СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план по русскому языку на тему "Чередование а – о в корне слова" (6 класс, русский язык)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • , в каких случаях  происходит чередование гласных о-а  в указанных корнях;
  • владеть способом выбора А – О в корнях -лаг-лож- , -гор-- -гар-, -зор- - зар-, -клон - - клан-, - кос-- -кас-.

Обучающая:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
  • формировать умение правильно писать слова с данными корнями.

Развивающая:

  • развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников;
  • азвивать орфографическую зоркость.

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку;
  •  
  • доброжелательность друг к другу, умение уважать мнения других.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по русскому языку на тему "Чередование а – о в корне слова" (6 класс, русский язык)»

Дата: __________________

Класс: _________________


Урок № 29


Тема урока: Чередование а – о в корне слова.

Цель:

  • знать, в каких случаях происходит чередование гласных о-а в указанных корнях;

  • владеть способом выбора АО в корнях -лаг-лож- , -гор-- -гар-, -зор- - зар-, -клон - - клан-, - кос-- -кас-.

Обучающая:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;

  • формировать умение правильно писать слова с данными корнями.

    Развивающая:

    • развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников;

    • развивать орфографическую зоркость.

    Воспитательная:

    • воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку;

    • нравственные качества учащихся: умение работать в группе;

    • доброжелательность друг к другу, умение уважать мнения других.


    Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

    Методы: частично-поисковый, словесный, проблемный.

    Оборудование:

    • «Русский язык» учебник для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения – Сабитова З.К., В.К.Павленко. – Алматы: Атамұра, 2015. – 288 с.


    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.


    § 22 стр. 77 – правило. Упр. 286, 289.

    Записать словарное слово благодатный и определить его значение.

    БЛАГОДАТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. 1. Обильный и радостный, полный благ (высок.). Б. край. 2. Исполненный благодати (в 3 знач.) (устар.). || сущ, благодат-ность, -и, ж.


    III. Словарная работа (сл. 2).

    1) Прик...сновение, 2).пол...жение, 3).р...сток, 4).к...сание,5). предл...гать,6).выр...щенный, 7).выр...сли, 8) прир...сла, 9) отр...сль, 10).подг...реть, 11). предл...жение, 12). Р...стов.

    Проверка (сл. 3).


    IV. Повторение.


    Алгоритм действий (сл. 4).

    Шаг 1. 

    Прочитайте внимательно слова:

    а) предлагать – предложить, слагаемое – сложение, прилагать – приложить

    б) расти – выращенный – подросла, растение – взращенный – заросли

    Шаг 2.

    Запишите слова в тетрадь, выделите корни. Какие гласные в корне чередуются? Подчеркните двумя чертами согласные, следующие за корнями.

    Шаг 3.

    А теперь попробуйте догадаться, кто командует корнями. Когда нужно писать О, а когда А? Догадались? Проверьте себя по учебнику.

    Микрокласс третий (сл. 5).

    Шаг 1

    Прочитайте внимательно слова:

    а) загорел – загар, угорел – угар

    б) зори – заря, зоренька – зарница

    Шаг 2.

    Запишите слова в тетрадь, выделите корни. Какие гласные в корне чередуются? Подчеркните их.

    Шаг 3.

    Расставьте в словах ударение. Вы уже догадались, кто командует вашими корнями? Проконсультируйтесь у учителя.

    Шаг 4.

    Объясните правило классу.

    Начните так: « В корнях с чередованием…» и т. д.


    V. Выполнение упражнений на закрепление.

    1. Вставь буквы (сл. 6).

    Распол…жился на отдых, соб…раются друзья, разг…релся спор, вечерняя з…ря, прик…снуться к земле, ур…вняться в правах, слабый р…сток, изл…жить требования, Р…стислав живет в Р…стове, р…внина впереди, пром…чить ноги, выт…реть посуду, уп…раться ногами, вым…кнуть под дождем, обм…кнуть кисть в краску, выр…внять дорожки, ср..внить два числа, р..внение на середине, вым…кшая рожь.


    2. Физминутка для глаз (сл. 7-10).


    3. Раскройте смысл данных пословиц (сл. 11):

    Не сиди сл..жа руки - так не будет скуки.

    Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

    Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

    Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.


    4. Составь слово (сл. 12).

    Предутренний - приставка

    поговорить - приставка

    слагаемое-корень

    решать – суффикс глагольный

    писал – суффикс прошедшего времени

    собирала - окончание


    5. Диктант на замену: раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичными выражениями (сл. 13).


    Сл..жить оружие – выкинуть белый флаг, выйти из игры, сойти с дистанции.

