СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план на тему "Чередование е – и в корне слова" (6 класс, русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

Обучающая:

  • познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием;
  • формировать умение правильно писать слова с данными корнями;
  • закрепить знанияучащихсяправописаниичередующихсягласных и согласных в корнях слов.

Развивающая:

  •  
  • развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес учащихся к русскому языку;
  • создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план на тему "Чередование е – и в корне слова" (6 класс, русский язык)»

Дата: __________________

Класс: _________________


Урок № 30


Тема урока: Чередование е – и в корне слова.


Цель:

Обучающая:

  • познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием;

  • формировать умение правильно писать слова с данными корнями;

  • закрепить знания учащихся правописании чередующихся гласных и согласных в корнях слов.

Развивающая:

  • формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной;

  • развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес учащихся к русскому языку;

  • создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.


Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный.

Оборудование:

  • «Русский язык» учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения – Сабитова З.К., В.К.Павленко. – Алматы: Атамұра, 2015. – 288 с.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

§ 23. Стр. 82-85 – правила. Упр. 314, 315.

Записать словарные слова колено, радикулит, бамбук, фантастика в словарь и определить их лексическое значение.

КОЛЕНО, - 1. Сустав, соединяющий бедренную и берцовую кости; место сгиба на ноге, где выступает этот сустав. 2. В сидячем положении: часть ноги от этого сгиба до таза. 3. Отдельное сочленение, звено, отрезок в составе чего-н., являющегося соединением таких отрезков. 4 Изгиб чего-н., идущего ломаной линией, от одного поворота до другого. 5. В пении, музыкальном произведении: пассаж, отдельное, выделяющееся чем-н. место, часть. 6. В танце: отдельный прием, фигура, отличающаяся своей эффектностью (разг.). 7. (мн. колена, -ен), перен. Неожиданный, необычно странный поступок (прост, неодобр.).

РАДИКУЛИТ, Заболевание корешков спинномозговых нервов.

БАМБУК, Высокое и гибкое тропическое и субтропическое растение, древовидный злак с крепким полым стеблем.

ФАНТАСТИКА, То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок. 2. собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. 3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.).


III. Повторение.


Заполнить таблицу. Чередование гласных в корнях слов зависит от:



последующей

согласной

суффикса

ударения





ВозрАст1, зарОсли1, излАгать1, слОжение1, кАсаться2, выстИлать2, склОнение1, отклОняться2, зАря1, зОрька3, сжИгать2, избИрать2, застЕли1, выгАрать2, загАр3.


IV. Тема урока.

Жили – были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки – побегушки,

Буквы И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как  в них стать без лишних споров.

Но подружки не ругались,

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

- Здесь за корнем суффикс –

а -!

И, без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где – то бродит,

В корне место Е находит

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.



  • Кто определит  тему сегодняшнего урока? (запись темы)

Стр. 87 упр. 318.

Стр. 88 – орфограмма № 24 и правило.


V. Закрепление изученного материала.

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы (сл. 2-3).

Е или и?

Соб..раться за грибами; бл..стеть на солнце; зам..реть от неожиданности; зам..рать от восторга; расст..латься по лугу; ст..реть написанное; разж..гать костёр; раст..раться полотенцем; зап..реть дверь; прид..раться к мелочам; выж..гать рисунок; выч..тать сумму.


2. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а другой – с корнями, проверяемыми ударением.

Замереть, измерять, смиренный (мирный, покорный), обмереть, смириться, примерявший (костюм), причитать (плакать), читальный зал, вычеты, вычитать рукописи (проверить ), читательский, сосчитать.

1 чередующими корнями: 2 проверяемые ударением:

Замереть измерить (мерка)

обмереть смиренный(мир)

причитать примерявший (мерка)

блеснуть сжег (жег)

разжигала


3. Замените в словосочетаниях глаголы синонимичными глаголами того же вида с чередующимися гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмму. (Слова для справок записаны на доске с пропусками гласных в корне.)

