№ п/п | Раздел программы. Тема урока. | Кол-во час. | Основное содержание учебного материала | Цели урока. | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и ученика. | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание. | Дата провед. Пл. /факт. |
Введение (1ч) |
1. | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. | 1ч | Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. | Дать обучающимся представление о художественной литературе как особой форме познания действительности; понятие авторства, героя литературного произведения; выявление уровня литературного развития. Беседа. Работа с книгой. | Беседа. Рассказ учителя. Работа с книгой. | Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении; литература и другие виды искусства. | Стр. 5, № 2; | 2.09 / |
Устное народное творчество (3ч) |
2. | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1ч | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | Познакомить обучающихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учеников. | Беседа. Рассказ учителя. Работа с книгой. | Знать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры. Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен. | Стр. 11, № 7- наизусть; | 6.09 / |
3. | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. | 1ч | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. | Дать понятие о пословицах и поговорках как малых фольклорных жанрах и закрепить знания обучающихся о пословицах и поговорках; прямой и переносный смысл пословиц. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: понятия пословицы и поговорки. Тематическое многообразие пословиц и поговорок. Уметь: отличать пословицу от поговорки, характеризовать их отличительные признаки. | Стр. 14, № 12; | 8.09 / |
4. | Загадки как малый жанр фольклора. | 1ч | Загадки как малый жанр фольклора, их афористич-ность. | Дать понятие о загадках как малых фольклорных жанрах и закрепить знания о загадках. | Беседа. Рассказ учителя. Работа с книгой. | Знать: понятия загадки, пословицы и поговорки. Уметь: характеризовать признаки загадки, составлять загадки. | Стр. 15, № 3; | 9.09 / |
Древнерусская литература (2ч) |
5. | Русская летопись. «Повесть временных лет». | 1ч | Древнерус-ская литература. Русская летопись. «Повесть временных лет». | Ввести обучающихся в мир древнерусской литературы; продолжить знакомство с ее жанрами; постичь нравственные аспекты. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: жанры древнерусской литературы; летопись. Уметь: характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет». | Пересказ статьи; | 13.09 / |
6. | «Сказание о белгородском киселе». | 1ч | «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. | Продолжить знакомство с летописными жанрами; сказание как жанр древнерусской литературы; учить художественному пересказу произведения, учить навыкам выразительного чтения и анализа исторического произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. Обучение чтению. | Знать: сказание как летописный жанр; содержание «Сказания о белгородском киселе». Уметь: выполнять художественный пересказ текста. | Пересказ произведе-ния. | 15.09 / |
Литература 18 века (1ч.) |
7. | Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха». Аллегория и мораль в басне. | 1ч | Литература 18 века. Русские басни. И. И. Дмитриев «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. | Актуализировать имеющиеся знания о басне и расширить их; воспитывать внимательного и вдумчивого читателя. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. Обучение чтению. | Знать: жанровые особенности басни; понятия «эзопов язык», «мораль», «аллегория». Уметь: анализировать басню. | Стр. 26-28; | 16.09 / |
Литература 19 века (43ч) |
8. | И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». | 1ч | Литература 19 века. И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. | Расширить представления обучающихся о творчестве И.А. Крылова; развивать умение анализировать текст. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. Обучение чтению. | Знать: понятия «басня», «мораль», «аллегория». Уметь: воспринимать и понимать характер героев басни, анализировать содержание басни. | Пересказ стр. 30; Читать басню; | 20.09 / |
9. | И. А. Крылов «Ларчик». | 1ч | И. А. Крылов «Ларчик». Критика хвастовства. | Развивать умение анализировать текст басни. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. Обучение чтению. | Знать: жанровые особенности басни. Уметь: находить жизненные соответствия содержанию басни. | Стр. 34, читать басню; | 22.09 / |
