№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Домашнее задание | дата |
По плану | факт |
1 | Введение . Читатель и герой прочитанных книг. | Урок изучения нового материала урок- беседа | Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета Подросток- герой художественных произведений Представления учащихся об отрочестве Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, попытки творчества | Вопросы и задания( стр4) | | |
2-3 | Былины – богатырский эпос русского народа . Былина « На заставе богатырской» Теория .Герой былины Портрет героя былины | Урок изучения нового материала урок- беседа | Далёкое прошлое человечества. История человечества в произведениях литературы. Былины – богатырский эпос русского народа. Отличие былины от сказки. Особенности исполнения былин (сказывание).Сказители былин. Комментированное чтение былины » На заставе богатырской». Герои былины Илья Муромец, Добрыня Никитич ,Алёша Попович. Характеристика героев. Значение образа коня Ильи Муромца. Противостояние Ильи и нахвальщика. Особенности композиции(построения) былины(зачин,повторы,диалог,концовка).Изобразительно-выразительные средства ,их роль в былине. Роль деталей в тексте. Словарная работа. Репродукция картин И.Я. Билибина »Илья Муромец и Соловей-разбойник»,В.м.Васнецова»После побоища Игоря Святославича с половцами»(цветная вклейка учебника) | Выразительное чтение, вопросы и задания 5 первого уровня,1-3 второго уровня,1-4 третьего уровня (стр.13) | | |
4 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» | Урок изучения нового материала урок- беседа | Сюжет и герои былины «Три поездки Ильи Муромца» | Выразительное чтение, вопросы и задания | | |
5-6 | А.Н.Островский .Весенняя сказка»Снегурочка» (сцены). | Урок изучения нового материала | Слово об А.Н.Островском. А.н.Островский как создатель русского национального театра. Портрет драматурга работы В.Г.Перова(цветная вклейка учебника)Пьеса «Снегурочка»-весенняя сказка, по определению автора. Развитие понятия о драматическом произведении. История создания пьесы её театральная жизнь. Сюжет и герои пьесы-сказки. Время и место действия. Фольклорная основа пьесы. Комментированное чтение. | Вопросы и задания(стр.24-25) | | |
7 | . Герои пьесы –сказки »Снегурочка» | Урок изучения нового материала урок- беседа | Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы. Главная черта Снегурочки, её отличие от людей. Группы персонажей :сказочные герои, мифологические герои, обыкновенные люди, действующие лица, воплощающие природные силы и стихии, образы, связанные с атмосферой народного праздника ,веселья. Характеристика Леля, Купавы, Мизгиря Бобыля и Бобылихи ,Берендея. Обучение выразительному чтению по ролям. Словарная работа | Вопросы и задания | | |
8 | Художественные особенности пьесы –сказки А.Н.Островского »Снегурочка». | урок-практикум | Композиция пьесы ,её кульминация. Анализ явления второго действия четвёртого .главный смысл пьесы-сказки в словах Весны(пролог):»На свете всё живое должно любить» Философская глубина этих слов. Изобразительно- выразительные средства ,их роль в пьесе . Роль деталей в пьесе. Смысл финала пьесы- сказки. Выразительное чтение по ролям. Словарная работа. | Выразительное чтение по ролям ,вопросы и задания(стр.37) | | |
9 | Снегурочка» А.Н.Островского в русском искусстве. | Урок развития речи | Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» в музыкальном искусстве. Прослушивание фрагмента оперы Н.А.Римского-Корсакова и, её эстетическое совершенство. Экранизация пьесы, просмотр и обсуждение фрагментов. Фольклорная сказка «Снегурочка» и пьеса А.Н.Островского . Репродукции картин В.М.Васнецова»Снегурочка и Лель»(цветная вклейка учебника). Рисунки учащихся к пьесе- сказке. | | | |
10 | Мир вещей далёкого прошлого | Урок-беседа. | Приметы времени в материальной культуре человечества. Влияние места расположения архитектуры зданий на облик населённого пункта. Детали быта, обихода ,описанные в произведениях о далёком прошлом. Понятие Об интерьере. Приметы времени на иллюстрациях к фольклорным произведениям. Словарная работа. | Вопросы и задания(стр.44) | | |
11 | Тестовая работа | Контроль знаний. | | | | |
12 | Литература 19 века. Всё начинается с детства. И.А.Крылов «Два мальчика». Жадность и неблагодарность героя басни. Теория. Басня. | Урок-беседа | Литература 19 века .Слово об И.А.Крылове. Портрет баснописца работы .П.Брюлова (цветная вклейка учебника). Повторное изучение о жанре басни. Чтение наизусть басен И.А.Крылова. Художественная и нравственная ценность басен. Сюжет и композиция басни «Два мальчика» Школа жизни подростка в басне. Федюша и Сеня как герои , представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Развитие понятий о морали, об аллегории, иносказании. Иллюстрация Е.М.Бём к басне «Два мальчика» (цветная вклейка учебника) | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания первого и второго уровня. | | |
