Инструкционная карта № 14
Тақырыбы/ Тема: «Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений и неравенств».
Мақсаты/ Цель: Познакомить учащихся с методами решения простейших и сводящихся к ним показательных уравнений и неравенств. Уметь применять эти методы при решении упражнений.
Создать условия для развития умения устанавливать единые общие признаки и свойства целого, составлять план деятельности (сравнивать, анализировать).
Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания трудностей.
Теоретический материал:
Основные методы и приемы решения показательных уравнений
Пример 1. 3х2-х-2=81- Метод уравнивания показателей.
Решение:
3х2-х-2=34
Приравниваем показатели:
х2-х-2=4
х2-х-6=0
Получили квадратное уравнение:
D=1+24=25, D0, следовательно, уравнение имеет два действительных корня
х1=(1+5)/2=3
х2=(1-5)/2=-2
Ответ: х=3 и х=-2
Пример 2. 4х+1+4х=320- Метод вынесения общего множителя за скобки
Решение:
В таких случаях выносится основание с наименьшим показателем. В данном уравнении наименьшим показателем является х. Вынесем 4х за скобки:
4х(4+1)=3204х∙5=320
Представим 320 в виде 5∙43, тогда:4х∙5=5∙43
Поделим левую и правую часть уравнения на 5:4х=43
Приравняем показатели: х=3
Ответ: 3
Пример 3. 4х - 3·2х +2 = 0 - Метод замены переменных
Сначала - как обычно. Переходим к одному основанию. К двойке. 4х = (22)х = 22х
Получаем уравнение: 22х - 3·2х +2 = 0
А вот тут и зависнем. Предыдущие приёмы не сработают, как ни крутись. Придётся доставать из арсенала ещё один могучий и универсальный способ. Называется он замена переменной.
Суть способа проста до удивления. Вместо одного сложного значка (в нашем случае - 2х) пишем другой, попроще (например - t).
Итак, пусть 2х = t. Тогда 22х = 2х2 = (2х)2 = t2
Заменяем в нашем уравнении все степени с иксами на t: t2 - 3t+2 = 0
Квадратные уравнения не забыли ещё? Решаем через дискриминант, получаем: t1 = 2 ; t2 = 1
Тут, главное, не останавливаться, как бывает... Это ещё не ответ, нам икс нужен, а не t. Возвращаемся к иксам, т.е. делаем обратную замену. Сначала для t1: t1 = 2 = 2х
Стало быть, 2х = 2; х1 = 1 Один корень нашли. Ищем второй, из t2: t2 = 1 = 2х ; 2х = 1
Гм... Слева 2х, справа 1... Неувязочка? Да вовсе нет! Достаточно вспомнить (из действий со степенями, да...), что единичка - это любое число в нулевой степени. Любое. Какое надо, такое и поставим. Нам нужна двойка. Значит: 1 = 20 2х = 20 х2 = 0
Вот теперь всё. Получили 2 корня: х1 = 1 х2 = 0 - Это ответ.
Практические советы:
1. Первым делом смотрим на основания степеней. Соображаем, нельзя ли их сделать одинаковыми. Пробуем это сделать, активно используя действия со степенями. Не забываем, что числа без иксов тоже можно превращать в степени!
2. Пробуем привести показательное уравнение к виду, когда слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях. Используем действия со степенями и разложение на множители. То, что можно посчитать в числах - считаем.
3. Если второй совет не сработал, пробуем применить замену переменной. В итоге может получиться уравнение, которое легко решается. Чаще всего - квадратное. Или дробное, которое тоже сводится к квадратному.
4. Для успешного решения показательных уравнений надо степени некоторых чисел знать "в лицо".
Рассмотрим решение показательных неравенств вида , где b – некоторое рациональное число.
Если a1, то показательная функция монотонно возрастает и определена при всех х. Для возрастающей функции большему значению функции соответствует большее значение аргумента. Тогда неравенстворавносильно неравенству .
Если 0 монотонно убывает и определена при всех х. Для убывающей функции большему значению функции соответствует меньшее значение аргумента. Тогда неравенстворавносильно неравенству
Пример 4. Решим неравенство
Запишем неравенство в виде . Т. к. , то показательная функция возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству . Ответ: .
Пример 5. Решим неравенство .
Запишем неравенство в виде .
Показательная функция убывает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству х
Ответ: .
Практическая часть:
I Вариант.
Решите уравнения:
а) 0,8; б) ; в) 3; г) 4.
Решите неравенства:
а) 2 .
3. Решите систему уравнений: .
II Вариант.
Решите уравнения:
а) 3; б) 2; в) 2; г) 9.
Решите неравенства.
а) 51; б) 0,7х.
3. Решите систему уравнений: .
III Вариант.
Решите уравнения:
а) 9-х=27; б) ; в) 5; г) 9.
Решите неравенства:
а) ; б) 48.
3. Решите систему уравнений: .
IV Вариант.
Решите уравнения:
а) 8-х=16; б) 102х=0,1; в) 3; г) 4.
Решите неравенства:
а) -0,5; б) 9
3. Решите систему уравнений: .
V Вариант.
1. Решите уравнения:
а) 2х+2х-3=18; б) ; в) ; г) 8.
2.Решите неравенства:
а) 5; б) 3
3. Решите систему уравнений: .
Контрольные вопросы:
Всегда ли можно решить показательное уравнение способом приведения степеней к одинаковым основаниям?
В чем заключается основной смысл способа решения показательного уравнения введением новой переменной?
Что общего в ходе решения показательных уравнений и решения линейных уравнений с одной переменной?
Перечислите основные требования, соблюдение которых является обязательным в решении показательных неравенств?