10. | И. А. Крылов «Осёл и Соловей». | 1ч | И. А. Крылов «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока». | Развивать умение анализировать текст басни. | Рассказ учителя. Работа с книгой. Беседа. Обучение чтению. | Знать: жанровые особенности басни. Уметь: находить жизненные соответствия содержанию басни. | Учить наизусть басню; | 23.09 / |
11. | Подготовка к сочинению «Что осуждается в русских баснях?». | 1ч | Конкурс инсценированной басни. Подготовка к сочинению «Что осуждается в русских баснях?». | Развивать умение анализировать текст басни, уметь инсценировать содержание басни. | Беседа. Рассказ учителя. Инсценирование басни. Подготовка к сочинению | Знать: жанровые особенности басни. Уметь: инсценировать басню, писать сочинение на заданную тему | Написать сочинение; | 27.09 / |
12. | А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Узник». | 1ч | А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбии-вых устремлений поэта. | Познакомить с основными мотивами лирики поэта (мотив неволи в стихотворении); дать понятие об интонации стихотворения; обучать выразительному чтению. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. Обучение чтению. | Знать: вольнолюбивый характер стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение. | Пересказ стр. 45-50; Учить стих. наизусть; | 29.09 / |
13. | А. С. Пушкин «Зимнее утро». | 1ч | А. С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворе-ния. Роль композиции в понимании смысла стихотворе-ния. | Познакомить с Пушкиным-художником, способным видеть красоту окружающей природы; дать понятие о двусложных размерах; познакомить с новыми фигурами речи (антитеза, прием контраста); дать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; показать роль композиции в понимании смысла стихотворения. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. Обучение выразительному чтению. | Знать: двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе; понятие темы и поэтической идеи стихотворения. Уметь: характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи. | Учить стих. наизусть; | 30.09/ |
14. | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 1ч | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворе-нии «И. И. Пущину». Жанр стихотворно-го послания. | Познакомить с жанром стихотворного послания; показать, как поэт раскрывает тему дружбы. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: жанр стихотворного послания. Уметь: характеризовать используемые в поэтическом послании стилистические средства. | Учить стих. наизусть; | 4.10/ |
15. | А. С. Пушкин «Зимняя дорога». | 1ч | А. С. Пушкин «Зимняя дорога». Изображение действитель-ности и внутреннего мира человека. | Познакомить с поэтом-художником, способным видеть красоту природы, мотивы единства красоты природы и красоты человека. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: мотивы единства красоты природы и красоты человека. Уметь: характеризовать стилистические средства стихотворения | Учить стих. наизусть; | 6.10/ |
16-17. | А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои. «Выстрел». | 2ч | А. С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина» «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | Познакомить с циклом «Повести Белкина», содержанием повестей; рассмотреть их художественное своеобразие, композиционные особенности, нравственные аспекты (тема «маленького человека»). | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: содержание текстов, историю создания; художественные особенности повестей. Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов. | Стр. 150-152, пересказ; Стр. 149-150, выписать в тетрадь; | 7.10/ 11.10/ |
18. | А. С. Пушкин «Дубровский». Картины жизни русского барства. | 1ч | А. С. Пушкин «Дубровский» Картины жизни русского барства. | Познакомить с исторической подоплёкой романа; ввести в проблематику произведения; раскрыть понятия «сюжет» и «композиция»; познакомить с композицией данного произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы. Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа. | Стр. 146, вопросы к 1-2 главам; | 13.10/ |
19. | А. С. Пушкин «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и К. Троекурова. | 1ч | А. С. Пушкин «Дубровский» Конфликт Андрея Дубровского и К Троекурова. | Проанализировать главы, в которых рассказывается о конфликте А. Дубровского и К. Троекурова. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: содержание прочитанных глав. Уметь: анализировать содержание глав. | Стр. 146, вопросы к 3-4 главам; | 14.10/ |
20-21. | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». | 2ч | Протест Владимира Дубровского против несправедли-вых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». | Проанализировать композицию романа, совершенствовать умение составлять план произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать: содержание прочитанных глав. Уметь: анализировать содержание прочитанного, составлять план. | Стр. 147, вопросы к 5-9 главам; | 18.10/ 20.10/ |