13 | И.А.Крылов» Волк и ягнёнок». Историческая подоплёка басни. | Комбинированный урок | Сюжет, композиция, герои басни «Волк и ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана в басне. Противопоставление героев басни. Особенности лексики Волка и Ягнёнка. Суровые уроки басен И.А.Крылова, их мораль. Басни И.А.Крылова в восприятии юного читателя. Афористичность басен И.А. Крылова. Изобразительно-выразительные средства, их роль в баснях . Осмеяние в баснях пороков :неблагодарности ,хитрости, наглости, самоуверенности, покорности и т. д. Выразительное чтение и элементы анализа басен. Иллюстрация Е.М.Рачева к басне «Волк и Ягнёнок» | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания первого и второго уровня. | | |
14 | Обобщающий урок по басням И.А.Крылова | Урок-конкурс | Инсценирование басен ИА..Крылова. Викторина по басням с использованием вопросов учащихся. Представление рисунков к басням. Прослушивание басен в актёрском исполнении, обсуждение. | | | |
15 | В.А.Жуковский « Дружба» - притча в стихотворной форме. | Урок изучения нового материала , урок -беседа | Слово о Жуковском. Дружба поэта с Пушкиным. Тема дружбы и картины природы в стихотворениях «Дружба», «Вечер». | Выразительное чтение, анализ стихотворения. | | |
16 | В.А.Жуковский Лесной царь» Исторический и бытовой характер баллады. | Урок изучения нового материала , урок -беседа | Жуковский – автор баллад. Понятие о балладе. Тематика и герои баллад В.А.Жуковского. «Лесной царь» В.А.Жуковского-перевод баллады И.В.Гёте .Драматизм повествования. Представление об особенностях художественного перевода. Сюжет и герои баллады. Фантастическое и реальное в произведении. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Смысл названия баллады. | Выразительное чтение, анализ баллады | | |
17 | Автобиографическая повесть»Детские годы Багрова-внука».Особенности повествования С.Т.Аксакова. Теория. Герой литературного произведения как читатель. | Урок изучения нового материала | Слово о С.Т.Аксакове. Портрет писателя работы И.Н.Крамского( цветная вклейка учебника).Читатель-подросток в автобиографическом произведении»Детские годы Багрова-внука». Гимназические годы подростка. Восприятие произведения современными читателями-подростками. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Чтение и обсуждение статьи «Герой литературного произведения как читатель (стр.63-64) .Словарная работа. | Выразительное чтение, вопросы и задания (стр.62-63) | | |
18-19 | С.Т.Аксаков .Очерк »Буран».Зимний день в оренбургской степи. Теория. Пейзаж в прозаическом произведении. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | «Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 19 века. Составление плана очерка. Элементы анализа текста. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Словарная работа. Репродукция картины Л.М.Хайлова »Буран» (цветная вклейка учебника).Комментированное чтение. | Выразительное чтение, вопросы и задания(72) | | |
20-21 | Пейзаж. Мир природы вокруг нас. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» И.А.Бунин. Стихотворение «Помню- долгий зимний вечер» | Уроки развития речи, уроки - практикумы | Мастерство русских писателей и поэтов в описании природы. Связь пейзажа с жизнью героев произведений .Развитие понятия о пейзаже. Чтение пейзажных зарисовок русских писателей. Выразительное чтение и элементы анализа стихотворений. Изобразительно-выразительные средства в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Роль приёма контраста в стихотворении И.А.Бунина «Помню- долгий зимний вечер…» Живописность стихотворения А. А. Блока »Белой ночью месяц красный…» .Одухотворение природы в стихотворении С.А. Есенина»Поёт зима-аукает…».Философские размышления в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…» Словесное рисование .Репродукции картин русских художников-пейзажистов. | Выразительное чтение ,анализ стихов. | | |
22-23 | В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Особенности сюжета, композиции и языка произведения. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | «Отрывки из журнала Маши». Дневник маши. Сюжет, композиция и особенности повествования. Герои и героини дневника. Портреты героев. Комментированное чтение. Элементы анализа текста. | Выразительное чтение, пересказ текста , вопросы. | | |