  • сверкать на солнце – блестеть на солнце.

  • подниматься в гору – взбираться в гору.

  • закрывать класс – запирать класс.

  • загораться ярко – заблестеть ярко.

  • оцепенеть от страха – замереть от страха.

  • выдёргивать сорную траву – выдирать сорную траву.

  • убегать от ребят – удирать от ребят.


4. Работа по карточкам.

Карточка 1.

В словах вставить пропущенные гласные, подчеркнуть слова с чередующимися гласными в корне.

Зас…дание, отп…рла, заг…релся, прим…рять платье, к…саться, отр..слевая, р…систой, зар…стаю, прил…жение, заг…рать, прекл…нение, з…рницы.

Карточка 2.

Вставьте буквы, выделите корни, обозначьте орфограмму.

Подб…рать одежду

Сг…реть в солярии

Прор…сти весной

Нежное к…сание

Выт…реть пыль

Бл…стеть на солнце

Расст…лить постель

Черная заж…галка

Поехать в Р…стов

Уб…рать в комнате

Маленький р…сток

Всё зам…рало во сне

Сч…тать до ста

Расп…раемый впечатлениями

Написать изл…жение

Предпол…гать худшее

Прик…снуться к прекрасному

Красивый заг…р

Отр…сль промышленности

Отп…рать дверь

Карточка 3.

Вставьте буквы, выделите корни, обозначьте орфограмму.


Держать р…внение в рядах

Непром…каемая обувь

Доб…рат…ся по бездорожью

Р…стет в горшке

Зам…рать от испуга

Уд…рать от врага



Покл…ниться

Дон…мать расспросами

Выр…щивание цветов

Быстро ск…кать

Распол…жение

Пром…кнуть салфеткой



Попл…вок

Соч…тать

Ск…чок

Молодая пор…сль

Бл….снуть

Соч…тать


Карточка 4.

Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е.

Собратель, прила, обжгающий, словосочтание, раст…реть, опраться, раздраемый, обтрание, застлить, выбрут, избрательная (кампания), простираться, постирать белье, блстательный, блснуть, выжчь, застлить.


5. стр. 90 упр. 330.


VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.


§ 24. Стр. 88 – правила. Упр. 331.
























































Карточка 1.


В словах вставить пропущенные гласные, подчеркнуть слова с чередующимися гласными в корне.


Зас…дание, отп…рла, заг…релся, прим…рять платье, к…саться, отр..слевая, р…систой, зар…стаю, прил…жение, заг…рать, прекл…нение, з…рницы.



Карточка 2.


Вставьте буквы, выделите корни, обозначьте орфограмму.

Подб…рать одежду

Сг…реть в солярии

Прор…сти весной

Нежное к…сание

Выт…реть пыль

Бл…стеть на солнце

Расст…лить постель

Черная заж…галка

Поехать в Р…стов

Уб…рать в комнате

Маленький р…сток

Всё зам…рало во сне

Сч…тать до ста

Расп…раемый впечатлениями

Написать изл…жение

Предпол…гать худшее

Прик…снуться к прекрасному

Красивый заг…р

Отр…сль промышленности

Отп…рать дверь



Карточка 3.

Вставьте буквы, выделите корни, обозначьте орфограмму.


Держать р…внение в рядах

Непром…каемая обувь

Доб…рат…ся по бездорожью

Р…стет в горшке

Зам…рать от испуга

Уд…рать от врага

Покл…ниться

Дон…мать расспросами

Выр…щивание цветов

Быстро ск…кать

Распол…жение

Пром…кнуть салфеткой

Попл…вок

Соч…тать

Ск…чок

Молодая пор…сль

Бл….снуть

Соч…тать



Карточка 4.


Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е.


Собратель, прила, обжгающий, словосочтание, раст…реть, опраться, раздраемый, обтрание , застлить , выбрут , избрательная (кампания) , простираться , постирать белье , блстательный , блснуть , выжчь , застлить .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!