22-23. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 2ч | Романтичес-кая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | Проанализировать главы, в которых рассказывается о любви Владимира и Маши. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать: содержание прочитанных глав. Уметь: анализировать содержание романа, высказывать свою точку зрения. | Стр. 148, вопросы к 10-18 главам; | 21.10/ 25.10/ |
24. | Р.р. Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 1ч | Р.р. Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский» | Активизировать умение составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу. | Урок развития речи. | Уметь: составлять план к сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу. | Написать сочинение. | 27.10/ |
25. | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». | 1ч | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворе-ния. | Вспомнить основные факты биографии М. Ю. Лермонтова; показать основной мотив стихотворения, прием сравнения как основа построения стихотворения. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: биографические факты, содержание и тему стихотворения, прием сравнения в композиции стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворный текст. | Учить стих. наизусть. | 28.10/ |
26. | М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утес», «На севере диком…» | 1ч | М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утес», «На севере диком…» | Продолжить знакомство с лирикой поэта; дать понятия антитезы и метафоры; обучать анализу лирического произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта. Уметь: выразительно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства. | Выразит. читать, анализир. стихотв.; | 1.11/ |
27. | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». | 1ч | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. | Продолжить знакомство с лирикой поэта; обучать анализу лирического произведения; работать над выразительностью чтения. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: мотивы лирики поэта. Уметь: выразительно читать поэтический текст, характеризовать стилистические средства. | Стр. 159-162, выразит. читать стих.; | 10.11/ |
28. | Двусложные и трехсложные размеры стиха. | 1ч | Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. | Продолжить знакомство с двусложными и трехсложными размерами стиха. | Рассказ учителя. Беседа. | Знать: двусложные и трехсложные размеры стиха. Уметь: определить размер стихотворения. | Учить по учебнику. | 11.11/ |
29. | Р.р. Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова». | 1ч | Р.р. Классное сочинение «Мое любимое стихотворе-ние М.Ю.Лермон-това». | Учить умению самостоятельно анализировать лирическое произведение. | Урок развития речи. | Уметь: самостоятельно анализировать лирическое произведение. | Дописать сочинение. | 15.11/ |
30. | Н. В. Гоголь. Из книги «Миргород» «Старосветские помещики». | 1ч | Н. В. Гоголь. Из книги «Миргород» «Старосвет-ские помещики». | Обучать самостоятельному чтению и анализу произведения. | Урок внеклассного чтения. | Знать: содержание произведения. Уметь: анализировать прочитанное произведение. | Отвечать на вопросы; | 17.11/ |
31-32. | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. | 2ч | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. | Познакомить с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы, мастерство портретной характеристики. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: содержание рассказа; отличительные черты художественного мира Тургенева. Уметь: воспринимать и анализировать текст, понимать его идейное содержание. | Стр. 167-169, пересказ.; Дочитать. | 18.11/ 22.11/ |
33-34. | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | 2ч | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | Продолжить знакомство с содержанием рассказа; работать с портретными характеристиками героев; показать, что Тургенев – мастер портрета. | Беседа. Практикум. Работа с книгой. | Знать: содержание рассказа. Уметь: анализировать текст, подбирать аргументы, формулировать выводы | С. 197-198, пересказ; Стр. 199, вопросы; | 24.11/ 25.11/ |
35. | Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике поэта. «Неохотно и несмело…». | 1ч | Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике поэта. «Неохотно и несмело…». | Расширить знания о русской поэзии 19 – начала 20 века; продолжить работу над выразительным чтением обучающихся. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: особенности изображения природы в лирике поэта. Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности. | Учить стих. наизусть. | 29.11/ |