24 | Героиня произведения В.Ф.Одоевского «Отрывки из журнала Маши». | урок-беседа. | Дневник и его автор. Роль дневника в жизни Маши. Отношение Маши к людям. Постепенное взросление Маши, её нравственный рост. Пересказ разговора Маши с отцом о важности изучения истории. Роль родителей в жизни Маши. Особенности лексики произведения. Словарная работа. | Пересказ, вопросы | | |
25 | Подготовка к творческой работе по созданию дневника. | Урок развития речи. | Устные сочинения на тему «Один день девочки Маши». Слово учителя об особенностях дневниковых записей и их роли в жизни человека, о личном характере дневников. Обсуждение дневниковых записей учащихся. | | | |
26 | Творческая работа «Дневниковые записи» | Урок развития речи. | Письменное описание одного-двух дней из жизни учащихся. | | | |
27 | Портрет героя художественного произведения. | Урок-беседа | Герой литературного произведения и описание его внешности. Развитие понятия о портрете. Отсутствие детализированных портретов в фольклорных произведениях. Роль портрета в создании образа героя произведения. Портрет в литературе и портрет в живописи: общее и различное. Словесное описание внешности одного из одноклассников. | Вопросы и задания | | |
28-29 | А.С.Пушкин. Лицейские годы. Жанр послания. «К сестре»(в сокращении) «К Пущину» «Послание к Юдину». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово об А.С.Пушкине. Годы учения великого поэта. Лицейские учителя и товарищи отроческих лет. Литературное творчество лицеистов. Значение Лицея в жизни поэта. Портрет А.С.Пушкина(работы Е.И.Гетмана. Портреты лицейских товарищей Пушкина: А.А.Дельвига, И.И.Пущина ,А.М.Горчакова(цветная вклейка учебника) Понятие о жанре послания. Послания близким и родным. Послание «К сестре».Образ сестры поэта Ольги. Роль деталей в стихотворении. Авторская ирония .Послание «К Пущину»(4 мая).Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Мечты юного А.С.Пушкина о будущем, о признании и судьбе поэта, о свободе творчества. «Послание к Юдину» | Выразительное чтение, анализ стихов. | | |
30 | А.С.Пушкин «Товарищам». Тема товарищества, дружеского проявления души в посланиях поэта. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Стихотворение »Товарищам» как гимн школьной дружбы. Элементы анализа поэтического текста. Словарная работа. | Выразительное чтение, анализ стихов. | | |
31 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворения »Утёс», «На севере диком стоит одиноко…» Тема одиночества и разочарования в стихотворениях поэта. Теория: эпиграмма. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о М.Ю.Лермонтове. Яркое воплощение темы одиночества в стихотворениях»Утёс» ,»На севере диком стоит одиноко…».Избразительно-выразительные средства ,их роль в стихотворениях. Образы-символы в стихотворениях. Обучение анализу поэтического текста. Описание репродукций Н.Н.Дубовского»Утёс», И.И.Шишкина»На севере диком…» | Составление сюжетного плана,вопросы и задания(стр.119) | | |
32 | Стихотворение »Три пальмы»(восточное сказание).Жанр баллады в лирике М.Ю.Лермонтова. | Урок-практикум | Особенности жанра стихотворения «Три пальмы»(баллада).Сюжет, композиция, герои произведения. Отношение человека и природы в балладе. Тема красоты, гармонии человека с миром и её разрушения. Соединение эпического и лирического ,реалистического и фантастического в стихотворении. Составление плана баллады. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства(эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения ,аллитерация) ,их роль в балладе. Словарная работа. Иллюстрация М.И.Пикова к балладе, репродукция картины В.Д.Поленова «Караван в Аравийской пустыне»(цветная вклейка учебника) | Выразительное чтение, вопросы и задания (стр.117) | | |
33-34 | М.Ю.Лермонтов. Эпиграммы . »Панорама Москвы». Вдохновенное описание «не безмолвной громады камней холодных»в сочинении молодого юнкера. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Понятие об эпиграмме. Приметы эпиграмм. Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов(решение вопроса об эгоизме). «Панорама Москвы»- патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. Яркость образов, богатство интонаций, обилие художественных средств, искренность чувств в сочинении. | Выразительное чтение, краткий пересказ. | | |
35 | ИС.Тургенев. Рассказ «Бежин луг».Смысл названия рассказа И.С.Тургенева. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово об И.С.Тургеневе. Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». »Бежин луг»- один из самых популярных рассказов сборника. История создания рассказа. Выразительное чтение начала рассказа. | Вопросы и задания первого уровня(стр.159) | | |
