в воздухе это слово, проговаривая его. Детям это нравится. А самое главное, что это работает. Развлечение должно быть учебное. Также эта игра используется в качестве здоровье сберегающей технологии.

С удовольствием дети начальной школы изучают диалоги. Мы не просто изучаем диалоги наизусть, мы их разыгрываем. И это очень хорошо работает и повышает мотивацию. Чтобы их заинтересовать, я включаю видео, они слушают, смотрят, потом мы переводим. А дальше сразу разыгрываем у доски с учебником. И если у нас получилось потренировать диалог по ролям, они руку поднимают, они хотят, то это уже заинтересованные дети. Тогда можно задать выучить наизусть дома. Кому сложно красиво читают, переводят, изучают слова. Но желательно выучить наизусть. А иногда делают маски. Получается театральная постановка.

Из своего опыта, могу сказать, что ближе к 7 классу дети не хотят учиться. Им кажется, что ещё есть время и всё будет хорошо. На уроке необходимо создать такую атмосферу, чтобы дети не понимали, что они учатся.

Главное мотивировать вначале урока, чтобы ребенку этой мотивации хватило на весь урок. На уроке усвоения новых знаний использую такой прием, как угадывание темы урока (развесить картинки на доске, включить отрывки музыкальных произведений, прогноз погоды). Вопросы представляю по-разному «Guess the subject», «What are we going to talk about?», «Guess the topic, please», «Look at the pictures». Моим ученикам очень нравится угадывать тему урока, особенно в необычной форме.

Повышение мотивации можно также проводить на разных этапах урока.

Вот, например, после изучения темы “Who is who” (прилагательные для описания внешности) на этапе рефлексии ученикам предлагается выполнить такое задание: написать на листочке своё имя в столбик на английском языке и на каждую букву придумать прилагательное.

На этапе актуализации знаний моим ученикам 7 класса очень нравится такая игра на знание прилагательных и причастия прошедшего времени. Я начинаю задавать вопросы «How do you feel when you watch comedies, How do you feel when you watch romantic films, How do you feel when you watch thrillers… Ученик отвечает: I feel excited… Затем спрашивает другого ученика, и это распространяется по всему классу. Здесь работает такой приём, как interaction (взаимодействие). Такое упражнение-игра расширяет лексические единицы, вырабатывает самостоятельность, интерес. Ученики оживляются, они успокаиваются, они прислушиваются, потому что им интересно знать друг о друге. И таким образом, мы учимся говорить.

Поскольку в старших классах ученики знают уже достаточно много, владеют хорошей лексикой, я представляю некоторые, новые слова в виде дефиниции. (a boarding school is a school where children study and live). Я им говорю по-английски, а они переводят на русский. Они воспринимают такую демонстрацию слов, как игру.

На этапе актуализации знаний ученикам предлагается самим объяснить дефиницию слова. Они своими словами это объясняют, и им это нравится. Развивается умение говорить на английском языке, а это то, к чему мы стремимся. Наша главная цель –научить ребенка говорить на английском языке. И в старших классах я люблю работать с новой лексикой, именно так –объясни слово на английском языке (What does this word mean?). Иногда я пишу на доске, чтобы они видели слово и готовились заранее.

Когда мы учимся, как писать эссе мне и ученикам очень нравится работать над средней частью (аргументы за и против). Я даю какое-то время, чтобы они сами себе записали в тетрадь преимущества и недостатки. Когда я вижу, что не всё упомянуто по теме, дополняю их своими примерами. У нас получается взаимообмен. Тем самым расширяется лексика по изучаемой теме, повышается мотивация.

В своей работе я также активно использую музыкальный и литературный приёмы. Детям предлагаю выбрать любимую песню на английском языке и перевести её на русский язык так, чтобы сохранялся основной смысл, и присутствовала рифма. Ученикам, имеющий высокий уровень по английскому языку, предлагается перевести русскую песню на английский язык, сохраняя рифму. Также, использую тексты иностранных песен на необходимую тему, в которых пропущены слова. Ученики, прослушивая песню, заполняют пропуски, вписывают информацию.

Использование информационных технологий также является неотъемлемой частью успешного изучения английского языка. Материал, представляемый наглядно с помощью презентаций, видео роликов, способствует более быстрому, лучшему усвоению и запоминанию изучаемых тем.

Я считаю, что этап мотивации нельзя игнорировать.

В данной работе я привела только несколько примеров использования различных способов и приёмов, повышающих и закрепляющих мотивацию учащихся на уроках английского языка на разных ступенях обучения. Применение их целесообразно в педагогической деятельности учителя, так как они действительно работают, делают процесс обучения более интересным и приносят необходимый результат.

Таким образом, можно считать, что развитие интереса к изучению английского языка будет более успешным при наличии у школьников мотивации, формируемой за счет привлечения дополнительных инструментов обучения, учебных материалов. Использование элементов различных технологий на уроках и внеурочная деятельность могут помочь повысить интерес и совершенствовать различные компетенции учащихся по английскому языку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!