36. | Ф. И. Тютчев «С поляны коршун поднялся». | 1ч | Ф. И. Тютчев «С поляны коршун поднялся». Судьба человека и судьба коршуна. | Продолжить знакомство с поэзией Тютчева и работу над выразительным чтением обучающихся. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: понятия: «лирический герой», «художественный образ». Уметь: анализировать лирическое произведение. | С. 200-201, пересказ; выразит. читать стих. | 1.12/ |
37. | Ф. И. Тютчев «Листья». | 1ч | Ф. И. Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворе-ния. | Продолжить обучение анализу лирического произведения по предложенной схеме. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Уметь: выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения по схеме. | Стр. 206 – вопросы; | 2.12/ |
38. | А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила» | 1ч | А. А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила» Природа как воплощение прекрасного. | Расширить знания обучающихся о русской поэзии 19-начала 20 века, познакомить с поэзией Фета. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать: особенности изображения природы в лирике А. А. Фета. Уметь: анализировать лирическое произведение. | Учить стих. наизусть; | 6.12/ |
39. | А. А. Фет «Ещё майская ночь…». Переплетение тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». | 1ч | А. А. Фет «Ещё майская ночь…». Переплетение тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты. | Продолжить знакомство с поэзией А. А. Фета; совершенствовать навыки анализа лирического произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать: особенности изображения природы в лирике поэта, понятия: «лирический герой», «художественный образ». Уметь: анализировать лирическое произведение по плану. | Учить стих. наизусть. | 8.12/ |
40. | Р.р. Подготовка к сочинению по лирике А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. | 1ч | Р.р. Подготовка к сочинению по лирике А. А. Фета и Ф. И. Тютчева. | Учить умению анализировать лирическое произведение по предложенной схеме. | Урок развития речи. | Уметь: выполнять анализ лирического произведения по предложенной схеме, писать сочинение. | Написать сочинение. | 9.12/ |
41-42. | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения. | 2ч | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворе-ния. | Познакомить с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на его творчество; познакомить со стихотворением «Железная дорога»; показать своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: факты жизни и творчества Некрасова; содержание стихотворения; обличительный пафос стихотворения. Уметь: определять тематику произведения; особенности языка и стиля. | С. 215-217, пересказ.; Учить 1 часть; | 13.12/ 15.12/ |
43. | Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». | 1ч | Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабрист-ская тема в творчестве А. Н. Некрасова. | Познакомить с содержанием произведения; проследить связь с историческими событиями. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать: художественные особенности поэмы. Уметь: выполнять анализ поэмы. | С. 242-244, пересказ; | 16.12/ |
44-45. | Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Изображение человека из народа и представителя царской власти. | 2ч | Н. С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Изображение человека из народа и представителя царской власти. | Сообщить обучающимся краткие биографические сведения о Лескове; познакомить с историей создания «Левши» и идейным смыслом произведения; дать определения сказа. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: сказ, особенности сказа, идейный смысл произведения. Уметь: характеризовать идейное содержание произведения; выполнять художественный пересказ эпизодов. | С. 245-248, пересказ; Читать по главам. | 20.12/ 22.12/ |
46. | Н. С. Лесков. Сказ «Левша». «Портрет» Левши. | 1ч | Н. С. Лесков. Сказ «Левша». «Портрет» Левши. | Работать над характеристикой Левши; отметить своеобразие произведения, его связь с фольклором. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать: понятие «речевая характеристика». Уметь: выполнять характеристику героя. | Стр. 292- вопросы; | 23.12/ |
47. | Н. С. Лесков «Человек на часах». | 1ч | Н. С. Лесков «Человек на часах». | Продолжить знакомство с творчеством Лескова; познакомить с содержанием рассказа «Человек на часах». | Урок внеклассного чтения. | Знать: содержание рассказа. Уметь: определять тему, основную мысль рассказа. | Отвечать на вопросы. | 27.12/ |
48. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Лошадиная фамилия». «Пересолил». | 1ч | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Лошадиная фамилия». «Пересолил». | Познакомить с биографией Чехова А. П., раскрыть природу смешного в его рассказах. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: сведения из биографии А.П.Чехова; жанр юмористического рассказа. Уметь: анализировать содержание рассказа. | С. 300-302: | 29.12/ |
49. | А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. | 1ч | А. П. Чехов «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев. | Продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над понятиями «юмор», «сатира», «комическое» изображение. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать: содержание рассказа. Уметь: анализировать содержание рассказа. | Вопросы стр. 302; | 12.01/ |
50. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов. | 1ч | Родная природа в стихотворе-ниях русских поэтов. | Продолжить знакомство с творчеством русских поэтов: Е. А. Баратынским, Я. П. Полонским, А. К. Толстым, их стихами о природе. | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать: поэтов, их творчество. Уметь: анализировать лирическое произведение. | Учить 1 стих. | 13.01/ |
Литература 20 века (31ч) |
51-52. | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. | 2ч | Литература 20 века. А. П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. | Дать сведения из биографии А. П. Платонова; познакомить с его рассказами; показать своеобразие языка и стилистической манеры писателя. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: факты биографии Платонова; содержание рассказа. Уметь: анализировать эпизоды, формулировать выводы. | Дочитать рассказ; Ответ. на вопросы. | 17.01/ 19.01/ |
53-54. | А. С. Грин «Алые паруса». Победа мечты над реальностью. Душевная чистота главных героев. | 2ч | А. С. Грин «Алые паруса». Победа мечты над реальностью. Душевная чистота главных героев. | Познакомить с биографией писателя, с его произведением; отметить нравственные аспекты, душевную чистоту главных героев. | Уроки внеклассного чтения. | Знать: факты биографии А. С. Грина; содержание произведения. Уметь: анализировать прочитанное, формулировать выводы. | Прочитать 2-ю главу; Стр. 28, вопросы. | 20.01/ 24.01/ |
55. | М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть отношений Насти и Митраши. | 1ч | М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть отношений Насти и Митраши. | Познакомить с фактами биографии М. М. Пришвина; дать понятие «сказка-быль»; познакомить с идейно-художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. Обучение чтению. | Знать: биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль», содержание произведения. Уметь: давать характеристику герою. | Прочитать стр. 45-62; | 26.01/ |
56-57. | Образ природы в сказке-были Пришвина М. М. «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | 2ч | Образ природы в сказке-были Пришвина М. М. «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | Подвести к определению главной идеи произведения; совершенствовать навыки сопоставления героев, эпизодов; провести анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне…». | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знать: главную идею произведения, основную мысль. Уметь: проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов. | Прочитать стр. 63-72; Вопросы стр. 72; | 27.01/ 31.01/ |
58. | Особенности композиции и смысл названия сказки-были Пришвина М. «Кладовая солнца». | 1ч | Особенности композиции и смысл названия сказки-были Пришвина М. «Кладовая солнца». | Отметить нравственные проблемы в сказке-были; рассмотреть особенности композиции; обсудить смысл названия; определить сказочные мотивы в повествовании и их художественную функцию. | Беседа. Практикум. | Знать: особенности композиции, философский смысл названия. Уметь: характеризовать художественное своеобразие сказки; обсуждать нравственные вопросы. | Вопросы и задания стр. 73-74; | 2.02/ |
59. | Сочинение по произведению Пришвина М. М. «Кладовая солнца». | 1ч | Сочинение по произведению Пришвина М. М. «Кладовая солнца». | Учить писать сочинение на заданную тему. | Урок развития речи. | Уметь: писать сочинение, анализировать нравственные вопросы, поставленные в произведении. | Дописать сочинение. | 3.02/ |
60-61. | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д. Самойлов «Сороковые…» | 2ч | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен-щины…». Д. Самойлов «Сороко-вые…» | Познакомить с творчеством Симонова К., Д. Самойлова, С. Орлова; помочь обучающимся осмыслить тему войны. | Уроки развития речи. | Знать: факты биографии Симонова, Орлова, Самойлова. Уметь: выразительно читать стихотворения, осмысливать тематику, нравственные аспекты, анализировать стихотворения. | Учить стих. наизусть Выразит читать стих. | 7.02/ 9.02/ |