36-37 | Характеристика героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» | урок-беседа. | Образы мальчиков –героев рассказа. Поэтическое изображение детства в рассказе. Портреты и духовный мир крестьянских детей, их любознательность, впечатлительность. Мастерство портретных характеристик. Составление плана характеристики мальчиков. Обучение составлению групповой характеристики героев. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей. | Пересказ отдельных сцен вопросы и задания (стр.162) | | |
38 | Рассказы героев «Бежина луга» | Урок-беседа, урок-практикум | Центральный эпизод рассказа- беседа мальчиков у костра. Выразительность сцены, её инсценирование. Поэтический мир народных поверий в рассказах мальчиков. Народные верования и предания. Легенды, мифы, сказки, поверья и былички. Отличие быличек от сказок .Особенности диалога в рассказе. | Вопросы и задания | | |
39 | Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» | Урок-беседа, урок-практикум | Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства(детали, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения),их роль в создании картин природы. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Иллюстрации к рассказу Е.М.Бём, репродукция картины Б.М.Кустодиева «Ночное Костёр» (цветная вклейка учебника) Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выазительные средства(детали, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения),их роль в создании картин природы. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Иллюстрации к рассказу Е.М.Бём, репродукция картины Б.М.Кустодиева «Ночное Костёр» (цветная вклейка учебника) | Вопросы и задания | | |
40 | Речевая характеристика героев рассказа И.С.Тургенева »Бежин луг» Теория .Сравнительная характеристика. | Урок развития речи. | Понятие о речевой характеристике литературных героев .Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения. Сравнительная характеристика рассказов Павлуши и Ильюши. Индивидуальность речи каждого мальчика в рассказе. Диалектные и просторечные слова в речи мальчиков. | вопросы и задания | | |
41-42 | Подготовка к сочинению. | Урок развития речи. | Обучение написанию сочинения. Обсуждение тем сочинения: 1.Описание и характеристика одного из мальчиков_-героев рассказа И.С.Тургенева » Бежин луг» 2.Речевая характеристика одного-двух героев рассказа И.С.Тургенева »Бежин луг»3.Человек и природа в рассказе И.С.Тургенева»Бежин луг».Составление плана, подбор материалов. | сочинение | | |
43 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».Изображение жизни крестьянской детворы правдивыми красками времени. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Н.А.Некрасове. Портрет поэта работы И.Н.Крамского(цветная вклейка учебника) Тема детства в лирике Н.А.Некрасова. Образы крестьянских детей и средства их создания. речевая характеристика героев. Черты драматического произведения в стихотворении. Роль диалогов. Своеобразие языка произведения. Описание репродукции картины В.Е.Маковского»Игра в бабки» (цветная вклейка учебника) | Выразительное чтение по ролям | | |
44 | Н.А.Некрасов »Школьник» Тема трудного пути к учению | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | История создания стихотворения «Школьник».Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка из народа. Вера поэта в силы народа. Особенности сюжета и композиции стихотворения. Репродукции картин А.Ф.Пахомова»Школьник»,А.И.Морозова»Сельская бесплатная школа»(цветная вклейка учебника) | Выразительное чтение. Вопросы и задания(стр.169) | | |
45-46 | Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Отрочество»(глава «Гроза») Картины природы в повести. Теория. автобиографическая трилогия. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Л.Н.Толстом .Повесть «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Значение темы отрочества в творчестве Л.Н.Толстого. Комментированное чтение главы «Гроза». Описание постепенных изменений в природе. Сопоставление главы с очерком «Буран» С.Т.Аксакова. Изобразительно-выразительные средства ,их роль в произведении. | Вопросы и задания(стр.179) | | |
47 | Л.Н.Толстой «Отрочество»(«Ключик».»Затмение») | урок-беседа. | Николенька Иртеньев. Мотивы поступков героя. Сложные отношения его с окружающими.Описание внутренней жизни человека,»диалектики души».Психологизм повести. Изобразительно-выразительные средства, их роль в создании образов. Понятие о фатализме. | Выборочный пересказ главы 15,16. урок-беседа. (стр.188,194) | | |
