СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Показательные уравнения и неравенства.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по теме:"Решение показательных уравнений и неравенств" для студентов колледжа.

Просмотр содержимого документа
«Показательные уравнения и неравенства.»

Инструкционная карта № 14

Тақырыбы/ Тема: «Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений и неравенств».

Мақсаты/ Цель:

  1. Познакомить учащихся с методами решения простейших и сводящихся к ним показательных уравнений и неравенств. Уметь применять эти методы при решении упражнений.

  2. Создать условия для развития умения устанавливать единые общие признаки и свойства целого, составлять план деятельности (сравнивать, анализировать).

  3. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания трудностей.


Теоретический материал:

 Основные методы и приемы решения показательных уравнений

Пример 1. 3х2-х-2=81- Метод уравнивания показателей.

Решение:

3х2-х-2=34

Приравниваем показатели:

х2-х-2=4

х2-х-6=0

Получили квадратное уравнение:

D=1+24=25, D0, следовательно, уравнение имеет два действительных корня

х1=(1+5)/2=3

х2=(1-5)/2=-2

Ответ: х=3 и х=-2

Пример 2. 4х+1+4х=320- Метод вынесения общего множителя за скобки

Решение:

В таких случаях выносится основание с наименьшим показателем. В данном уравнении наименьшим показателем является х. Вынесем 4х за скобки:

4х(4+1)=3204х∙5=320

Представим 320 в виде 5∙43, тогда:4х∙5=5∙43

Поделим левую и правую часть уравнения на 5:4х=43

Приравняем показатели: х=3

Ответ: 3

Пример 3. 4х - 3·2х +2 = 0 - Метод замены переменных

Сначала - как обычно. Переходим к одному основанию. К двойке. 4х = (22)х = 2

Получаем уравнение: 2 - 3·2х +2 = 0

А вот тут и зависнем. Предыдущие приёмы не сработают, как ни крутись. Придётся доставать из арсенала ещё один могучий и универсальный способ. Называется он замена переменной.

Суть способа проста до удивления. Вместо одного сложного значка (в нашем случае - 2х) пишем другой, попроще (например - t).

Итак, пусть 2х = t. Тогда 2 = 2х2 = (2х)2 = t2

Заменяем в нашем уравнении все степени с иксами на t: t2 - 3t+2 = 0

Квадратные уравнения не забыли ещё? Решаем через дискриминант, получаем: t1 = 2 ; t2 = 1

Тут, главное, не останавливаться, как бывает... Это ещё не ответ, нам икс нужен, а не t. Возвращаемся к иксам, т.е. делаем обратную замену. Сначала для t1: t1 = 2 = 2х

Стало быть, 2х = 2; х1 = 1 Один корень нашли. Ищем второй, из t2: t2 = 1 = 2х ; 2х = 1

Гм... Слева 2х, справа 1... Неувязочка? Да вовсе нет! Достаточно вспомнить (из действий со степенями, да...), что единичка - это любое число в нулевой степени. Любое. Какое надо, такое и поставим. Нам нужна двойка. Значит: 1 = 20 2х = 20 х2 = 0

Вот теперь всё. Получили 2 корня: х1 = 1 х2 = 0 - Это ответ.

Практические советы:

1. Первым делом смотрим на основания степеней. Соображаем, нельзя ли их сделать одинаковыми. Пробуем это сделать, активно используя действия со степенями. Не забываем, что числа без иксов тоже можно превращать в степени!

2. Пробуем привести показательное уравнение к виду, когда слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях. Используем действия со степенями и разложение на множители. То, что можно посчитать в числах - считаем.

3. Если второй совет не сработал, пробуем применить замену переменной. В итоге может получиться уравнение, которое легко решается. Чаще всего - квадратное. Или дробное, которое тоже сводится к квадратному.

4. Для успешного решения показательных уравнений надо степени некоторых чисел знать "в лицо".

Рассмотрим решение показательных неравенств вида , где b – некоторое рациональное число.
Если a1, то показательная функция монотонно возрастает и определена при всех х. Для возрастающей функции большему значению функции соответствует большее значение аргумента. Тогда неравенстворавносильно неравенству .
Если 0 монотонно убывает и определена при всех х. Для убывающей функции большему значению функции соответствует меньшее значение аргумента. Тогда неравенстворавносильно неравенству 

Пример 4. Решим неравенство 

Запишем неравенство в виде . Т. к. , то показательная функция возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству . Ответ: .

Пример 5. Решим неравенство .

Запишем неравенство в виде .

Показательная функция убывает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству х

Ответ: .

Практическая часть:

I Вариант.

  1. Решите уравнения:

а) 0,8; б) ; в) 3; г) 4.

  1. Решите неравенства:

а) 2 .

3. Решите систему уравнений: .

II Вариант.

  1. Решите уравнения:

а) 3; б) 2; в) 2; г) 9.

  1. Решите неравенства.

а) 51; б) 0,7х.

3. Решите систему уравнений: .

III Вариант.

  1. Решите уравнения:

а) 9=27; б) ; в) 5; г) 9.

  1. Решите неравенства:

а) ; б) 48.

3. Решите систему уравнений: .

IV Вариант.

  1. Решите уравнения:

а) 8=16; б) 10=0,1; в) 3; г) 4.

  1. Решите неравенства:

а) -0,5; б) 9

3. Решите систему уравнений: .

V Вариант.

1. Решите уравнения:

а) 2х+2х-3=18; б) ; в) ; г) 8.

2.Решите неравенства:

а) 5; б) 3

3. Решите систему уравнений: .

Контрольные вопросы:

  1. Всегда ли можно решить показательное уравнение способом приведения степеней к одинаковым основаниям?

  2. В чем заключается основной смысл способа решения показательного уравнения введением новой переменной?

  3. Что общего в ходе решения показательных уравнений и решения линейных уравнений с одной переменной?

  4. Перечислите основные требования, соблюдение которых является обязательным в решении показательных неравенств?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!