62-63. | А. А. Лиханов «Последние холода». Дети и война. | 2ч | А. А. Лиханов «Последние холода». Дети и война. | Познакомить с фактами из биографии писателя, с произведением; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста. | Уроки внеклассного чтения. | Знать: факты биографии А. А. Лиханова, содержание произведения. Уметь: анализировать прочитанное, делать выводы. | Ответить на вопросы. | 10.02/ 14.02/ |
64-65. | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенное время. | 2ч | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенное время. | Познакомить с биографией писателя; понятиями «жанр рассказа», «сюжет», «конфликт»; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста. | Рассказ учителя. Работа с книгой. Беседа. | Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра. Уметь: характеризовать сюжетную линию произведения. | Дочитать рассказ. Вопросы стр. 106; | 16.02/ 17.02/ |
66-67. | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | 2ч | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | Обсудить нравственные проблемы (честность, долг, доброта); ввести понятие «детали»; определить художественную роль пейзажа в рассказе. | Беседа. Работа с книгой. Практикум. | Знать: понятие «художественная деталь». Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы рассказа. | Вопросы и задания стр. 107. | 21.02/ 24.02/ |
68-69. | В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. | 2ч | В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французско-го». Герой рассказа и его сверстники. | Познакомить с личностью писателя, с содержанием рассказа; показать как отражены в рассказе трудности послевоенного времени; рассмотреть приемы характеристики героя; ввести понятия «посвящение», «предисловие»; познакомить с композицией рассказа; показать сложный внутренний мир героя, вспомнить прием антитезы. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. Практикум. | Знать: факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия «посвящение», «предисловие»; прием антитезы; композицию рассказа. Уметь: характеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя. | Стр. 120-130; Стр. 131-146; | 28.02/ 2.03/ |
70-71. | В. Г. Распутин «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 2ч | В. Г. Распутин «Уроки французско-го». Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | Подвести к пониманию душевной щедрости учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика; обсудить смысл названия рассказа. | Беседа. Работа с книгой. Практикум. | Знать: смысл названия рассказа. Уметь: проводить сопоставительный анализ образов, характеризовать внутренние качества человека. | Вопросы и задания стр. 147-148; | 3.03/ 7.03/ |
72. | Сочинение по рассказу Распутина В. Г. «Уроки французского». «Портрет героя». | 1ч | Сочинение по рассказу Распутина В. Г. «Уроки французско-го». «Портрет героя». | Совершенствовать навыки написания творческой работы по произведению, умения давать характеристику герою, выражать свое отношение. | Урок развития речи. | Знать: содержание произведения; понятие нравственного выбора. Уметь: писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному. | Дописать сочинение. | 10.03/ |
73. | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта, человек и природа в лирике поэта. | 1ч | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта, человек и природа в лирике поэта. | Дать сведения о жизни и творчестве Н. Рубцова, показать поэтический мир поэта. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.Рубцова. Уметь: анализировать лирическое произведение. | Учить стих. наизусть; | 14.03/ |
74-75. | Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование характера. | 2ч | Фазиль Искандер «Тринадца-тый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирова-ние характера. | Познакомить с личностью писателя, с содержанием рассказа; показать роль юмора в рассказе; определить нравственные проблемы, затронутые в произведении. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: факты биографии писателя; содержание рассказа; роль юмора. Уметь: постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении. | Вопросы стр. 184; Вопросы и задания стр. 185: | 16.03/ 17.03/ |
76. | Контрольная работа. Тест. | 1ч | Контрольная работа. Тест. | Проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы. | Урок контроля. | Знать: содержание произведений; изученные историко-литературные понятия. Уметь: давать характеристику герою, оперировать изученными понятиями. | | 21.03/ |