48 | Духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | урок-беседа. | Взаимоотношения детей и взрослых. Семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка ,его мечты и планы. Проявления чувств героя ,беспощадность к себе. Комментированное чтение. Словарная работа. | Выборочный пересказ ,вопросы и задания | | |
49 | Роль главы «Отрочество»в раскрытии идеи повести. | урок-беседа. | Центральное место главы»Отрочество» в повести. Сосредоточенная моральная жизнь героя. Открытие героем «великих и полезных истин».Анализ героем собственных поступков. восприятие современными подростками философских размышлений героя. | Вопросы и задания( | | |
50 | Ф.М.Достоевский . Главы из романа «Братья Карамазовы» фрагмент «Связался со школьниками».Злая перестрелка. | Урок изучения нового материала | Слово о Ф.М.Достоевском. Портрет писателя(цветная вклейка учебника). Сострадание писателя к обиженным и оскорблённым.Мальчики- герои романа «Братья Карамазовы». Образ Алёши Карамазова. Комментированное чтение главы «Связался со школьниками» | Вопросы и задания(стр.206) | | |
51 | Характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» | урок-беседа. | Напряжённость отношений детей и взрослых, взаимное непонимание ,недоверие людей друг к другу. Характеристика Коли Красоткина. Вера Алёши в людей ,его уважение к ним. Комментированное чтение глав «Надрыв в избе2,»Коля Красоткин»,»Жучка». | Пересказ, вопросы и задания. | | |
52 | Трагедия, примирившая героев(по фрагментам романа Ф.М.Достоевского »Братья Карамазовы» | урок-беседа. | Очистительная сила потрясений. Стремление детей к добру, правде, дружбе ,любви и прощению. Речь Алёши на похоронах Илюши, её жизнеутверждающий пафос. Значение эпизода «Похороны Илюши». Восприятие мальчиками христианских ,общечеловеческих ценностей. Иллюстрация В.Лодягина к роману(цветная вклейка учебника) | вопросы и задания. | | |
53-54 | А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».Художественные особенности рассказа. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово об А.П.Чехове. Портрет писателя работы О.Э.Браза(цветная вклейка учебника).Юношеские рассказы А.П.Чехова. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон». Смысл названия произведения. Герои сатирического рассказа. Причины изменчивости поведения Очумелова. Образ толпы в рассказе. Осмеяние лицемерия, чинопочитания ,трусости и угодничества. Понятие о хамелеонстве. Особенности сюжета с многочисленными кульминационными моментами. Развитие понятия о юморе и сатире. Средства создания комического в рассказе. Художественная деталь в рассказе. «Говорящие»фамилии как средство юмористической характеристики. Динамичность композиции .Сценичность диалогов .Повторы. Точность, лаконичность образность языка. Речь персонажей как средство их характеристики. | Выразительное чтение по ролям ,вопросы и задания | | |
55-56 | А.П.Чехов .Рассказ «Толстый и тонкий» Способы выражения идейно-эмоционального содержания в рассказе А..П.Чехова. Языковые и композиционные особенности рассказа. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Рассказ «Толстый и тонкий».Смысл названия рассказа. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Речь героев как источник юмора. Способы проявления авторского отношения к героям. Поступки героев и их характер. Приём контраста и его роль. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова. Иллюстрации Б.М.Калаушина к рассказу(цветная вклейка учебника) | | | |
57 | Н.Г.Гарин-Михайловский. Главы из повести»Детство Тёмы». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Н.Г..Гарине-Михайловском. Отрочество героя в главах повести»Детство Тёмы».Автобиографический характер повести. Годы учения как цепь тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Дружба Тёмы и Иванова. Отношение взрослых и детей в гимназии. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Подлый поступок Вахнова, благородство Иванова, малодушие Тёмы. Предательство и муки совести героя. Отношения Тёмы с матерью. Комментированное чтение. | вопросы и задания | | |
58 | Формирование характера героя повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» | урок-беседа. | Глава»Экзамены» как описание преодоления собственных слабостей и «проверка на прочность». Становление характера подростка. Нравственные проблемы т пути их решения. Внутренний мир героя. Отношения героя с родителями. | Выборочный пересказ, характеристика героев, вопросы и задания(стр.266) | | |
59 | Поступок героя и характер. | Повторительно-обобщающий урок, урок-беседа | Поступки человека и их причины. Связь характера и поступков человека. Характер и поступки героев изученных произведений. | вопросы и задания( | | |