    Сидеть сл..жа руки – бить баклуши, пролёживать бока.

    Ума не прил..жу – иметь бледный вид, голова кругом идет.

    Зал..жить основы – положить начало.

    Пол..жа руку на сердце – с чистой душой, от чистого сердца, как на духу.

    6. Работа по карточкам.

    Карточка 1.

    Выделенные слова распределите по колонкам таблицы и обозначьте в них корень.

    Безударные гласные в корне

    проверяемые ударением

    непроверяемые

    ударением

    чередующиеся











    К...снуться горячего металла, вечерняя к…сьба, лечебная к…сметика, распол…жить материал, шёлковая, заг…реть на солнце, праздничный к…стёр, сильно ог…рчить, выр…щивать семена, зам…реть от страха, разб…раться в технике, насл…ждаться чтением, крутой приг…рок.

    Карточка 2.

    Распределите слова и словосочетания в два столбика, вставляя

    пропущенные буквы, обозначьте корни.

    Буйная пор…сль, сине-зеленые водор…сли, нар…щение производства, ср…щение кости, пор…сти мхом, р…стёт во дворе, отр…сль промышленности, зар…стать травой, прекрасное

    р…стение, отр…стила косу, густые зар…сли, хвойная

    р…стительность, выр…сший сын.

    Карточка 3.

    Вставьте

    Оз…рение, к…саться, перел…жу, г…релый, пол…жительный, предл…гать, предл…жение, тв…рение, накл…ниться, заг…релый, з…рницы, вытв…рять, выг…реть.

    Карточка 4.

    Распределите слова в два столбика, вставив пропущенные буквы.

    Изл…гать, изл…жить, предпол…гать, предпол…жить, предпол…гаемый, прик…снуться, ул…жение, нал…гать, прил…гательное, разл…жение, прик…саться, к…сательная, разл…гаться, пол…гать.


    VI. Итог урока.

    VII. Домашнее задание.

    § 23. Стр. 82-85 – правила. Упр. 314, 315.

    Записать словарные слова колено, радикулит, бамбук, фантастика в словарь и определить их лексическое значение.

    КОЛЕНО, - 1. Сустав, соединяющий бедренную и берцовую кости; место сгиба на ноге, где выступает этот сустав. 2. В сидячем положении: часть ноги от этого сгиба до таза. 3. Отдельное сочленение, звено, отрезок в составе чего-н., являющегося соединением таких отрезков. 4 Изгиб чего-н., идущего ломаной линией, от одного поворота до другого. 5. В пении, музыкальном произведении: пассаж, отдельное, выделяющееся чем-н. место, часть. 6. В танце: отдельный прием, фигура, отличающаяся своей эффектностью (разг.). 7. (мн. колена, -ен), перен. Неожиданный, необычно странный поступок (прост, неодобр.).

    РАДИКУЛИТ, Заболевание корешков спинномозговых нервов.

    БАМБУК, Высокое и гибкое тропическое и субтропическое растение, древовидный злак с крепким полым стеблем.

    ФАНТАСТИКА, То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок. 2. собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. 3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.).







































    Карточка 1.

    Выделенные слова распределите по колонкам таблицы и обозначьте в них корень.

    Безударные гласные в корне

    проверяемые ударением

    непроверяемые

    ударением

    чередующиеся











    К...снуться горячего металла, вечерняя к…сьба, лечебная к…сметика, распол…жить материал, шёлковая, заг…реть на солнце, праздничный к…стёр, сильно ог…рчить, выр…щивать семена, зам…реть от страха, разб…раться в технике, насл…ждаться чтением, крутой приг…рок.





    Карточка 2.


    Распределите слова и словосочетания в два столбика, вставляя

    пропущенные буквы, обозначьте корни.


    Буйная пор…сль, сине-зеленые водор…сли, нар…щение производства, ср…щение кости, пор…сти мхом, р…стёт во дворе, отр…сль промышленности, зар…стать травой, прекрасное

    р…стение, отр…стила косу, густые зар…сли, хвойная

    р…стительность, выр…сший сын.



    Карточка 3.


    Вставьте


    Оз…рение, к…саться, перел…жу, г…релый, пол…жительный, предл…гать, предл…жение, тв…рение, накл…ниться, заг…релый, з…рницы, вытв…рять, выг…реть.




    Карточка 4.


    Распределите слова в два столбика, вставив пропущенные буквы.


    Изл…гать, изл…жить, предпол…гать, предпол…жить, предпол…гаемый, прик…снуться, ул…жение, нал…гать, прил…гательное, разл…жение, прик…саться, к…сательная, разл…гаться, пол…гать.




























  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!