77. | Родная природа в русской поэзии 20 века. А. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном». | 1ч | Родная природа в русской поэзии 20 века. А. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном». | Дать сведения о жизни и творчестве А. А. Блока; тема Родины и родной природы в творчестве поэта; обучать выразительному чтению. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: сведения о жизни и творчестве Блока А. А.; темы лирики поэта; понятие «аллитерации». Уметь: выразительно читать стихотворный текст. | Учить стих. наизусть. | 4.04/ |
78. | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. | 1ч | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. | Дать сведения о жизни и творчестве С. А. Есенина; тема Родины и родной природы в лирике поэта; обучать выразительному чтению. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: сведения о жизни и творчестве Есенина С. А.; темы лирики поэта. Уметь: выразительно читать стихотворный текст. | Учить стих. наизусть. | 6.04/ |
79. | А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». | 1ч | А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». | Дать сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой; показать поэтический мир поэтессы и роль художественной детали в поэзии. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: сведения о жизни и творчестве Ахматовой А. А.; темы лирики поэтессы. Уметь: «видеть» роль художественной детали в тексте произведения. | Учить стих. наизусть. | 7.04/ |
80-81. | В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности героев В. Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве В. Шукшина. | 2ч | В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности героев В. Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве В. Шукшина. | Дать сведения о жизни и творчестве В. Шукшина; помочь обучающимся войти в своеобразный мир художественных произведений В. Шукшина. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: основные темы произведений Шукшина В. М.; содержание рассказов. Уметь: анализировать художественное произведение; видеть приемы создания образов героев. | Пересказ; Ответить на вопросы; | 11.04/ 13.04/ |
Литература народов мира (2ч) |
82. | Литература народов мира. К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы ни был малый мой народ». | 1ч | Литература народов мира. К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы ни был малый мой народ». Тема Родины и народа в произведен. | Дать сведения о творчестве и жизни Кулиева К.; познакомить с его стихотворениями. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: сведения о жизни и творчестве Кулиева К. Уметь: выразительно читать стихотворения. | Вопросы стр. 201; | 14.04/ |
83. | Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. | 1ч | Г. Тукай «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. | Дать сведения о жизни и творчестве Г. Тукая; познакомить с его стихотворениями. | Рассказ учителя. Беседа. Обучение выразительному чтению. | Знать: сведения о жизни и творчестве Тукая Г. Уметь: выразительно читать стихотворения. | Вопросы стр. 198; | 18.04/ |
Зарубежная литература (19ч) |
84-85. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | 2ч | Зарубежная литература. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | Активизировать полученные ранее знания о мифах, мифологии; дать определение понятия; познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира; ввести понятие «герой» в древнегреческой мифологии, «положительный герой»; совершенствовать навыки пересказа, умения анализировать и делать собственные выводы. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: понятия: «миф»; «герой» в древнегреческой мифологии; содержание мифов; отличительные особенности мифа и сказки. Уметь: выполнять художественный пересказ, анализировать и делать собственные выводы | Стр. 203-206, ответить на вопросы; Стр. 207-210, вопросы стр. 211; | 20.04/ 21.04/ |
86. | Геродот «Легенда об Арионе». | 1ч | Геродот «Легенда об Арионе». | Дать понятие о легенде; рассказать об особенностях мифа и легенды; познакомить с содержанием «Легенды об Арионе»; показать сочетание реальности и фантастики в легендах и мифах; совершенствовать навыки пересказа разного вида. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: понятие «легенда», содержание «Легенды об Арионе»; владеть навыками пересказа (подробного, сжатого) Уметь: давать характеристику герою, анализировать его поступки, выразительно читать. | Вопросы стр. 214; | 25.04/ |