60 | Подготовка к сочинению по повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» | Урок развития речи | Обучение написанию сочинения. Обсуждение тем сочинения:1. Становление характера героя повести. 2. Сильные и слабые стороны в характере Тёмы. 3.Проблемы выбора поступка : Вахнов, Иванов, Тёма(по повести Гарина-Михайловского «Детство тёмы»). Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя. | Написание сочинения | | |
61 | Мир вещей 19 века | Урок развития речи | Приметы времени в материальной культуре человечества. Роль исторических и краеведческих музеев в сохранении вещей прошлого. Детали быта, описанные в произведениях 19 века. Роль вещей в художественных произведениях. | | | |
62 | Контрольная работа по произведениям 19 века о подростках | Урок контроля знаний | Авторы, сюжеты и герои произведений 19 века о подростках. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития. | | | |
63-64 | Мир путешествий и приключений. Герои и события. Т.Х.Уайт.»Свеча на ветру».»Рыцарь, совершивший проступок». О роли силы и справедливости в жизни человека. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Тетралогия Т.Х.Уайта «Король былого и грядущего». «Свеча на ветру» как часть этой популярной тетралогии .Её герои -король Артур и рыцарь –подросток Ланселот. Вопрос о роли внешности, роли Красоты в судьбе человека. Решение проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Составление плана первой главы. | Выборочный пересказ,составление плана,вопросы и задания(стр.20) | | |
65 | Художественные особенности произведения Т.Х.Уайта»Свеча на ветру» | Урок-беседа. Урок-практикум | Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Легендарная основа тетралогии. Голос автора и приметы 20 века в произведении. Значение сна Ланселота. Анализ эпизода «Поединок Ланселота с безымянным рыцарем» | Вопросы и задания | | |
66-67 | М.Твен. »Повесть »Приключения Гекльберри Фина» .Приключения Гека и Джима .Мир глазами ребёнка. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о М.Твене. М.Твен и его автобиографические повести.»Приключения Гекльберри Фина»как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по многоводной реке Миссисипи. Рассказчик в повести. История в интерпретациях Гека и Джима, их беседы об иностранных языках. Комментированное чтение Природа на страницах повести .Лирическое изображение картин природы в сочетании с юмористической характеристикой героев. Встреча Гека и Джима с мошенниками. Речевая характеристика героев. | Пересказ отдельных сцен ,вопросы и задания. | | |
68 | Дружба Тома и Гека. | урок-беседа. | Гек и Том :становление и изменение характеров. Исповедь Тома. Судьба Джима. Художественные особенности повести. Композиция произведения. Мастерство Твена-юмориста. Авторская ирония в изображении доктора. Диалог в повести. Комментированное чтение. Иллюстрация В.н.Горяева к повести(цветная вклейка учебника) | Вопросы и задания(стр.50-51) | | |
69 | М.Твен. Повести»Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльбери Фина». | Повторительно-обобщающий урок | Краткий пересказ повестей .Главные герои повестей-Том и Гек. Путешествие Гека на плоту- школа жизни подростка. Характеры героев и их поступки. Инсценирование фрагментов повестей. Викторина по содержанию повестей. Обсуждение словариков путешественников по Миссисипи. | | | |
70-71 | Ж.Верн .»Таинственный остров».Герои романа. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Ж..Верне-создателе жанра научно-фантастического романа.»Необыкновенные путешествия»(65 романов). Создание писателем нового типа героя-рыцаря науки. Воплощение фантазий писателя в жизнь.»Таинственный остров»- одна из самых популярных робинзонад. Сюжет и герои романа. Герберт-юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы в романе великого фантаста. Качества героев романа :общие и индивидуальные. Лидер группы -Сайрес Смит. Взаимопомощь, стойкость, настойчивость, чувство юмора. технические знания –то, что помогло робинзонам выжить. Иллюстрации П.И.Луганского к роману(цветная вклейка учебника) | Вопросы и задания | | |
72-73 | О.Уайльд. Рассказ «Кентервильское привидение» . Герои произведения. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово об О.Уайльде. Рассказы и сказки О.Уайльда. Рассказ «Кентервильское привидение»как остроумное разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе. Разнообразие оттенков смешного в рассказе. Комментированное чтение первой главы. Пейзаж ,интерьер ,их роль в рассказе .Герои рассказа. Невозмутимость старших Отисов. Юные герои и воинствующее кентервильское привидение ,их забавный поединок и победа юных героев. Роль Вирджинии в развитии и развязке сюжета. Доброта, смелость и самоотверженность героини. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной « истории. Ирония и весёлая пародия на страницах рассказа. | Вопросы и задания | | |
