Дата: __________________
Класс: _________________
Урок № 30
Тема урока: Чередование е – и в корне слова.
Цель:
Обучающая:
познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием;
формировать умение правильно писать слова с данными корнями;
закрепить знания учащихся правописании чередующихся гласных и согласных в корнях слов.
Развивающая:
Воспитательная:
Тип урока: систематизация и обобщение знаний
Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный.
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
§ 23. Стр. 82-85 – правила. Упр. 314, 315.
Записать словарные слова колено, радикулит, бамбук, фантастика в словарь и определить их лексическое значение.
КОЛЕНО, - 1. Сустав, соединяющий бедренную и берцовую кости; место сгиба на ноге, где выступает этот сустав. 2. В сидячем положении: часть ноги от этого сгиба до таза. 3. Отдельное сочленение, звено, отрезок в составе чего-н., являющегося соединением таких отрезков. 4 Изгиб чего-н., идущего ломаной линией, от одного поворота до другого. 5. В пении, музыкальном произведении: пассаж, отдельное, выделяющееся чем-н. место, часть. 6. В танце: отдельный прием, фигура, отличающаяся своей эффектностью (разг.). 7. (мн. колена, -ен), перен. Неожиданный, необычно странный поступок (прост, неодобр.).
РАДИКУЛИТ, Заболевание корешков спинномозговых нервов.
БАМБУК, Высокое и гибкое тропическое и субтропическое растение, древовидный злак с крепким полым стеблем.
ФАНТАСТИКА, То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок. 2. собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. 3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.).
III. Повторение.
Заполнить таблицу. Чередование гласных в корнях слов зависит от:
последующей согласной | суффикса | ударения |
| | |
ВозрАст1, зарОсли1, излАгать1, слОжение1, кАсаться2, выстИлать2, склОнение1, отклОняться2, зАря1, зОрька3, сжИгать2, избИрать2, застЕли1, выгАрать2, загАр3.
IV. Тема урока.
Жили – были две подружки,
Симпатичные вполне,
Две подружки – побегушки,
Буквы И и буква Е.
Корни нескольких глаголов
Рады были их принять,
Только нужно было знать,
Как в них стать без лишних споров.
Но подружки не ругались,
Меж собой чередовались.
Скажет буква Е едва:
- Здесь за корнем суффикс –
а -!
И, без лишней кутерьмы
Примет корень букву И.
Если суффикс где – то бродит,
В корне место Е находит
До сих пор живут согласно
Чередующиеся гласные.
Стр. 87 упр. 318.
Стр. 88 – орфограмма № 24 и правило.
V. Закрепление изученного материала.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы (сл. 2-3).
Е или и?
Соб..раться за грибами; бл..стеть на солнце; зам..реть от неожиданности; зам..рать от восторга; расст..латься по лугу; ст..реть написанное; разж..гать костёр; раст..раться полотенцем; зап..реть дверь; прид..раться к мелочам; выж..гать рисунок; выч..тать сумму.
2. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а другой – с корнями, проверяемыми ударением.
Замереть, измерять, смиренный (мирный, покорный), обмереть, смириться, примерявший (костюм), причитать (плакать), читальный зал, вычеты, вычитать рукописи (проверить ), читательский, сосчитать.
1 чередующими корнями: 2 проверяемые ударением:
Замереть измерить (мерка)
обмереть смиренный(мир)
причитать примерявший (мерка)
блеснуть сжег (жег)
разжигала
3. Замените в словосочетаниях глаголы синонимичными глаголами того же вида с чередующимися гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмму. (Слова для справок записаны на доске с пропусками гласных в корне.)
сверкать на солнце – блестеть на солнце.
подниматься в гору – взбираться в гору.
закрывать класс – запирать класс.
загораться ярко – заблестеть ярко.
оцепенеть от страха – замереть от страха.
выдёргивать сорную траву – выдирать сорную траву.
убегать от ребят – удирать от ребят.
4. Работа по карточкам.
Карточка 1.
В словах вставить пропущенные гласные, подчеркнуть слова с чередующимися гласными в корне.
Зас…дание, отп…рла, заг…релся, прим…рять платье, к…саться, отр..слевая, р…систой, зар…стаю, прил…жение, заг…рать, прекл…нение, з…рницы.
Карточка 2.
Вставьте буквы, выделите корни, обозначьте орфограмму.
Подб…рать одежду
Сг…реть в солярии
Прор…сти весной
Нежное к…сание
Выт…реть пыль
Бл…стеть на солнце
Расст…лить постель
Черная заж…галка
Поехать в Р…стов
Уб…рать в комнате
Маленький р…сток
Всё зам…рало во сне
Сч…тать до ста
Расп…раемый впечатлениями
Написать изл…жение
Предпол…гать худшее
Прик…снуться к прекрасному
Красивый заг…р
Отр…сль промышленности
Отп…рать дверь
Карточка 3.
Вставьте буквы, выделите корни, обозначьте орфограмму.
Держать р…внение в рядах
Непром…каемая обувь
Доб…рат…ся по бездорожью
Р…стет в горшке
Зам…рать от испуга
Уд…рать от врага
Покл…ниться
Дон…мать расспросами
Выр…щивание цветов
Быстро ск…кать
Распол…жение
Пром…кнуть салфеткой
Попл…вок
Соч…тать
Ск…чок
Молодая пор…сль
Бл….снуть
Соч…тать
Карточка 4.
Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е.
Соб…ратель, п…рила, обж…гающий, словосоч…тание, раст…реть, оп…раться, разд…раемый, обт…рание, заст…лить, выб…рут, изб…рательная (кампания), простираться, постирать белье, бл…стательный, бл…снуть, выж…чь, заст…лить.
5. стр. 90 упр. 330.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
§ 24. Стр. 88 – правила. Упр. 331.
Карточка 1.
В словах вставить пропущенные гласные, подчеркнуть слова с чередующимися гласными в корне.
Зас…дание, отп…рла, заг…релся, прим…рять платье, к…саться, отр..слевая, р…систой, зар…стаю, прил…жение, заг…рать, прекл…нение, з…рницы.
Карточка 2.
Вставьте буквы, выделите корни, обозначьте орфограмму.
Подб…рать одежду
Сг…реть в солярии
Прор…сти весной
Нежное к…сание
Выт…реть пыль
Бл…стеть на солнце
Расст…лить постель
Черная заж…галка
Поехать в Р…стов
Уб…рать в комнате
Маленький р…сток
Всё зам…рало во сне
Сч…тать до ста
Расп…раемый впечатлениями
Написать изл…жение
Предпол…гать худшее
Прик…снуться к прекрасному
Красивый заг…р
Отр…сль промышленности
Отп…рать дверь
Карточка 3.
Вставьте буквы, выделите корни, обозначьте орфограмму.
Держать р…внение в рядах
Непром…каемая обувь
Доб…рат…ся по бездорожью
Р…стет в горшке
Зам…рать от испуга
Уд…рать от врага
Покл…ниться
Дон…мать расспросами
Выр…щивание цветов
Быстро ск…кать
Распол…жение
Пром…кнуть салфеткой
Попл…вок
Соч…тать
Ск…чок
Молодая пор…сль
Бл….снуть
Соч…тать
Карточка 4.
Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е.
Соб…ратель, п…рила, обж…гающий, словосоч…тание, раст…реть, оп…раться, разд…раемый, обт…рание , заст…лить , выб…рут , изб…рательная (кампания) , простираться , постирать белье , бл…стательный , бл…снуть , выж…чь , заст…лить .