87. | Гомер «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. | 1ч | Гомер «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. | Дать понятие о древнегреческом эпосе; познакомить с основными событиями изучаемого произведения; учить составлять характеристику героя на основании его поступков. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятия «гипербола», «постоянный эпитет». Уметь: давать характеристику герою. | Пересказ.; | 27.04/ |
88. | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1ч | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | Дать представление о творчестве писателя и месте его произведения в истории и культуре; познакомить с содержанием произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: содержание произведения. Уметь: давать характеристику героям, анализировать их поступки. | Дочитать 2 часть, ответить на вопросы; | 28.04/ |
89-90. | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы. | 2ч | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Образ Санчо Пансы. | Показать художественные особенности и идейное содержание произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: тематику и идейное содержание произведения. Уметь: давать характеристику героям, анализировать их поступки. | Устное сочинение о Дон Кихоте. | 4.05/ 5.05/ |
91. | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, чести, достоинства в балладе. | 1ч | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, чести, достоинства в балладе. | Познакомить с произведением; раскрыть идею баллады, показать напряженность сюжета и неожиданность развязки. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: содержание баллады, жанр баллады. Уметь: анализировать текст баллады. | Вопросы стр. 258; | 11.05/ |
92-93. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Своеобразие главного героя. | 2ч | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Своеобразие главного героя. | Познакомить с произведением, раскрыть сюжет, тему и идею; показать характер главного героя как двигатель сюжета. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: содержание произведения, жанр новеллы. Уметь: владеть навыками анализа текста. | Вопросы стр. 277; | 12.05/ 16.05/ |
94-95. | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. | 2ч. | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Том и Гек: общность и различие. | Познакомить с личностью и творчеством писателя; с содержанием произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: содержание произведения. Уметь: владеть навыками анализа текста. | Устное сочинение. Ответить на вопросы. | 18.05/ 19.05/ |
96-97. | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Средства создания комического. Юмор в произведении. | 2ч | М. Твен «Приключения Гекльберри Финна». Средства создания комического. Юмор в произведении | Показать взаимоотношение и дружбу героев произведения. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: приемы сравнительной характеристики. Уметь: проводить сравнительную характеристику героев. | Ответить на вопросы. | 22.05/ 23.05/ |
98-99. | А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. | 2ч | А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. | Познакомить с личностью и творчеством писателя; донести философский смысл сказки; показать художественные особенности и стиль. | Рассказ учителя. Беседа. Работа с книгой. | Знать: содержание сказки. Уметь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род, жанр; выявлять авторскую позицию. | Вопросы стр. 299; Устное сочинение. | 25.05/ 26.05/ |
100. | Тест. Выявление уровня литературного развития обучающихся. | 1ч | Тест. Выявление уровня литературно-го развития обучающихся. | Проверить знание текстов литературных произведений, знание истории литературы, знание изученных сведений по теории литературы. | Урок контроля. | Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса. Уметь: определять роды и жанры произведений, давать характеристику герою; пересказывать эпизоды произведений; формулировать тему, идею произведения | | 27.05/ |
101. | Сочинение ««Мой любимый литера-турный герой и его нравственные качества» | 1ч | Сочинение ««Мой любимый литературный герой и его нравственные качества» | Выявить уровень литературного развития обучающихся. Сочинение «Мои любимые литературные герои и их нравственные качества» | Урок развития речи | Знать: литературных героев, теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса. Уметь: давать характеристику литературному герою, определять роды и жанры произведений, пересказывать эпизоды произведений; формулировать тему, идею пр. | | 29.05/ |
102. | Итоговый урок. Задания для летнего чтения. | 1ч | Итоговый урок. Задания для чтения. | Дать обучающимся задания для летнего чтения. | Итоговый урок. | Задания для летнего чтения. | Задания для летнего чтения. | 30.05/ |