74 | Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение» | Урок изучения нового материала,урок-практикум. | Парадоксальность подзаголовка: исключающие понятия «материальное» и «идеалистическое». Жанровое своеобразие рассказа :сочетание пародии, юмористического изображения, лирического повествования, сказки , философских суждений. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма «Кентервильское привидение | | | |
75 | Антуан де Сент-Экзюпери .Сказка-притча «Маленький принц». Особенности композиции и сюжета произведения. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Герои сказки и её сюжет. Ответственность как основа взаимоотношений людей. Философское звучание романтической сказки. | Пересказ, вопросы и задания | | |
76 | Герой среди героев. Теоретический практикум. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Лучшие качества героев любимых книг. Уроки героев- примеры, на которых учится читатель. Отношения героев с окружающими ,влияние на эти отношения характеров и обстоятельств. Связь героя с другими героями и с сюжетом. Столкновение героев и отражение его в сюжете. | | | |
77 | Тестовая работа | Контроль знаний | | | | |
78 | Литература 20 века. Читателям 21 века «Бесконечная книга» | Комбинированный урок | Юный читатель 21 века. Чтение и образование .Роль художественной литературы в становление характера и взглядов подростка. Литература 20 века и читатель 21 века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. Слово о М.Эндэ- актёре и режиссёре. «Бесконечная книга» . Путешествие мальчика Бастиана по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» и чтение. «Бесконечная книга как символ активного чтения. | | | |
79-80 | А.Т.Аверченко. Рассказ «Смерть африканского охотника».Автор и его герой в рассказе. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово об А.Т.Аверченко –авторе юмористических произведений. Герой рассказа «Смерть африканского охотника» и его любимые книги. Герой как талантливый читатель. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность. Словарная работа. Комментированное чтение главы. Автобиографический характер рассказа. Отношение автора к герою. Ностальгия по детству и добрый юмор. Посещение цирка и встреча с актёрами. Первое и второе разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл названия. Словарная работа. Комментированное чтение. | Выборочный пересказ ,вопросы и задания. | | |
81-82 | М.Горький Автобиографическая повесть»Детство» . Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о М.Горьком. Автобиографическая трилогия. Повесть»Детство». Первая встреча Алёши с родными. Особенности повествования. Портрет как средство характеристики героев(бабушка ,дед). Пейзаж и его роль в повести. Комментированное чтение главы 1.»Невыразимо странная жизнь»Алёши в доме деда. Изображение быта и характеров. «Неуёмное племя» «Взаимная вражда всех со всеми». Жестокое наказание Алёши. Рассказы деда. Роль антитезы в изображении семьи Кашириных. Контраст между добротой и жестокостью, справедливостью и несправедливостью. Словарная работа. Иллюстрация Б.А.Дехтерева к повести(цветная вклейка учебника) | Выборочный пересказ ,вопросы и задания. | | |
83-84 | Описание картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» | Урок развития речи | Обучение описанию картины. Сопоставление рассказов деда и картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». История написания картины ,её герои. Особенности пейзажа, Подготовка к сочинению по картине. | Написание сочинения по картине | | |
85 | А.С.Грин.»Гнев отца». Преданность сына отцу-путешественнику. Сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово об А.С.Грине и его произведениях. Портрет Грина работы А.А.Харшака , интерьер дома-музея писателя(цветная вклейка учебника). Историческая личность героя рассказа «Гнев отца». Ошибочно понятое мальчиком слов и последствия этого . Характеристика героев ,их взаимоотношения. Смысл названия рассказа. Понятие о метонимии. Словесное рисование. | Выборочный пересказ ,вопросы и задания. | | |
86 | К.Г.Паустовский «Повесть о жизни». Мечты о несбыточном будущем. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о К.Г.Паустовском. Фотография писателя, репродукция картины В.Малофеева »Кузьминки Серая дача(цветная вклейка учебника).Повесть о жизни»- цикл автобиографических повестей К .Г.Паустовского. Глава»Гардемарин».Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Мечты героя сделаться моряком. Словарная работа. | пересказ ,вопросы и задания. | | |
87 | К.Г.Паустовский «Повесть о жизни» (глава»Как выглядит рай») | урок-беседа. | Смысл названия главы »Как выглядит рай». Открытие героем «великолепной страны». Влияние добрых отношений с родителями на судьбу героя. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера. Словарная работа. | Вопросы и задания. | | |
88 | Творческая работа «Моя великолепная страна» | Урок развития речи | Беседа о «великолепной стране». Составление плана сочинения. Устные сочинения. Творческая работа. | сочинение | | |
89-90 | Читатель –подросток и мир вокруг. Ещё раз о герое произведения- читателе. Фазиль Абдулович Искандер. Цикл рассказов «Детство Чика» .Сюжет рассказа «Чик и Пушкин». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Ф.А.Искандере и его творчестве. «Чик и Пушкин»- рассказ из сборника «Детство Чика». Герой цикла рассказов по имени Чик. Автор и рассказчик. Игра со словом в прозе Ф.А.Икандера (имя героя, название города детства и др.)Смысл названия рассказа. Фотография писателя, иллюстрации В.Чижикова к сборнику(цветная вклейка учебника). Комментированное чтение. | Выборочный пересказ ,вопросы и задания. | | |
91 | Герой рассказа Ф.А.Искандера «Чик и Пушкин» | урок-беседа. | Составление плана рассказа. Внешний ряд событий и соответствующий ему ряд внутренних изменений Чика. Трудности актёрского мастерства. Детали подготовки представления. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркий характер героя. Юмор в рассказе. | вопросы и задания. | | |
92-93 | Б.Таркинтон »Приключения Пенрода» | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Сюжет и герои повести. Литературные персонажи в произведении. Юмористический характер повести. Автор и его герой. Причины нежелания Пенрода участвовать в постановке. Изобразительно-выразительные средства, их роль в повести. Рассказы о школьных постановках. Комментированное чтение. | Выборочный пересказ ,вопросы и задания. | | |
94-95 | Родная природа в стихах русских поэтов 20 века | Урок-концерт | Поэтические образы природы в стихотворениях русских поэтов. Воспоминание о детстве, осязаемость картин природы в стихотворении И.А.Бунина»Детство». Вечное обновление природы и человека в стихотворении»Первый соловей». Зримая красота и звучание мира в стихотворении А.А.Блока»Ветер принёс издалека…» . Жизнь ночной природы в стихотворении»Полный месяц встал над лугом…»Утончённая звукопись в стихотворении К.Д.Бальмонта «Золотая рыбка». Роль олицетворения в стихотворении Б.Л.Пастернака»Июль». Сопоставление стихотворений и репродукций пейзажей А.М.Герасимова»После дождя» и «Утро» туманное», О.Г.Светличной «Луг с белыми цветами», И.И.Левитана «Сумерки. Луна» и «Вечер на Волге» (цветная вклейка учебника) | Выразительное чтение, анализ стихов. | | |
96-97 | Великая Отечественная война в литературе. | Комбинированный урок | Вступительное слово учителя о событиях Великой Отечественной войны и её отражение в искусстве. Быстрота отклика искусства на события жизни. Лирика и проза о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны. Историческая основа стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста». История дружбы майоров Деева и Петрова. Подвиг лейтенанта Петрова. Песни военных лет, их популярность в годы Великой Отечественной войны и после неё. «Моя Москва»(стихи М.С.Лисянского ,музыка И.О.Дунаевского). История создания песни. Песни о войне, написанные в послевоенные годы. Прослушивание песен о Великой Отечественной войне. Репродукции картин Ю.П.Кугача «Летом 1941»(«Наши солдаты») ,Е.Е.Моисеенко »Победа» (цветная вклейка учебника) | вопросы и задания. | | |
98 | Герой художественного произведения и автор. Теоретический практикум. | Обобщающий урок, урок беседа | Отношение автора к героям и способы его выражения. Отношение читателя к героям. Авторы изученных произведений и их герои. | вопросы и задания | | |
99 | Природа и человек. «Простите ,где здесь природа» | Урок-беседа | Тема защиты природы в литературе19-20 веков. Произведения М.М.Пришвина и В.В.Бианки. Книга Б.Андерсена «Простите, где здесь природа», созданная по письмам ребят Дании. Чтение и обсуждение творческих работ. | Пересказ произведений о природе. | | |
100 | Обобщающий урок по произведениям, изученным в 6 классе. | Повторительно-обобщающий урок | Важнейшие проблемы в жизни подростка и их отражение в литературе. | Итоговые вопросы и задания 1-13(стр.222-223) | | |
101 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля знаний | Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 6 классе. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития. | | | |
102 | Работа над ошибками. | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |